РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:
• адаптироваться к новым условиям жизни,
• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,
• анализировать ситуацию,
• адекватно изменять свою деятельность,
• уметь владеть средствами коммуникации,
• добывать информацию и эффективно использовать ее.
Этому школа должна учить с самых первых шагов, как только ребенок переступил порог школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost_na_urokah_matematiki.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:
• адаптироваться к новым условиям жизни,
• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,
• анализировать ситуацию,
• адекватно изменять свою деятельность,
• уметь владеть средствами коммуникации,
• добывать информацию и эффективно использовать ее.
Этому школа должна учить с самых первых шагов, как только ребенок переступил порог школы.
Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности, наиболее эффективным является использование их во внеклассной работе т.к.:
• ребенок более раскован, раскрепощен;
• учитель может использовать различные формы деятельности.
Реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся ключевыми.
Ценностно-смысловая компетенция.
Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения.
Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Лучше всего для реализации данной компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
Общекультурная компетенция.
Подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Например: «Известно, что ученики 2-го класса должны спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов они будут бодрствовать?»
Таким образом, работая над данной задачей, ребенок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления способствуют различные практические приемы организации работы учеников.
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку, тем проще перестроиться ученику под новые требования.
«Тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу». Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.
Информационная компетенция.
В своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к реализации себя в социуме. Для детей с нарушением речи это вдвойне важно.
Информационная компетенция может быть реализована не ранее чем в 3-4 классах. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «Найти любую информацию о древнегреческом ученом Пифагоре». Далее работа на уроке, посвященном Пифагору, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение личности Пифагора, а становление (совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.
Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
Коммуникативная компетенция.
Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. То есть создание коммуникационных приемов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.). Данные приемы активно используются в современной начальной школе и им посвящено множество исследований.
Социально-трудовая компетенция.
Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети научаются считать, вычислять, измерять и так далее. Необходимы постоянные закрепления, усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями. Этому способствует работа по блокам-предписаниям, которая направлена на организацию самостоятельной работы.
Работа по блокам – предписаниям.
Работа по рабочей тетради.
Проверь работу по ключу.
Работа в парах.
Если затрудняешься, то используй подсказку.
Компетенция личного самосовершенствования.
Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. То есть, как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в дальнейшей жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует:
- овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- приобретению навыков логического мышления, а так же развитию воображения и интуиции (пространственные представления, возможность предвидеть результат);
- формированию мировоззрения (понимание математики и действительности, знакомство с методом математики, его отличие от методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач);
- обогащение запаса историко-научных знаний, которые должны входить в интеллектуальный багаж каждого современного человека (знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку).
Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета прописаны в стандарте образования по математике, где определены следующие цели:
• ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.)
• сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, ширине, массе, вместимости.
• определение времени по часам (в часах и минутах)
• решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
• оценка размеров предметов «на глаз»
• самостоятельная конструкторская деятельность (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Анализ данных целей показывает, что в образовательный стандарт по математике в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.
Литература
1. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: Академия АПК и ПРО, 2008.
2. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов и подходов. Учебно-методическое пособие.- М.: Академия АПК и ПРО, 2008.
3. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода в деятельности учителя начальных классов
В статье приведена структура урока введения нового знания в логике компетентностного подхода, с требованиями ФГОС....
Компетентностный подход на уроках математики в начальной школе
Выступление на методическом объединении....
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...
Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе
Школу делает школой учитель. Учителя разные - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прие...
Грушина Т.О. Луканова Н.Ю. Трудности реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе. (статья) Публикация ЕНО
В статье освещаются трудности реализации ФГОС НОО в начаьной школе на примере уроков математики. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы....
Научно-практическая конференция "Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе"
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...