Вариативность и инновация в начальной школе.
статья на тему
В нашем муниципальном районе развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативность и инновация в начальной школе.
Гайфутдинова Гульфия Габдулловна,
методист Управления образования,
г. Альметьевск
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Сегодня начальная школа обязана не только научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи, но и закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п. В условиях формирования конкурентоспособной личности на ступени начального образования школа должна перейти от традиционной установки на формирование знаний, умений, навыков к воспитанию универсальных способностей ребенка. С этой целью учителя начальных классов внедряют в учебный процесс новые формы, методы и новые развивающие программы.
В нашем муниципальном районе развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В начальной школе представлены сегодня различные дидактические системы и образовательные программы.
Охват вариативным образованием.
- «Перспектива»-40,79%;
- «Планета знаний»-23,28%;
- «Перспективная начальная школа»-8,48%;
- «Школа 2100»-8,17%;
- «Начальная школа 21 века»-7,44%;
- «Школа России»-3,71%;
- «Перспектива (тат.)»-3,4%;
- «Школа 2000- 2100»-2,91%;
- «Система Л.В.Занкова»-1,18%;
- «Начальная инновационная школа»-0,54%;
В каждой школе ведется мониторинг по вариативным системам, по предметам.
Прослеживается положительная динамика по русскому языку в моделях «Школа 2100», по системе Л.В.Занкова, по математике «Школа 2000», система Л.В.Занкова, «Планета знаний». Стабильно высокие показатели у учителей, которые работают по «Перспективной начальной школе», «Начальная школа 21 века». В данных классах основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на развитие ума, воли, чувств и нравственных качеств. т.е. на общее развитие, максимально реализуются идеи развивающего обучения.
Использование личностно ориентированных, информационно – коммуникативных, компьютерных, здоровьесберегающих, игровых технологий, проблемного, разноуровневого обучения, исследовательских, проектных методов позволяют учителям начальных классов успешно решать задачу улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Осуществляется поэтапный переход на системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ориентацию на результаты образования, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Личностно-ориентированная развивающая модель обучения дает высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для ее реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и четко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.
В последнее десятилетие вариативность начального образования позволила получить более существенные результаты обучения, приблизиться к реальной организации личностно-ориентированного развивающего обучения. Это означает, что учителя начальной школы нашего района стали больше внимания уделять не репродуктивным заданиям, рассчитанным в основном на восприятие и память, а заданиям, в выполнении которых принимают участие мышление и воображение. Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей – это то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в начальной школе
Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект»...
Инновации в начальной школе
Презентация знакомит с нововведениями в образовательной деятельности в начальной школе , которые обусловлены введением ФГОС....
Инновации в начальной школе
Статья о внедрении инноваций в начальной школе...
Инновации в начальной школе
инновации в начальной школе...
Современные инновации в начальной школе.
Новые методы и формы работы учителя начальных классов....
«Как используются инновации в начальной школе»
Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении. учитель начальных классов Фундамент инновационного подхода – в ...
Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...