Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.
статья (2 класс) на тему

Ряполова Ирина Анатольевна

Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно – коммуникационных технологий.Их активное внедрение  на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения  к деятельностному,  при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ikt.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

         Влияние ИКТ на познавательную деятельность

               учащихся начальных классов.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений

Что я, как учитель,  должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная  активность детей стала фактором успешной социализации личности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника  интерес к познанию нового и сделать так, чтобы  он не погас  на протяжении всей его жизни?

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт».Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.

Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.

Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать работу детей так, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В связи с этим, я эффективно использую в работе интерактивные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично-поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание детей акцентируется на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.

Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно – коммуникационных технологий.Их активное внедрение  на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения  к деятельностному,  при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

     Уроки с использованием ИКТ –  на мой взгляд, один  из самых важных результатов инновационной работы в  школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием  информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Информационно-компьютерные технологии в процессе обучения влияют на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению задач современной образовательной политики государства.

Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием.

      Мой кабинет оснащен полным комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате  на уроках я использую разные формы  применения ИКТ:

  • презентации;
  • тренажёры;
  • физминутки;
  • тесты;
  • развивающие игры;
  • использование ЦОРов;
  • проецирование работ учащихся для анализа или поиска по заданой теме или вопросу;
  • музыкальное сопровождение уроков;
  • урок информатики: от теории – к практике;
  • использование возможностей Интернет сообществ;
  • проектная деятельность.

      В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта..

Важным методическим ходом моей работы является обучение ученика самостоятельному  поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроке «Окружающий мир». К каждому уроку по теме курса ребята  готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл:  « Я  вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Источником знаний учащихся стала сама жизнь. Сообщения сначала помогают готовить  родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета,  печатными источниками из библиотеки) готовят сами.

           В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

Литература

1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и  «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192

2. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.:

Народное образование,1998

4. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» [текст]/Е.М.Тихомирова.-М.: Экзамен,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, п...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...