Роль предметной деятельности в развитии познавательных способностей ребёнка.
статья на тему

Чеглакова Татьяна Валерьевна

Статья предназначена для учителей начальной школы, в которой они узнают о том, какие условия необходимы для развития познавательной активности учащихся в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль предметной деятельности в развитии познавательных способностей ребёнка.

Чеглакова Татьяна Валерьевна,

Учитель начальных классов МОУ СОШ №3

Г.Ялуторовск, Тюменская область, 2011год

  В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности. Среди которых  ведущим является мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л.С.Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. «Индивид и мир находятся в сложном взаимодействии, которое опосредуется деятельностью в зонах актуального и ближайшего развития». Исследование формирования научных понятий показало, что зона ближайшего развития имеет самое непосредственное применение к обучению: «Только то,  обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию».

  По мнению В.В.Давыдова, носителем любой деятельности является субъект. Основными качествами субъекта является сознательность, самостоятельность, ответственность и инициативность. Формирование и развитие субъекта учебной деятельности происходит в процессе её становления. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащихся ставить цель: сначала учебную, а затем и жизненную и видеть перспективы её решения.

  Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, которая непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности. Это ответственная логико-конструктивная операция. Учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания. Целеполагание, как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков. Работая по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, на уроках русского языка учащиеся имеют возможность самостоятельно определить тему урока, поставить цель. Приведу пример с урока №61 «Части речи».

  Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Учитель. С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Третьеклассник Никита выполнял задание учителя  сделал такую запись: « Признак предмета – что делать? Что сделать? – имя существительное. Название предмета – кто? что? – глагол. Действие предмета – какой? какая? какое? какие? – имя прилагательное. Как ты думаешь, какое задание выполнял Никита? Что он перепутал? Устно исправь его ошибки. Сделай вывод и поставь цель урока.

  Ещё одним важнейшим моментом превращение ученика в субъекта учебной деятельности  является его участие в исследовательской деятельности. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятия, законов. Исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием проблемно-поискового метода, который помогает развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Я создаю на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. На уроках окружающего мира (автор учебника Н.Ф.Виноградова) провожу различные опыты. Например, при изучении условий произрастания растений предлагаю детям провести такой эксперимент. Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трёх разных условиях: семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…». В данном случае я предлагаю предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения. По ходу эксперимента и по его окончанию учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.

  Третьим условием становления учащихся субъектом учебной деятельности является его сотрудничество с партнёрами по классу, именно это рождает инициативу ребёнка в учебных действиях. «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия». В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие. При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучения их сотрудничеству использую групповую форму учебной работы. Приведу пример практических задач, на содержание которых организуется групповое взаимодействие учащихся.

  Ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель. Затем происходит смена ролей.

    Следующее задание  даётся, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети могут брать на себя разные обязанности.

  Задача. Сравнить числа А и В на числовой прямой, где не указано число 0, но задано направление числовой прямой. Ученики замечают, что это не числовая прямая, т.к. не указано число 0 и задают вопрос: «Где находится число 0? Какие числа А и В?» Далее идёт обсуждение, в ходе которого выясняется, что число 0 находится в противоположном направлении от стрелки, а числа А и В могут иметь любые значения. Учащиеся приходят к выводу, что больше то число, которое находится ближе к стрелке и дальше от числа 0.

  Четвёртым условием появления субъекта учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, т.е. рефлексия за собственной деятельностью. Именно рефлексия способствует развитию личности ребёнка. Именно рефлексия помогает субъекту учебной деятельности эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать «белое пятно» в своих знаниях. Рефлексия младших школьников, будучи органической составной частью его умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является своеобразным показателем его активности как субъекта учебной деятельности. Приведу пример игры, которая проводится в 1 классе (Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь»). Она требует участие каждого в группе. Важно, чтобы материал занятия не был связан с учебными предметами, а по окончанию игры проводится обсуждение, т.е. рефлексия.

  Игра «Знакомство». Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет своё имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа. По окончанию игры проводится беседа.  

    Учитель. «Понравилась ли вам игра? С кем в группе понравилось больше играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (в случае неудачи)  Почему игра удалась? (в случае успеха). За что бы вы могли себя похвалить? (Мы ни разу не уронили мяч, запомнили все имена). Что было наиболее важным – не уронить мяч или познакомиться? (Познакомиться.)

  В условиях личностноориентированного начального образования актуальна роль предметной деятельности в развитии познавательной активности ребёнка, т.к. она выступает средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивает развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияет на воспитание личностных качеств и способствует становлению рефлексивной деятельности школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы

В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся  в процессе работы над...

Внеурочная деятельность – основа развития познавательных способностей школьников

Презентация предназначена для классного руководителя...

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познаватель­ных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет....

Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...

Итоговое родительское собрание. Влияние родителей (семьи) на развитие познавательных способностей ребёнка

С.Л. Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношени...