«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы»
статья по теме
Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.
Задачи:
- раскрыть сущность образовательной парадигмы;
- рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики;
- раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
- познакомить с классификацией современных педагогических технологий;
- приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий;
- разработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы»
Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.
Задачи:
- раскрыть сущность образовательной парадигмы;
- рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики;
- раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
- познакомить с классификацией современных педагогических технологий;
- приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий;
- разработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.
Группы педагогических технологий:
Технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
Технологии личностно-ориентированного обучения;
Технологии развивающего обучения.
Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.
Новые педагогические технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Технология современного урока: концептуальные подходы
- Целостность
- Постановка задач обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь и единство
- Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся
- Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения
- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха
- Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, соревновательности)
- Формирование способов умственных действий учащихся
- Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих сознательной мотивации обучения
- Гибкая, неформальная система контроля
- Целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока
- Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в зоне ближайшего развития
- Связь теории с практикой
- Системность уроков. Каждый урок – ступенька продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактической единицы
Разновидности, последователи технологий обучения
Классической классно-урочной технологии обучения
- Лекционно-семинарско-зачётная система
Технологии современного урока
- Нетрадиционные типы уроков
- интегрированные уроки;
- уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, эстафеты, ролевые игры, викторины, аукционы);
- уроки творчества (исследование, проект, мозговая атака, изобретательство);
- уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, диспут, телепередача, устный журнал);
- уроки с использованием фантазии (сказка, сюрприз);
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, выборы, учёный совет);
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (гостиная, спектакль, путешествие и др.).
Причины выбора инновационных технологий
- Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
- Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
- Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
- Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
- Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу.
- Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
- Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Классификация инновационных педагогических технологий
Признаки классификаций:
- уровень применения;
- методологический подход;
- ориентация на сферы и структуры индивида;
- вид педагогической деятельности;
- организационные формы;
- средства обучения и воспитания;
- подход к ребёнку.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
- Игровые технологии (финансово-экономические деловые игры, школа-театр)
- Проблемное обучение (частично-поисковый метод, исследовательский метод, эвристическое обучение)
- Технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова (технологии шаталовского типа по школьным учебным предметам)
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
- Интерактивные технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проведения дискуссий, «дебаты», тренинговые технологии)
- Технология современного проектного обучения (метод проектов) (метод жизненных заданий, метод исканий)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- Технология программированного обучения
- Технологии уровневой дифференциации (дифференциация по уровню развития способностей, внутриклассная (внутрипредметная дифференциация)
- Технология индивидуализации обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
- Технология групповой деятельности (модель: групповая работа в классе; модель: обучение в разновозрастных группах и классах; модели коллективного творческого решения проблем)
Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования
- Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) (П.М. Эрдниев)
- Технология «Диалог культур» (В.С. Библер и С.Ю. Курганов)
- Технология развития теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,Н.Ф. Талызина и М.Б. Волович)
- Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
- Интегральная образовательная технология (В.В. Гузеев)
- Интегрирование (объединение) учебных дисциплин
- Создание объединённых курсов (биологии, географии и химии – естествознание; истории, литературы, музыки, ИЗО - МХК);
- Интегрированные уроки (объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении);
- Интегрированные дни;
«Синхронизация» параллельных программ, учебных курсов, тем
Межпредметные связи (МПС).
Технологии развивающего обучения
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
- Технология творческого развивающего обучения И.П. Волкова;
- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера;
- Методика коллективных творческих дел (КТД) И.П. Иванова;
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
- Технология саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко);
- Интегративная технология развивающего обучения (Л.Г. Петерсон);
Альтернативные педагогические технологии
- Технология продуктивного образования («Школа без стен», авторы - американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури, Р. Сафран );
- Технология вероятностного образования (А.М. Лобок);
- Технология мастерских («Французская группа нового воспитания ЖФЭН»);
- Студии А.Н. Тубельского;
- Мастер – классы;
- Проектные мастерские (совмещение технологий проектов и мастерских).
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
Данный материал будет полезен для преподавателей начальной школы....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
доклад...
Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка Интегративная учебная деятельность.
Современные требования к урокам приводят к поиску новых технологий и методик. Один из них интегративные технологии....
Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
В разработке описаны современные педагогические технологии...