Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему

Ляхова Ольга Викторовна

 

Исследовательское поведение в современном мире  рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno_issl.deyat_lyahova_-_kopiya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»

Проектно-исследовательская

деятельность младших школьников

учитель начальных классов

Ляхова Ольга Викторовна

Старый Оскол

2015

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательское поведение в современном мире  рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне  - и я запомню.

Вовлеки меня  - и я научусь»

(китайская пословица)

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Организация такой формы познавательной деятельности даёт ребёнку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для нашего образования в условиях реализации  ФГОС

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах».  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.  Поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов». С учётом вышеперечисленного была определена педагогическая цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

В соответствии с темой и  целью исследования поставлены следующие задачи:

-изучить материалы научно-методической литературы;

-выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

-апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

Свою работу я разбила  на 3 этапа: стартовый, апробационный и внедренческий.

На первом этапе я  ориентировалась на мнение            А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Для этого я вводила  элементы  исследовательской деятельности в структуру уроков.

В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Виды работ:

А) «Посмотри на мир чужими глазами”»

Учитель читает детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Б) «Тема одна – сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.)

В) «Составь рассказ, используя данную концовку»

Например: «…Так я и не выучил стихотворение».

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

А) Задания-рассуждения.

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?»

Б) Упражнения на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Например: соль, сахар, мобильный телефон.

В) Задания типа «Найди возможную причину события».

Например: Молоко прокисло.

3. Развитие умений задавать вопросы

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?;        Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило -   в вопросе не должно быть явной связи.

Например,  вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Чуть позже можно рассмотреть  и более сложный вариант.

Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

В) Игра «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира.  И для этого дети осваивали новые виды деятельности:

1. Мы учились подбирать  литературу  по заданной теме.

2. Учились ориентироваться  в словаре, справочной литературе.

3. Ориентировались в тексте, находили  ключевые  слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль».

На втором этапе  приступали  к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.

В своей практике использую рабочую  тетрадь « Я - исследователь»  А.И. Савенкова, где предлагаются следующие этапы:

1.Выбор темы

2. Формулирование проблемы

3. Планирование

4. Поиск информации

5. Продукт

6. Презентация

В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось,  что 8 человек интересуются миром растений, 8 человек –  миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов.

Остановлюсь на некоторых из них.

1) Первый проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о птицах, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за воробьями, сороками, воронами и голубями. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, выполняли рисунки.  Продуктом исследования стала презентация, которую используют учителя на уроках окружающего мира и классных часах.

2) Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные  проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц,  к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают  они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей.

3) Проект «Цветок для мамы». Цель  которого - вырастить самостоятельно в подарок цветок  к Международному женскому дню. Предварительно проконсультировавшись с учителем биологии, дети набрали отростков цветов, разбились на группы (по предпочтению какому-то цветку)  и занялись выращиванием. Они завели дневники наблюдений и фиксировали каждое изменение. Одновременно искали литературу по изучению условий, наиболее благоприятных для их цветка, и опытным путём доказывали их. На празднике каждый ребёнок подарил маме цветок в подарок.

4) Исследовательская работа «Сколько весит здоровье ученика?» Выполняя эту работу, ребята доказали, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика и предложили пути решения данной проблемы.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-создание комфортной обстановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...