типология уроков
статья на тему
СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
- Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов
действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция
изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и
т.д.
- Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса математики и
построение обобщённых норм учебной деятельности.
- Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных
математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Далее более подробно описаны этапы урока «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipologhizatsiia_urokov.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
- Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов
действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция
изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и
т.д.
- Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса математики и
построение обобщённых норм учебной деятельности.
- Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных
математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Далее более подробно описаны этапы урока «открытия» нового знания.
Урок ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода (базовый уровень)
Название и цели каждого этапа в структуре урока |
I Организационный момент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
II Актуализация знаний |
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
III Проблемное объяснение нового знания |
1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление во внешней речи |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
|
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII Итог урока |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Структурные элементы учебного занятия
№ | Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1 | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 | Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8 | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9 | Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Формы и методы обучения
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:
- фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
- индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
- групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
- Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
- Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ | Основные группы методов обучения | Основные подгруппы методов обучения | Отдельные методы обучения |
1 | Методы стимулирования и мотивации учения | 1.1. Методы формирования интереса к обучению | Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. |
1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении | Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. | ||
2 | Методы организации и осуществления учебных действий и операций | 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями | Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, выполнение заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.) репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.) Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др. |
3 | Методы контроля и самоконтроля | 3.1. Методы контроля | Методы устного контроля, письменного контроля и др. Методы самоконтроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типология уроков ФГОС
Типология уроков ФГОС...
Типология уроков по ФГОС НОО
В связи с началом работы в рамках ФГОС НОО возникла необходимость чёткой типологии уроков в рамках системно-деятельностного обучения. В материале представлена данная типология уроков, в которых главна...
Типология уроков деятельностной направленности
Презентация для проведения методического объединения....
Типология уроков
Планирование воспитательной работы во 2 классе...
Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"
Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"...
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....