Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме

Шафорост Надежда Викторовна

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_slaydam_seminar_2012.docx33.84 КБ
Файл slaydy_k_seminaru_2012.pptx144.21 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход и его реализация на уроках математики в начальной школе,или как открывать знания вместе с детьми. (слайд 1)

На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Думаю , что на уроке изучения нового материала. И важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо :’’ Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так , что дети сами открывают новое знание’’

Сегодня поговорим о том , как открывать знания вместе с детьми, о деятельностном подходе и его реализации на уроках математики .

Чуть – чуть теории вначале (без неё – не обойтись ), а ,,под занавес ’’ – несколько примеров использования данного метода на уроках.

Суть деятельностного подхода можно схватить одной фразой : ,,тип обучения , обеспечивающий творческое усвоение знаний”

На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору ,обработке ,анализу и организации информации ,умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Иными становятся и задачи учителя – не поучать ,а побуждать, не оценить ,а анализировать.

Основная идея состоит в такой организации обучения ,когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное  учителем , а открывает новое знание в процессе собственной деятельности.

(слайд 2 )

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков . меняет саму систему взаимоотношений  ,,учитель- ученик”

Сразу возникает множество вопросов :

-какой должна быть структура урока

-как его подготовить

-как добиться того ,чтобы дети включались в деятельность , а не ждали ,пока учитель сам им все расскажет.

Необходима новая технология обучения ,которая,с одной стороны реализует деятельностный подход, а с другой – обеспечивает прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий.

Указанным требованиям соответствует именно  деятельностный метод, основные этапы которого представлены на следующей схеме : (слайд 3 )

Данная технология обучения обеспечивает включение детей  в деятельность с одной стороны, а с другой – прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий.

Обратимся к конкретным примерам : использование деятельностного метода при изучении вычитания 2значных чисел с переходом через разряд – является одной из самых сложных тем курса начальной школы.

Учитель предлагает : решите примеры

(слайд 4 )

- разбейте их на группы

Дети могут  назвать различные способы разбиения  : (по значению разности 7 или 8 ,по равенству вычитаемого и разности и т.д.)

- что общего у примеров ?

[Д – они на вычитание с переходом через разряд]

- какие еще умеете решать примеры?

[Д – на вычитание 2значных чисел без перехода через разряд ]

(слайд 5 )

Разгадайте уменьшаемые , если известно , что разность между цифрами , обозначающими десятки и единицы равна 3  

Учитель раскрывает закрытые цифры , идет решение примеров.

Алгоритм для 2-3 примеров проговаривается вслух. При решении последнего примера дети испытывают затруднения и некоторые вообще не могут решить.

У – цель нашего урока – изобрести прием вычитания, который поможет легко решить этот пример:

(слайд 6 )

Выкладывают модель примера – Мы  рисовали в тетради.

-почему не можем вычесть ?

[Д – в уменьшаемом не хватает единиц ]

- разве уменьшаемое меньше вычитаемого ?

[ Д - нет ]

Где же спрятались единицы?

[Д – в десятке]

- что надо сделать?

[Д – 1 десяток заменить 10 единицами ]

ОТКРЫТИЕ!

- Решите пример:

Итак ,новый прием заключается в следующем :раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Только всегда нужно помнить о том , что число десятков при этом уменьшается на 1 !!!

Затем первичное закрепление , дорисовывание  графических моделей и одновременное комментирование решений.

Дети решают и комментируют до тех пор ,пока не заметят закономерность. Как правило, это 2-3 примера. Отмечу что комментирование одно из любимых видов деятельности учащегося.

И немного об итоге урока

- Какие примеры учились решать ?

- Можете ли теперь решить подобный пример  тому , который вызывал трудность в начале урока?

41- 24

- Придумайте и решите подобные примеры.

Д.З. Составить свой пример (примеры) на новый вычислительный приём и решите его (их) графически и в ,,столбик ’’. Предложите решить подобные примеры одноклассникам.

Еще несколько примеров приемов создания проблемных ситуаций.

Слайд 7

На этапе актуализации опорных знаний появляется запись

- найдите значения этих выражений (учащиеся испытывают затруднения в нахождении значения последнего выражения)

Далее идёт постановка учебной задачи (проблемы)

- выполним задание . Почему?

[не умеем находить значение таких выражений]

- какой возникает вопрос ?

[как найти значение выражения с переменной]

Слайд  8

У – на доске ряд чисел . Что это за число?

 [одно и 2значные]

У – выпишите в 1 столбик однозначные числа и умножьте их на 8 .

У – выпишите в другой столбик 2значные числа и тоже умножьте их на 8. (испытывают затруднения )

Этого еще не умеем ( осознание затруднения)

У – какова же тема нашего урока?

(идет побуждение  к формулировке вопроса )

Дети отвечают – Учебная проблема как тема урока – умножение 2значных чисел на 1значные.

Слайд 9

 Составляя выражение к данной задаче ,ученики оказываются в проблемной ситуации, побуждающей к осознанию противоречия и формулированию проблемы, диалог завершается примерно так :

Ученики : Надо придумать новый – короткий способ записи. Слайд 10

Учитель : ( не объявляя темы урока )

- чему равна S прямоугольника?

 [ Д –  произведению длин его сторон]

У : Найдите S прямоугольника со сторонами  a и b 

Какими способами это делали?

[Д- можно a * b, можно b * a]

У – зависит ли значение произведения от порядка множителей ?

,, Открытие’’ нового значения :переместительного свойства : от перестановки множителей ,произведение не меняется.

Что ,по – вашему ,уважаемые коллеги ,является важнейшим условием успешной учёбы? Наличие у ребенка высокой учебной мотивации , познавательного интереса.

Монолог, как это ни прискорбно ,не борется за детский интерес к учебному материалу . Нет интереса – быстрое утомление ,нервные перегрузки.

Так что 100 раз был прав острослов , утверждающий ,что девиз традиционного обучения - ,, знания – силой ”

Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает  понимание материала. Поэтому и закрепление идет и быстрее и легче.

Итак ,важнейшим из методов обучения являются – проблемный диалог .

И побуждающий и подводящий . И  оба хороши ! И каждый по – своему .

1ый – формирует творческие способности и поэтому обязателен при обучении одаренных ,сильных , способных.

2ой – мощно развивает логическое мышление и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в полном объеме характерен  для учебников Людмилы Георгиевны Петерсон и учебников из комплекта ,,Гармония ” Истоминой , работая по которым видишь не только результаты своей работы, а в первую очередь горящие глаза учеников. Спасибо авторам учебников за это ! Не отказывайте себе в удовольствии видеть плод своей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход и его реализация на уроках математики в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми Учитель нач. классов МОУ ,, СОШ № 4 ’’ Шафорост Н.В.

Слайд 2

Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно – познавательную деятельность, называют деятельностным подходом

Слайд 3

Постановка учебной задачи ,, Открытие ’’ детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Контроль Решение задач на повторение

Слайд 4

Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20 15 – 7 , 14 – 7 , 17 – 9 , 16 – 8 , 11 – 4 , 15 – 8 15 – 7 = 8 14 – 7 = 7 17 – 9 = 8 16 – 8 = 8 11- 4 = 7 15 – 8 = 7

Слайд 5

Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд *9 – 64 , 7* - 54 , *5 – 44 , 3* - 34 , *1 – 24 69 – 64 , 74 - 54, 85 – 44 , 36 – 34 , 41 – 24

Слайд 6

“ Открытие ” детьми нового знания

Слайд 7

Выражения с переменной 5 x 3 , 7 x 4 , 8 + 6 , 30 – 25 , 48 : 6 , 3 + 9 , x + 3

Слайд 8

Умножение двузначного числа на однозначное 8 , 9 , 6 , 32 , 14 , 7 , 26 , 48

Слайд 9

Цель : ввести новое арифметическое действие – умножение реши задачу : на одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить к 120 рубашкам ?

Слайд 10

Цель : рассмотреть переместительное свойство умножения S а b S = a x b S = b x a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Статья Реализация деятельностного подхода на уроке математики.

В статье рассказывается, как средствами учебника математики осуществляется деятельностный подход в обучении, описывается структура урока....

Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и пониман...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:• адап...

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...