Выступление на семинаре
опыты и эксперименты на тему
Доклад на тему "Система организации внеурочной деятельности в О,У".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на окружном семинаре «Аспекты и возможности внеурочной деятельности»
Тема выступления: «Система организации внеурочной деятельности в школе в условиях реализации ФГОС»
Работу подготовила:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Чубовка
Курмаева Татьяна Викторовна
2015 г
Проблема использования свободного времени школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере.
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
4. Улучшить условия для развития ребенка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательного учреждения.
На родительских собраниях мы подробно объясняем, иллюстрируем, какие формы будут использованы в работе с детьми, как внеурочные занятия отличаются от урочных, как изменится среда проведения этих занятий, анкетируем родителей, изучаем их запросы, проводим отчётные собрания.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи с врачами, выпуск газет…
В школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом.
Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся:
- общекультурное – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- социальное – воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- духовно-нравственное – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- спортивно-оздоровительное – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на первом), имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной аудио- видео- техникой, библиотекой, игровой площадкой, кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет, имеются мультимедийные проекторы, МФУ, интерактивная доска, медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний.
Но существует ряд проблем в реализации внеурочной деятельности.
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств внебюджетных средств |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования |
дефицит учебно-методических пособий | использование ресурсов Интернет-пространства |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки |
отсутствие школьного транспорта | поездки осуществлять силами родителей |
В этом учебном году я реализовываю систему внеурочной деятельности по 4 разделам направления развития личности обучающихся: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально-творческих мероприятий.
Спортивно-оздоровительное направление было представлено кружком «Радуга здоровья». Цель: укрепление и сохранение здоровья, формирование у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания в согласии с законами природы, законами бытия. Занятия содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения), необходимые для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги.
В рамках программы учащиеся оформили плакат «Закаливание организма», составили памятки «Режим дня», «Меню» для завтрака, обеда и ужина, подготовили информационные рисунки «Витаминный алфавит» и «Полезные и вредные продукты», инсценировали стихотворения, например « Спор овощей», провели праздники «Путешествие в страну здоровья», «В гостях у Мойдодыра».
Общеинтеллектуальное направление было представлено программой «Умники и умницы».
Цель: дать возможность проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также повышение уровня знаний учащихся. При проведении занятий использовались следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполнялись практические работы (тренинги).
Формы проведения:
- интеллектуальные игры «Муха», «Почтальон», «Ход конем»,
- конкурс-соревнование «Думай, смекай, отгадывай»
- тренинги, КВН,
- беседы,
- составление кроссвордов…
В этом году я реализую программу кружка «ЮИД», целью которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Мы знакомимся с группами дорожных знаков, разбираем дорожно-транспортные ситуации, знакомимся со способами оказания первой медицинской помощи, готовимся к конкурсу «Безопасное колесо».
Общекультурное направление представляла программа «Театр».
Цель: эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа, приобщение к активной творческой деятельности, к сокровищнице отечественного театрального искусства, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества.
По этому направлению осуществлялась работа в форме игровых занятий; мини-спектаклей; конкурсов; выставок; тематических праздников; работ с книгой (чтение и обсуждение прочитанных книг), сочинительства, изготовления декораций; театральных игр, способствующих развитию фантазии, воображения, внимания детей, помогающих устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями; постановка спектаклей.
Дети инсценировали сказки «Теремок», « Колобок», «Гуси-лебеди» и показали их родителям, одноклассникам. На проводимых значимых мероприятиях подводились итоги, работа детей поощрялась и награждалась.
Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях я стараюсь раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.
Благодаря работе по этим направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно, проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...