Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике, по чтению, окружающему миру, изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_3_klassa_umk_shkola_rossii.zip | 252.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусства.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся третьего класса, рассчитана на 1 час в неделю; общая нагрузка составляет 34 часа.
Цели курса:
"От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Задачи курса:
- приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
- дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда – от далекой древности до наших дней;
- надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В процессе освоения материала по курсу «Изобразительное искусство» к концу третьего года обучения у обучающихся развиваются компетентности:
базовые, т.е. умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- постижения учащимися культурного опыта человечества
через художественно-образную систему отечественного и
мирового искусства;
- развития представлений о национальном своеобразии
родной культуры;
- духовно-нравственного обогащения обучающихся в процессе
художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
- формирования понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;
- формирования практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.
учебно-познавательные, т.е. самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность:
- в организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов деятельности;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- выделить интересное, наиболее впечатляющее в сюжете;
- чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов;
- навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает).
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерность конструктивного строения изображаемых предметов;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Кроме этого обучающийся должен понимать вопросы по содержанию изучаемых тем, уметь использовать приобретенные знания на практике, уметь видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний. Запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года, доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Гжель и др.).
Данная программа имеет цель: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством инструментария комплекта и средствами ИКТ, художественными произведениями и репродукциями картин известных художников (В.А.Серова, И.Е. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова. и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Задание и материалы | Вид занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Приме чание | ||
план | факт | |||||||
I четверть. Искусство в твоем доме(8 час) | ||||||||
1 | Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок) | Рисование по памяти, воображению. Акварель, гуашь | Рисование с натуры и по памяти | Знать: понятие «натюрморт». Уметь: работать «по-сухому», «по-сырому». | ||||
2 | Красота букетов из Жостово. Твоя посуда | Определить зависимость формы и декора от назначения посуды. Гуашь, акварель, кисти, трафареты. | Декоративное рисование | Знать: понятие орнамента и его элементов Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» посуды | ||||
3 | Мамин платок | Эскиз платка. Гуашь, кисти, белая и цветная бумага | Декоративное рисование | Знать: принципы росписи платков (симметричная, асимметричн.), виды росписи. Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей | ||||
4 | Обои и шторы в твоем доме | Эскиз обоев или штор для определенной комнаты. Гуашь, кисти, клише, бумага или ткань | Декоративное рисование | Знать: связь цвета и настроения, роль цвета в интерьере. Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» обоев, работать с клише | ||||
5 – 6 | Твои игрушки (озорной товар) | Дать сведения о дымковской, каргопольской, филимоновской игрушках, учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек. Пластилин, стеки, акварель, шишки, бумага, ткань, клей ПВА | Лепка из пластилина, декоративное рисование | Знать: понятие о стилизации, пропорции, соотношения игрушки. Уметь: передавать в лепных изделиях объемную форму, использовать цветовой контраст | ||||
7 | Иллюстрация твоей книжки | Эскиз иллюстрации к русской народной сказке. Гуашь, кисти, белая или цветная бумага | Тематическое рисование | Знать: термин «книжная иллюстрация». Уметь: выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек | ||||
8 | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки | Эскиз иллюстрации к русской народной потешке. Гуашь, кисти, белая или цветная бумага | Конструирование книжки-раскладушки | Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек; выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек | ||||
II четверть. Искусство на улицах твоего города(7 час) | ||||||||
9 | Поздравительная открытка. Декоративная закладка | Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Бумага, гуашь, кисти | Декоративное рисование | Уметь: выразительно использовать гуашь при выполнении поздравительных открыток к празднику | ||||
10 | Букет цветов | Дать представление об искусстве составления букетов. Гуашь, кисти, ножницы клей | Коллективная работа, декоративное рисование | Уметь: подобрать цветы в букет, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма форм | ||||
11 - 12 | Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества | Изображение архитектурных памятников. Тонированная бумага, мелки, | Графика, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники). Уметь: в доступной форме участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц города или села | ||||
13 | Парки, скверы, бульвары города | Изображение парка, сквера, бульвара города. Цветная бумага гуашь, кисти | Рисование, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.). Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, чувствовать пропорции,)соотношение объемов и форм | ||||
14 | Транспорт в городе | Проект разнообразных автомашин или других видов транспорта. Пластилин, стеки, бумага, ножницы, клей | Рисование по памяти, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.). Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, прорезание ажурных узоров, соединение простых бумажных форм в более сложные, например, создание игрушечного транспорта); чувствовать пропорции, соотношение объемов и форм | ||||
15 | Витрины магазинов | Проект оформления витрины. Белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин | Конструирование, лепка | |||||
III четверть. Художник и зрелище (10 час) | ||||||||
16 | Образ театрального героя. Эскиз куклы | Дать представление о кукле – маске актера, о спектакле как зрелище. Бумага, акварель, гуашь, фломастеры | Живопись, графика | Знать: кто такой театральный художник, какова его роль в постановке спектакля | ||||
17 | Образ театрального героя. Силуэт-загадка | Ознакомить с театром кукол, теневым театром, учить умению определять персонажи по силуэтному профилю. Гуашь, акварель, кисти, фломастеры | Графика, рисование по памяти | Уметь: изобразить персонаж теневого театра – нарисовать силуэтный профиль | ||||
18 - 19 | Театр кукол (голова и костюм куклы) | Создание театральных кукол. Пластилин, стеки, нитки, гуашь, клей, ткань, мелкие пуговицы | Конструирование, работа с папье-маше, тканью | Уметь: создавать форму из папье-маше, оформлять готовую куклу | ||||
20 – 21 | Карнавальные маски | Конструирование выразительных острохарактерных масок. Пластилин, стеки, Гуашь, кисти, бумага | Конструирование из бумаги, лепка | Уметь: создавать объемные выразительные театральные маски (трагические и комические) | ||||
22 | Пальчиковый театр. Театральный занавес | Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол. Гуашь, бумага. | Эскиз театрального занавеса | Знать: о способах изготовления кукол, Новый термин: «театральный занавес» | ||||
23 | Конструирование сувенирной куклы | Ознакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов. Цветная бумага, клей, ножницы, дополнения-украшения | Конструирование из бумаги | Знать: символику узора и значение цвета в русской национальной женской одежде | ||||
24 | Афиша, плакат к спектаклю | Эскиз афиши к спектаклю. Цветная бумага, гуашь, кисти | Декоративное рисование | Знать: плакат-это вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, в ограниченном цветовом решении, сопровождаемое текстом | ||||
25 | Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк | Изображение циркового представления. Цветная бумага, мелки, гуашь | Тематическое рисование | Уметь: передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека | ||||
IV четверть. Музеи искусств (9 час) | ||||||||
26 | Музей искусств (интерьер музея) | Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов. Бумага, гуашь, акварель, кисти | Беседа, рисование по памяти | Знать: что лучшие произведения искусства хранятся и демонстрируются в музеях изобразительных искусств. Знать: термины «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; художников: В.А.Серова, И.Е. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова. Художественные, архитектурные, музеи-мемориалы | ||||
27 | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты | Изображение натюрморта с ярко выраженным настроением по представлению. Гуашь, бумага, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||||
28 | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи | Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением по представлению, с натуры. Бумага, гуашь, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||||
29 | Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты | Портрет по памяти или по представлению. Бумага, гуашь, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||||
30 | Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров | Лепка фигуры человека или животного в движении. Пластилин, стеки, подставки из картона | Беседа, лепка с натуры, по памяти | |||||
31 | Музеи архитектуры | Систематизировать знания об архитектуре, музеях, рассказать о музеях архитектуры под открытым небом – заповедных зонах культуры. Бумага, мелки, цв. Карандаши, фломастеры | Беседа, рисование по памяти | Знать: что такое музей | ||||
32 | Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства | Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев – музеями декоративно-прикладного искусства. Цветная бумага, акварель, гуашь, кусочки ткани, фломастеры | Декоративное творческое конструирование | Уметь: изобразить композиционную схему и выполнить ее в технике бумажной аппликации | ||||
33 | По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация. Музеи народно-декоративного искусства. | Ознакомить с музеем декоративно-прикладного искусства Гжели, их экспозицией. Гуашь, акварели, кисти, клей ПВА, цветная бумага, плоские коробки | Конструирование; декоративное творчество | Знать: понятие «майолика» | ||||
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение) | Обобщить темы четверти, сделать вывод о том, что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас. Совершить «экскурсию» по выставке лучших детских работ за год | Беседа, просмотр, презентаций, «экскурсия» | Знать: крупнейшие художественные музеи, историю их возникновения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...