Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_slaydam_seminar_2012.docx | 33.84 КБ |
slaydy_k_seminaru_2012.pptx | 144.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход и его реализация на уроках математики в начальной школе,или как открывать знания вместе с детьми. (слайд 1)
На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Думаю , что на уроке изучения нового материала. И важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо :’’ Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так , что дети сами открывают новое знание’’
Сегодня поговорим о том , как открывать знания вместе с детьми, о деятельностном подходе и его реализации на уроках математики .
Чуть – чуть теории вначале (без неё – не обойтись ), а ,,под занавес ’’ – несколько примеров использования данного метода на уроках.
Суть деятельностного подхода можно схватить одной фразой : ,,тип обучения , обеспечивающий творческое усвоение знаний”
На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору ,обработке ,анализу и организации информации ,умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Иными становятся и задачи учителя – не поучать ,а побуждать, не оценить ,а анализировать.
Основная идея состоит в такой организации обучения ,когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем , а открывает новое знание в процессе собственной деятельности.
(слайд 2 )
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков . меняет саму систему взаимоотношений ,,учитель- ученик”
Сразу возникает множество вопросов :
-какой должна быть структура урока
-как его подготовить
-как добиться того ,чтобы дети включались в деятельность , а не ждали ,пока учитель сам им все расскажет.
Необходима новая технология обучения ,которая,с одной стороны реализует деятельностный подход, а с другой – обеспечивает прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий.
Указанным требованиям соответствует именно деятельностный метод, основные этапы которого представлены на следующей схеме : (слайд 3 )
Данная технология обучения обеспечивает включение детей в деятельность с одной стороны, а с другой – прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий.
Обратимся к конкретным примерам : использование деятельностного метода при изучении вычитания 2значных чисел с переходом через разряд – является одной из самых сложных тем курса начальной школы.
Учитель предлагает : решите примеры
(слайд 4 )
- разбейте их на группы
Дети могут назвать различные способы разбиения : (по значению разности 7 или 8 ,по равенству вычитаемого и разности и т.д.)
- что общего у примеров ?
[Д – они на вычитание с переходом через разряд]
- какие еще умеете решать примеры?
[Д – на вычитание 2значных чисел без перехода через разряд ]
(слайд 5 )
Разгадайте уменьшаемые , если известно , что разность между цифрами , обозначающими десятки и единицы равна 3
Учитель раскрывает закрытые цифры , идет решение примеров.
Алгоритм для 2-3 примеров проговаривается вслух. При решении последнего примера дети испытывают затруднения и некоторые вообще не могут решить.
У – цель нашего урока – изобрести прием вычитания, который поможет легко решить этот пример:
(слайд 6 )
Выкладывают модель примера – Мы рисовали в тетради.
-почему не можем вычесть ?
[Д – в уменьшаемом не хватает единиц ]
- разве уменьшаемое меньше вычитаемого ?
[ Д - нет ]
Где же спрятались единицы?
[Д – в десятке]
- что надо сделать?
[Д – 1 десяток заменить 10 единицами ]
ОТКРЫТИЕ!
- Решите пример:
Итак ,новый прием заключается в следующем :раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Только всегда нужно помнить о том , что число десятков при этом уменьшается на 1 !!!
Затем первичное закрепление , дорисовывание графических моделей и одновременное комментирование решений.
Дети решают и комментируют до тех пор ,пока не заметят закономерность. Как правило, это 2-3 примера. Отмечу что комментирование одно из любимых видов деятельности учащегося.
И немного об итоге урока
- Какие примеры учились решать ?
- Можете ли теперь решить подобный пример тому , который вызывал трудность в начале урока?
41- 24
- Придумайте и решите подобные примеры.
Д.З. Составить свой пример (примеры) на новый вычислительный приём и решите его (их) графически и в ,,столбик ’’. Предложите решить подобные примеры одноклассникам.
Еще несколько примеров приемов создания проблемных ситуаций.
Слайд 7
На этапе актуализации опорных знаний появляется запись
- найдите значения этих выражений (учащиеся испытывают затруднения в нахождении значения последнего выражения)
Далее идёт постановка учебной задачи (проблемы)
- выполним задание . Почему?
[не умеем находить значение таких выражений]
- какой возникает вопрос ?
[как найти значение выражения с переменной]
Слайд 8
У – на доске ряд чисел . Что это за число?
[одно и 2значные]
У – выпишите в 1 столбик однозначные числа и умножьте их на 8 .
У – выпишите в другой столбик 2значные числа и тоже умножьте их на 8. (испытывают затруднения )
Этого еще не умеем ( осознание затруднения)
У – какова же тема нашего урока?
(идет побуждение к формулировке вопроса )
Дети отвечают – Учебная проблема как тема урока – умножение 2значных чисел на 1значные.
Слайд 9
Составляя выражение к данной задаче ,ученики оказываются в проблемной ситуации, побуждающей к осознанию противоречия и формулированию проблемы, диалог завершается примерно так :
Ученики : Надо придумать новый – короткий способ записи. Слайд 10
Учитель : ( не объявляя темы урока )
- чему равна S прямоугольника?
[ Д – произведению длин его сторон]
У : Найдите S прямоугольника со сторонами a и b
Какими способами это делали?
[Д- можно a * b, можно b * a]
У – зависит ли значение произведения от порядка множителей ?
,, Открытие’’ нового значения :переместительного свойства : от перестановки множителей ,произведение не меняется.
Что ,по – вашему ,уважаемые коллеги ,является важнейшим условием успешной учёбы? Наличие у ребенка высокой учебной мотивации , познавательного интереса.
Монолог, как это ни прискорбно ,не борется за детский интерес к учебному материалу . Нет интереса – быстрое утомление ,нервные перегрузки.
Так что 100 раз был прав острослов , утверждающий ,что девиз традиционного обучения - ,, знания – силой ”
Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала. Поэтому и закрепление идет и быстрее и легче.
Итак ,важнейшим из методов обучения являются – проблемный диалог .
И побуждающий и подводящий . И оба хороши ! И каждый по – своему .
1ый – формирует творческие способности и поэтому обязателен при обучении одаренных ,сильных , способных.
2ой – мощно развивает логическое мышление и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в полном объеме характерен для учебников Людмилы Георгиевны Петерсон и учебников из комплекта ,,Гармония ” Истоминой , работая по которым видишь не только результаты своей работы, а в первую очередь горящие глаза учеников. Спасибо авторам учебников за это ! Не отказывайте себе в удовольствии видеть плод своей работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно – познавательную деятельность, называют деятельностным подходом
Постановка учебной задачи ,, Открытие ’’ детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Контроль Решение задач на повторение
Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20 15 – 7 , 14 – 7 , 17 – 9 , 16 – 8 , 11 – 4 , 15 – 8 15 – 7 = 8 14 – 7 = 7 17 – 9 = 8 16 – 8 = 8 11- 4 = 7 15 – 8 = 7
Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд *9 – 64 , 7* - 54 , *5 – 44 , 3* - 34 , *1 – 24 69 – 64 , 74 - 54, 85 – 44 , 36 – 34 , 41 – 24
“ Открытие ” детьми нового знания
Выражения с переменной 5 x 3 , 7 x 4 , 8 + 6 , 30 – 25 , 48 : 6 , 3 + 9 , x + 3
Умножение двузначного числа на однозначное 8 , 9 , 6 , 32 , 14 , 7 , 26 , 48
Цель : ввести новое арифметическое действие – умножение реши задачу : на одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить к 120 рубашкам ?
Цель : рассмотреть переместительное свойство умножения S а b S = a x b S = b x a
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Статья Реализация деятельностного подхода на уроке математики.
В статье рассказывается, как средствами учебника математики осуществляется деятельностный подход в обучении, описывается структура урока....
Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.
Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и пониман...
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:• адап...
Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...