Развитие речевой и языковой компетентности детей мигрантов. Программа "Учусь говорить по-русски".
презентация к уроку на тему
В МБОУ СОШ №4 в каждом классе начальной ступени образования обучается от 20 до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. В этой связи всё более актуальной для педагогов становится проблема речевой и социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Уверенное владение русским языком, умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, без которых невозможна социализация и интеграция обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyntseva_na_razvitie_rechi_migrantov.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность от 20% до 30% детей иностранных граждан обучается в каждом классе нашей школы 90 % поступающих детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ языковый барьер культурная дезадаптация отличие программ обучения от привычных им, в том числе и по степени требовательности и сложности длительный перерыв в учебной деятельности потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам необходимость установления новых ролевых отношений
Программа «Учусь говорить по-русски» предназначена для дополнительных групповых занятий с детьми мигрантов младшего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком и обучающихся первый год в российской школе. Основные цели программы: Обеспечение детей мигрантов, начинающих обучаться в российской школе, необходимым уровнем владения русской речью для уверенного общения и выражения мысли, для дальнейшей успешной учебной деятельности. Обеспечение социальной адаптации детей мигрантов, которая осуществляется через изучение языка, овладение формами общения, нормами поведения.
Формировать коммуникативные умения и навыки учащихся с помощью речевых ситуаций, мотивирующих на изучение русского языка. Формировать навыки осознанного чтения (плавного слогового, слогового и целыми словами, беглого чтения целыми словами). Формировать умения и навыки коллективной (групповой) деятельности. Формировать представления о культурной среде с помощью чтения детской художественной литературы, изучения правил этикета, разучивания детских игр. Задачи
Организация обучения 1 вариант равномерное распределение программного материала 100 учебных часов 33 учебные недели 3 занятия в неделю 35-40 минут занятие 2 вариант погружение в языковую среду в начале обучения 100 учебных часов 20 учебных недель 5 занятий в неделю 35-40 минут занятие
Ожидаемые личностные результаты У ученика начнут формироваться: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; навыки безопасного, нравственного поведения в обществе.
Ожидаемые метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия - ученик начнёт учиться : строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам по общению.
Ожидаемые предметные результаты в области речевой деятельности : умение понимать русскую речь (понимать вопросы, задания, инструкции учителя, давать на них ответы); соблюдение основных правил общения в рамках бытовой и учебной сфер; умение правильно говорить на русском языке: строить короткие монологические высказывания, давать ответы на вопросы; навыком осознанного чтения (плавного слогового, слогового и целыми словами); в области освоения языка : умение слышать интонацию конца предложений, выделять из предложения слова, определять их количество; умение разграничивать звуки и буквы, правильно их называть; умение различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; умение выделять слоги, различать ударный слог.
Организация контроля уровня владения устной русской речью Направления диагностики : словарь : предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь; словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки). грамматический строй речи : проверка умений образовывать существительные множественного числа; образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в речи. связная речь : проверка умений определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; давать описание предмета.
Результаты обследования – в таблице Количество баллов Нулевой уровень Низкий уровень Средний уровень Достаточный уровень 0 – 5 б. + 6 – 14 б. + 15 – 19 б. + 20 – 24 б. +
Содержание программы Разделы: Введение – 1 час Словарь - 39 часов Грамматический строй речи - 26 часов Речевой слух - 14 часов Связная речь - 20 часов
Тематическое планирование (пример) включает название раздела, тему каждого урока, содержание занятий, деятельность учащихся. № Тема раздела. Тема урока. Кол-во часов Основное содержание занятий Деятельность учащихся Раздел 2. Грамматический строй речи. 26 часов 44, 45 , 46 Чего не стало? Игра «Много, мало». 3 Образование формы имён существительных множественного числа в родительном падеже, используя серии предметных картинок по теме «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности» (груши – груш, огурцы – огурцов, автобус – автобусов, медведь – медведей и т.д.) Образовывают формы имен существительных множественного числа в родительном падеже. Вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Осуществляют совместную деятельность в паре. Предметы и предлоги – 3 часа 55 Что спрятано в шкафу? 1 Употребление предлогов с именами существительными (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Этикет – правила поведения за обеденным столом . Правила безопасного поведения в природе. Правильно употребляют предлоги с именами существительными. Организуют свою деятельность, готовят рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск учебной информации из рассказа учителя, из рисунков, из личного опыта общения с людьми. 56 Что лежит на столе? 1 57 У реки. 1
Ресурсное обеспечение Нормативно-правовые документы Информационно-методические ресурсы Internet -ресурсы Материально-техническое обеспечение
Практическая ценность Результаты диагностики позволяют : ведение мониторинга организация индивидуальной работы на уроке организация учебного детского сотрудничества организация консультативной помощи Дополнительные занятия: успешная языковая адаптация практическое владение русской речью для общения и выражения мысли подготовка к систематическим занятиям по программе российской школы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов
Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...
Разработка внеклассного занятия в 1 классе для развития речи детей мигрантов.
Конспект занятия по чтению, построенный на взаимодействии учащихся в процессе работы над известными детскими сказками....
Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника
Формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся начальной школы с помощью фразеологии....
Программа факультативного курса «Формирование речевой потребности детей мигрантов, не владеющих русским языком»
Рабочая программа факультативного курса «Формирование речевой потребности детей мигрантов, не владеющих русским языком»...
отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год
отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год...
Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020
Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020...