Портфель достижений учащегося начальной школы
учебно-методический материал на тему
Системой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является портфель достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfel_dostizheniy.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (портфель достижений)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки в свете требований ФГОС являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио, методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе.
Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствует формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Рабочий Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
- Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
- Мониторинг
- Вся деятельность в соответствии с Программой развития опирается на результаты мониторинга педагогической деятельности. Мониторинг в школе направлен на комплексное динамическое отслеживание процесса, определяющего количественно – качественные изменения:
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Как я оцениваю учебные достижения своих учеников
С первых дней обучения в первом классе на каждого ребёнка завелась папка, в которую вкладываются все его работы. Титульный лист заполняется учителем.
Раздел «Здравствуйте: это – я»» украшают сами дети. В этих рисунках проявляется индивидуальность каждого ребёнка, и по ним можно составить первоначальное впечатление о своих учениках.
Работы по разным предметам вкладываются в отдельные файлы. На каждом листочке стоит дата. Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе может найти «плюсы» и, указав на них, помочь ребёнку поверить в свои силы или найти его лучшую по сравнению с предыдущими работу.
Работа с папками у меня продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе. Но в 3-4 классах дети помещают туда самые удачные на их взгляд работы. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.
Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной! Разумеется, в ней есть место и для творческих работ: рисунков, записей выступлений, рефератов, сочинений на свободную или заданную тему. Наиболее удачные работы, отобранные всем коллективом, помещаются на выставку. Дети искренне радуются успехам одноклассников и стараются добиться лучших результатов.
Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.
С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике:
✓ освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;
✓ фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;
✓ заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.
Это позволяет ученику:
✓ видеть своё продвижение;
✓ формировать навык самоконтроля и самооценки;
Это позволяет учителю:
✓ наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;
✓ сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;
✓ сделать оценку работы оптимистичной.
Анализ технологических карт позволяет:
✓ видеть общую динамику развития образовательного процесса;
✓ определять зону ближайшего развития для каждого ученика;
✓ оказывать педагогическую помощь конкретным детям;
✓ формировать банк разноуровневые заданий по стержневым темам программы;
✓ разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;
✓ сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Также ведется работа по развитию и отслеживанию личностных результатов обучения. Совместно с психологом были проведены диагностические исследования (тесты), для определения психологического климата класса, учеников-лидеров и детей, у которых возникают проблемы в общении.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (портфель достижений)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Особенностями системы оценки в свете требований ФГОС являются:
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода;
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Методом оценки динамики индивидуальных образовательных достижений уч-ся (личностных, предметных и метапредметных результатов) является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфеля достижений (накопительной системы оценивания), который способствует формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, классифицировать.
Основные цели и задачи ведения портфеля достижений в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
Девиз работы с портфелем достижения: « Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Как я оцениваю учебные достижения своих учеников
С первых дней обучения в первом классе на каждого ребёнка завелась папка(Портфель достижений), в который вкладываются его работы и причём помещаются работы по желанию ребенка, самые успешные.
Портфель делится на разделы:
Титульный лист(заполняется учителем)
Это – я ( Знакомьтесь)
Моя учёба
Мои достижения
Мое творчество
Мои впечатления
Титульный лист заполняется учителем.
Раздел «Здравствуйте: это – я»» украшают сами дети. В этих рисунках проявляется индивидуальность каждого ребёнка, и по ним можно составить первоначальное впечатление о своих учениках. Помещаются сведения о семье, что обозначает имя ребенка.
Слайд
Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
Помощь родителей
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись.
По мере того, как ребенок взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он
сам прикладывал определенные усилия к формированию портфеля достижений. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих успехов, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Главное, что портфель достижений не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Это позволяет ученику:
✓ видеть своё продвижение;
✓ формировать навык самоконтроля и самооценки;
Это позволяет учителю:
✓ наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;
✓ сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;
✓ сделать оценку работы оптимистичной.
Оценка предметных результатов (Раздел «Моя учёба)
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Работы по разным предметам вкладываются в отдельные файлы. Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе может найти «плюсы» и, указав на них, помочь ребёнку поверить в свои силы или найти его лучшую по сравнению с предыдущими работу.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике:
✓ освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;
✓ фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;
✓ заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.
Анализ индивидуальных работ позволяет:
✓ видеть общую динамику развития образовательного процесса;
✓ определять зону ближайшего развития для каждого ученика;
✓ оказывать педагогическую помощь конкретным детям;
✓ формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы;
✓ разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;
✓ сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Работа с папками у нас продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе. Но в 3-4 классах дети помещают туда самые удачные на их взгляд работы. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.
Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной!
Разумеется, в ней есть место и для творческих работ: рисунков, записей выступлений, рефератов, сочинений на свободную или заданную тему. Наиболее удачные работы, отобранные всем коллективом, помещаются на выставку. Дети искренне радуются успехам одноклассников и стараются добиться лучших результатов.
Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Ведется работа по развитию и отслеживанию личностных результатов обучения совместно с психологом Л.А.Есиной. Были проведены диагностические исследования (тесты), для определения психологического климата класса, учеников-лидеров и детей, у которых возникают проблемы в общении. Изучены самооценка, мотивы учения, определены уровень тревожности. Запланировано изучение уровня готовности к переходу в среднее звено.
В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы.
В разделе «Моё творчество» размещаются творческие работы учащихся, предоставляется полная свобода выбора, дети помещают те работы, которые считают самыми удачными.
В разделе «Мои впечатления» выражают свои впечатления от увиденного в музеях, на спектаклях, на экскурсиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Презентация "Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"
Презентация" Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"...
"Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"
Выступление на МО "Различные виды учеты достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"...
Портфель достижений ученика начальной школы
Портфель достижений ученика начальной школы...
Общеучебные достижения учащихся начальной школы
Лист общеучебных достижений учащихся начальной школы по ФГОС...
Особенности оценивания учебых достижений учащихся начальной школы.
Данная статья описывает условия для достижения оптимального общего развития каждого ребенка, способного к самоконтролю и самооценке своей деятельности....