Доклад на МО "Способные ученики-путь к успеху"
статья на тему
Доклад на МО "Способные ученики-путь к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taranina_sposobnye_ucheniki_.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 3"
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Способные ученики - ключ к успеху
Таранина Жанна Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 3
2015 год
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Нельзя не согласиться со словами А. Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
Для достижения максимального успеха в обучении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одаренным детям, значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования.
Одаренность — это компонент способностей, определяющий конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», что означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы знаем, что способность и одаренность являются, предположительно, ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, отличающегося от других детей. Талантливый (способный или одаренный) ребенок, часто находится, как бы в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другие ощущения себя в социуме, другой взгляд на окружающее, что затрудняет встраивание его мировоззрения в систему общества. Подобные дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.
Как же выделить среди учащихся «одаренных»? В чем их отличительная черта? Зачастую, одаренные дети, хорошо учатся, они активны в постижении истин и поиске ответов на интересующие их вопросы, критически относятся к предоставленным фактам.
С целью выявления одаренности ребенка и раскрытия его способностей я провожу психологические минутки, наблюдая за учащимися, за их работой индивидуально, в паре, группе.
Я полностью согласна с А. Бебелем «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». После наблюдения я пришла к выводу, при планировании заданий уделить большое внимание дифференцированному подходу в ходе составления вопросов и заданий. А вот форма ведения урока, а именно работа в парах и в группе меня полностью устраивает. Так как, одаренные ученики любят работать индивидуально, они мотивированы завершить задание самостоятельно, индивидуально, для того чтобы насладиться результатом своего труда и похвалами, они горды своими способностями, а результат других людей их мало волнует, а групповая работа поможет решить данную проблему.
Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Так некоторые ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи и сказки. Произведения ребят были отправлены на конкурс или напечатаны в газете.
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
• приобщая детей к искусству мастеров;
• организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность и многое другое.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь.
Добиваюсь позитивных результатов в работе с одарёнными детьми по преподаваемым предметам. Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность. Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.
На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"
В тексте изложены методы и формы работы по теме; приведены примеры использования в процессе обучения....
Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....
Доклад: "Успех для всех"
Доклад: «Успех для всех» был представлен на педагогическом совете школы с целью обмена опытом по данному вопросу. Учитель должен помнить, что ребенку необходи...
Доклад: "Успех для всех"
Доклад: «Успех для всех» был представлен на педагогическом совете школы с целью обмена опытом по данному вопросу. Учитель должен помнить, что ребенку необходи...
Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...
ДОКЛАД Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся.
Выступление на педсовете в МБОУ Верхне-Бузулукская СОШ по теме " Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализаци...