«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы»
статья по теме

Окулова Валерия Сергеевна

Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.

Задачи:

  • раскрыть сущность образовательной парадигмы;
  • рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики;
  • раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
  • познакомить с классификацией современных педагогических технологий;
  • приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий;
  • разработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы»

Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.

Задачи:

  • раскрыть сущность образовательной парадигмы;
  • рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики;
  • раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
  • познакомить с классификацией современных педагогических технологий;
  • приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий;
  • разработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.

Группы педагогических технологий:

Технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
Технологии личностно-ориентированного обучения;
Технологии развивающего обучения.

Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.

Новые педагогические технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

Технология современного урока: концептуальные подходы

  • Целостность
  • Постановка задач обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь и единство
  • Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся
  • Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения
  • Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха
  • Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, соревновательности)
  • Формирование способов умственных действий учащихся
  • Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих сознательной мотивации обучения
  • Гибкая, неформальная система контроля
  • Целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока
  • Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в зоне ближайшего развития
  • Связь теории с практикой
  • Системность уроков. Каждый урок – ступенька продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактической единицы

Разновидности, последователи технологий обучения 

Классической классно-урочной технологии обучения

  • Лекционно-семинарско-зачётная система

  Технологии современного урока

  • Нетрадиционные типы уроков
  • интегрированные уроки;
  • уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, эстафеты, ролевые игры, викторины, аукционы);
  • уроки творчества (исследование, проект, мозговая атака, изобретательство);
  • уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, диспут, телепередача, устный журнал);
  • уроки с использованием фантазии (сказка, сюрприз);
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, выборы, учёный совет);
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (гостиная, спектакль, путешествие и др.).

Причины выбора инновационных технологий

  • Образовательные технологии легко вписываются  в учебный процесс классно-урочной системы.
  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
  • Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  • Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу.
  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Классификация инновационных педагогических технологий

Признаки классификаций:

  • уровень применения;
  • методологический подход;
  • ориентация на сферы и структуры индивида;
  • вид педагогической деятельности;
  • организационные формы;
  • средства обучения и воспитания;
  • подход к ребёнку.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

  • Игровые технологии (финансово-экономические деловые игры, школа-театр)
  • Проблемное обучение (частично-поисковый метод, исследовательский метод, эвристическое обучение)
  • Технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова (технологии шаталовского типа по школьным учебным предметам)
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  • Интерактивные технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проведения дискуссий, «дебаты», тренинговые технологии)
  • Технология современного проектного обучения (метод проектов) (метод жизненных заданий, метод исканий)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

  • Технология программированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации (дифференциация по уровню развития способностей, внутриклассная (внутрипредметная дифференциация)
  • Технология индивидуализации обучения
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
  • Технология групповой деятельности (модель: групповая работа в классе; модель: обучение в разновозрастных группах и классах; модели коллективного творческого решения проблем)

Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования

  • Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) (П.М. Эрдниев)
  • Технология «Диалог культур» (В.С. Библер и С.Ю. Курганов)
  • Технология развития теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,Н.Ф. Талызина и М.Б. Волович)
  • Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
  • Интегральная образовательная технология (В.В. Гузеев)
  • Интегрирование (объединение) учебных дисциплин 

  - Создание объединённых курсов (биологии, географии и химии – естествознание; истории, литературы, музыки, ИЗО - МХК);
  - Интегрированные уроки (объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении);
  - Интегрированные дни;
«Синхронизация» параллельных программ, учебных курсов, тем
Межпредметные связи (МПС).

Технологии развивающего обучения

  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
  • Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
  • Технология творческого развивающего обучения И.П. Волкова;
  • ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера;
  • Методика коллективных творческих дел (КТД) И.П. Иванова;
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
  • Технология саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко);
  • Интегративная технология развивающего обучения  (Л.Г. Петерсон);


Альтернативные педагогические технологии

  • Технология продуктивного образования («Школа без стен», авторы - американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури, Р. Сафран );
  • Технология вероятностного образования (А.М. Лобок);
  • Технология мастерских («Французская группа нового воспитания ЖФЭН»);
  • Студии А.Н. Тубельского;
  • Мастер – классы;
  • Проектные мастерские (совмещение технологий проектов и мастерских).

Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка Интегративная учебная деятельность.

Современные требования к урокам приводят к поиску новых технологий и методик. Один из них интегративные технологии....

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....