Портфолио учащихся
методическая разработка (4 класс) на тему

Стасюк Наталья Васильевна

 

             Доклад на заседании РМО учителей начальных классов "Портфолио учащихся как способ организации накопительной системы оценки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uchashchihsya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио учащихся
как способ организации накопительной системы оценки

             Доклад на заседании РМО учителей начальных классов подготовила

 учитель  МКОУ «СОШ №1» г. Изобильного  Ставропольского края  Стасюк  Н.В.

30 марта 2015 года

Слайд 1 Титульный      

Слайд 2 Что означает термин «портфолио»

Фр. – «собрание листов»;
Ит. – «портфель, папка с документами»

15-16в.в.– термин впервые стал использоваться в Западной Европе в среде архитекторов, художников;
20в. – портфолио  появились у фотографов и фотомоделей, использовались как резюме при приёме на работу;
1983-1985 г.г. –  в системе образования в США, затем в школах Европы, Канады, Японии;
начало 21 в. – «портфель достижений» появился в России

 

Слайд 3 Задачи портфолио

   Портфолио учащегося является оптимальным     способом организации    системы    накопительной    оценки,   понимаемое   как   коллекция   работ   и   результатов   учащегося,   которая   демонстрирует   его   усилия,   прогресс   и  достижения   в   различных   областях.   Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом  практико - ориентированного подхода к образованию. 

  Основной смысл портфеля достижений для ученика - «показать всё, на что он  способен». Происходит смещение  акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

         Портфолио — это не только современная эффективная форма   оценивания,     но   и  действенное    средство   для   решения    ряда важных   педагогических   задач,   позволяющее:

       •  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

       •  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности   обучения   и   самообучения;

       •  развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том  числе   самооценочной)   деятельности   учащихся;

       •  формировать       умение   учиться — ставить      цели,   планировать   и   организовывать   собственную   учебную   деятельность.

Слайд 4   Содержание портфолио

   В   состав   портфолио     могут   включаться     результаты,    достигнутые     учеником    не  только   в  ходе  учебной    деятельности,     но  и в   иных   формах   активности:   творческой,   социальной,   коммуникативной,      физкультурно-оздоровительной,   трудовой     деятельности, — протекающей          как   в  рамках   повседневной      школьной  жизни,   так   и   за   ее   пределами.

    В   портфолио   учеников   начальной   школы,   которое   используется    для   оценки    достижения планируемых      результатов     начального     общего    образования,     целесообразно      включать    следующие   материалы:

1. Выборки       детских     работ — выполненных    в  ходе   обязательных     учебных     занятий    по всем    изучаемым      предметам,    а  также   в  ходе  посещаемых       учащимися   факультативных   учебных   занятий,   реализуемых   в   рамках    образовательной      программы      школы.    

      Обязательной      составляющей       портфолио      являются   материалы  стартовой   диагностики,   промежуточных   и  итоговых       стандартизированных          работ   по    отдельным     предметам.   Остальные   работы   должны   быть   подобраны   так,   чтобы их    совокупность      демонстрировала       нарастающие       успешность, объем     и  глубину    знаний,   достижение      более   высоких    уровней  формируемых   учебных   действий.

Примерами   такого   рода   работ   могут   быть:

 • по   русскому   языку   и   литературному   чтению,   иностранному   языку — диктанты   и   изложения,   сочинения   на   заданную   тему,   сочинения   на   произвольную   тему,   аудиозаписи   монологических   и   диалогических   высказываний,   «дневники   читателя»,   иллюстрированные   «авторские»   работы   детей,   материалы их   самоанализа   и   рефлексии   и   т. п.;

 • по    математике — математические       диктанты,     оформленные   результаты   мини исследований,   записи   решения   учебно-познавательных   и   учебно-практических   задач,   математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки   устного   счета,   рассуждений,   доказательств,   выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии   и   т.  п.

 • по      окружающему          миру — дневники          наблюдений, оформленные результаты мини исследований и мини проектов, интервью,   аудиозаписи   устных   ответов,   творческие   работы,   материалы   самоанализа   и   рефлексии   и   т.   п.;

 • по    предметам        эстетического        цикла — аудиозаписи, фото      и  видеоизображения         примеров     исполнительской        деятельности,   иллюстрации   к   музыкальным   произведениям,   иллюстрации   на   заданную   тему,   продукты   собственного   творчества, аудиозаписи   монологических   высказываний, описаний,   материалы   самоанализа   и   рефлексии   и   т.  п.;

 • по   технологии — фото   и   видеоизображения   продуктов исполнительской         деятельности,     аудиозаписи      монологических высказываний, описаний,    продукты     собственного     творчества, материалы   самоанализа   и   рефлексии   и   т.    п.;

 • по   физкультуре — видеоизображения   примеров   исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля,   самостоятельно       составленные      расписания     и  режим     дня, комплексы   физических   упражнений,   материалы   самоанализа   и рефлексии   и   т.  п.

 2. Систематизированные материалы наблюдений  (оценочные     листы,    материалы       и  листы    наблюдений     и  т. п.)  за процессом      овладения     универсальными       учебными     действиями,  которые     ведут   учителя    начальных    классов, учителя предметники,      школьный      психолог,    организатор  воспитательной       работы    и  другие   непосредственные       участники  образовательного   процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся   во   внеучебной  (школьной   и   внешкольной)   и досуговой   деятельности.

 Слайд 5  Структура портфолио

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия,  имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования, можно разместить фото.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется  написанными контрольными и проверочными работами и тестами, выполненными на отличную отметку;

таблицами и  графиками, показывающими динамику обучения письму,  скорости чтения и навыков  счета;

 можно поместить список  прочитанных книг,  с кратким  описанием их содержания;

ведомость  отметок за четверть   и т.п.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам.

Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.

Этот раздел включает в себя:

*исследовательские работы и рефераты;

*проектные работы (указывается тема проекта, фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде);

*работы по искусству;

*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Этот раздел включает в себя сведения об участии ученика в

*предметных олимпиадах - школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.;

*мероприятиях и конкурсах, проводимых  учреждениями дополнительного образования;

*конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными органами управления образованием;

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В раздел включаются:

характеристика ученика на конец обучения в начальной школе, составленная  классным  руководителем;

отзывы об отношении обучающегося к различным видам  деятельности, представленные учителями, работниками системы дополнительного образования и др.;

благодарственные письма из различных органов и организаций.

 

 Слайд 6   Памятка для педагогов

   Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что педагоги, учащиеся, родители смогут отслеживать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, опираясь на которые можно выделить особенно яркие и интересные моменты развития ребенка.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе). Когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя  ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самое оригинальное портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За яркость и талант», «За трудолюбие».

Слайд 7  Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твоё  портфолио должно  отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Слайд 8 

По   результатам   накопленной   оценки,   которая   формируется на   основе   материалов   портфолио,   делаются   выводы   о:

     1)  сформированности  универсальных        и  предметных       способов   действий,   а   также  опорной   системы   знаний,   обеспечивающих      возможность      продолжения       образования     в  основной школе;

     2) сформированности   основ умения   учиться,     т. е.   способности   к   самоорганизации   с   целью   постановки   и   решения   учебно-познавательных   и   учебно-практических   задач;

     3) индивидуальном   прогрессе  в   основных   сферах   развития личности — мотивационно-смысловой,   познавательной,   эмоциональной,   волевой   и   саморегуляции.

Слайд 9 Оценка портфолио

Анализ,   интерпретация   и   оценка   отдельных   составляющих портфолио      и  портфолио     в  целом   ведется   с  позиций    достижения    планируемых      результатов       начального      образования,    устанавливаемых       требованиями      стандарта.   Практически       все   составляющие       портфолио     в   настоящее  время     в  силу  неразработанности       инструментария       могут   быть  оценены   только   качественно. При   их   оценке   целесообразно   основываться   на   уровневом   подходе   к   построению   измерителей  и представлению   результатов.   Поэтому    при   оценке   отдельных     составляющих       портфолио     целесообразно      соотносить   результаты,   продемонстрированные   учеником   с   оценками   вида:

     •   «удовлетворительно»— т. е.    оценка,   свидетельствующая        об  освоении    опорной системы     знаний    и  правильном     выполнении      учебных    действий  в   рамках    диапазона    заданных    задач,   построенных      на опорном   учебном   материале (базовый уровень);

     •   «хорошо»,     «отлично» — оценки,        свидетельствующие        об усвоении   опорной   системы   знаний   на   уровне   осознанного   произвольного   овладения   учебными   действиями,   а   также   о   кругозоре,   широте   интересов ( повышенный и высокий уровень) .

     Это   не   исключает   возможность   использования   традиционной   системы   отметок   по   5-ти   балльной   шкале,   однако   требует  уточнения и переосмысления их наполнения

Слайд 10 Методическое обеспечение

Документальной основой  в  моей  работе является Положение о портфолио ученика начальной школы, принятое в ОУ.

Методическим руководством по   формированию   портфолио   и   оценке   вклада   отдельных     его  составляющих      в  итоговую    накопительную      оценку могут служить   издания из серии «Стандарты второго поколения»

Слайд 11 Источники информации:

Положение о портфолио ученика начальной школы МКОУ «СОШ№1»

Оценка       достижения        планируемых        результатов      в   начальной школе. Система заданий. В 2 ч. [М. Ю. Демидова,      С. В.  Иванов,        О. А.  Карабанова         и   др.];   под ред.   Г. С.  Ковалевой,   О. Б.   Логиновой. — М.:   Просвещение,    2009  «Стандарты        второго     поколения».

Иванов А. В. Портфолио в начальной школе: методическое пособие для учителей — М.:   Просвещение,    2012  «Стандарты        второго     поколения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы

Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...

Портфолио учащихся.

Предлагаю оформление порфолио учащихся 1-4 классов....

Портфолио учащихся начальных классов

Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов.  Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов

Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...

Портфолио учащихся начальной школы

Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

Портфолио учащегося

Структура портфолио учащегося начальной школы...