Статья "Развитие способности анализировать у младших школьников"
статья на тему
Работая по теме «Развитие способности анализировать у младших школьников», я использовала методику организации и проведения систематических развивающих занятий А. А. Зака, но поисково-творческие задачи связала с учебным материалом. Регулярные развивающие занятия в начальной школе, по развитию интеллектуальной способности – анализировать, можно проводить в урочное время, по 15-20 минут ежедневно или по 30-35 минут во внеурочное время, в рамках группы продлённого дня. Цель каждого занятия – освоить решение поисково-творческой задачи определённого вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnosti_analizirovat_u_mladshih_shkolnikov.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад IV вида № 144»
Статья
Развитие способности
анализировать
у младших школьников
Работу подготовила
учитель начальных классов
первой категории
Майорова Любовь Александровна
г. Дзержинск
2014
Источниками полноценного развития ребёнка начальных классов школы выступают два вида деятельности.
Любой ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребёнком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Любой ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребёнка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребёнка. Если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Основное место в современной начальной школе всё еще продолжает занимать учебная деятельность. Дети почти всё время решают учебно-тренировочные, типовые задачи, которые всегда имеют готовое решение, причём, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или наоборот, имеет множество решений. Кроме того дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.
Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. В учебниках есть, так называемые , нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Но решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным.
В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и поисковой деятельности в учебной жизни школьников младших классов.
Заком А. А. был разработан систематический курс интеллектуально-развивающих занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания для детей начальных классов. Работая по теме «Развитие способности анализировать у младших школьников», я использовала методику организации и проведения систематических развивающих занятий А. А. Зака, но поисково-творческие задачи связала с учебным материалом.
Регулярные развивающие занятия в начальной школе, по развитию интеллектуальной способности – анализировать, можно проводить в урочное время, по 15-20 минут ежедневно или по 30-35 минут во внеурочное время, в рамках группы продлённого дня. Цель каждого занятия – освоить решение поисково-творческой задачи определённого вида.
Зак А. А. выделил следующие этапы проведения развивающего занятия.
Сначала на материале задачи-образца проводится коллективное (желательно с активным участием детей) обсуждение содержания поиска ответа(5-7 минут). Главное, чтобы в результате обсуждения решения задачи-образца дети ясно понимали, как нужно решать такие задачи, что нужно найти в этих задачах и как это можно сделать. В ходе такого обсуждения дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою материальную мыслительную деятельность. Благодаря этому методу у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчёт в выполняемых шагах при решении задач.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач, аналогичных задаче-образцу. Поскольку все задачи на любом занятии построены по принципу выбора правильного ответа, то следует писать выбранный номер-ответ на отдельном листе с указанием номера задачи. Такая работа создаёт такие благоприятные условия для детей, чтобы они применили те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения задачи-образца. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач(3-5 минут). Проверку можно проводить кратко, указывая правильные номера, или детально. В последнем случае учитель разбирает неверные решения, что также очень полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил правильно, поскольку в этом случае детям ещё раз будут показаны приёмы разбора и решения задач. Возникают условия для нормализации самооценки у всех детей.
Можно после проверки ответов к задачам предложить детям самостоятельно придумать задачу, аналогичную тем, которые решали на данном занятии. Можно также предложить детям провести взаимную проверку составленных задач.
Для определения различий в развитии у детей способности анализировать, целесообразно использовать специальные диагностические занятия. Применение диагностических методик даёт возможность соотнести уровень решения детьми диагностических задач до участия в занятиях и после завершения занятий курса.
В основе построения курса «Развитие способности анализировать» лежит принцип разнообразия поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Для развития способности анализировать целесообразно использовать такой род задач, как задачи на «группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у предложенных предметов или их изображений и названий.
Среди задач на «группировку» используются задачи трёх видов, как «сходство», «отличие», «пересечение».
Для различения задач по сложности считается необходимым использовать варианты одной и той же задачи с разным значением искомого; в одном варианте требуется найти некоторый конечный результат, в другом – начальные условия, в третьем – общую основу для соотнесения начальных условий и конечного результата, или способ связи начальных условий и конечного результата.
Каждый вариант отличается по сложности от другого: второй вариант (из указанных) сложнее первого, а третий – сложнее второго.
Другое направление различения задач по сложности связано с тем, что в отношении одной и той же задачи можно выполнить разное задание: решит задачу, проверить её готовое решение и на её основе составить другую, более простую задачу. Эти задания также различаются по сложности поисковой деятельности: решить задачу проще, чем проверить лишь один из ответов к ней, а проверять готовое решение легче, чем составлять задачу.
При проведении занятий на материале задач «на группировку» используется «деятельностный» подход. При «деятельностном» подходе положительным моментом, особенно для слабых детей, выступает то, что ребёнок решает сначала простые задачи «сходство», «отличие», «пересечение» 1-ой степени сложности, затем более сложные задачи «сходство», «отличие», «пересечение» 2-ой степени сложности и 3-ой степени сложности.
А.А. Зак , для развития у младших школьников способности анализировать, предлагает среди задач на «группировку» использовать задачи трёх видов, как «сходство», «отличие», «пересечение» разной степени сложности. В основе этих видов задач лежит поиск одинакового и различного.
Материал для составления поисково-творческих задач подбирался мною с учётом прохождения учебного материала по математике и русскому языку.
Задачи «сходство»:
- 1-ой степени сложности:
1. -Какое слово А или Б имеет что-то одинаковое с отдельным словом?
А) колонна Б) звонить летний
Ответ: А (в словах колонна и летний есть суффикс н)
2. -Выберите пару чисел А или Б, где есть что-то сходное с отдельным числом.
А)890 252 Б)501 341 47
Ответ: Б (в числах 341 и 47 в разряде десятков 4 единицы)
3. - Выберите пару А или Б, в которой у обоих выражений есть что-то одинаковое.
А)720 - 50 Б)720 - 20 - 30
830 – 20 - 30 830 + 50
Ответ: А (в обоих случаях нужно вычесть 50)
2) 2-ой степени сложности:
1. -Какое слово А, Б или В имеет что-то одинаковое с одним из двух слов?
А)рыжий Б)серая В) сухое большой, длинные
Ответ: А (рыжий, большой – прилагательные мужского рода)
2. –В какой из трёх пар А, Б или В есть слово, которое имеет что-то одинаковое с отдельным словом?
А) подбежал , подковал
Б) подошёл, подрос подарок
В) побелить, подрезали
Ответ: В (в словах побелить и подарок приставка по- )
3.-В какой из этих групп слов А, Б или В есть два слова, имеющих между собой что-то одинаковое?
А) сам, летит, вертушка
Б) луна, ходит, синий
В) самолёт, ночной, луноход
Ответ: В (слова самолёт и луноход – сложные, имеют по два корня)
4. проверка решения задач:
–В этой задаче нужно найти, какое слово А, Б или В имеет что-то одинаковое с одним из двух слов. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ Б. Нужно проверить его ответ.
А) рыжий Б)серая В) сухое большой, длинные
Ответ: ответ Б – неправильный, т.к. данные прилагательные разного рода, правильный ответ А (рыжий, большой – прилагательные мужского рода)
5. –В этой задаче нужно найти, какой из трёх пар А, Б или В есть слово, которое имеет что-то одинаковое с отдельным словом. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ А. Нужно проверить его ответ.
А) подбежал, подковал
Б) подошёл, подрос подарок
В) побелить, подрезали
Ответ: ответ А – неправильный, т.к. в словах подбежал и подковал под-приставка, а в слове подарок по-приставка, правильный ответ В (в словах побелить и подарок приставка по- )
6. –В этой задаче нужно найти, в какой из этих групп слов А, Б или В есть два слова, имеющих между собой что-то одинаковое. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ Б. Нужно проверить его ответ.
А) сам, летит, вертушка
Б) луна, подходит, синенький
В) самолёт, ночной, луноход
Ответ: ответ Б – неправильный, т.к. между словами данной группы нет ничего общего, правильный ответ В ( слова самолёт и луноход – сложные, имеют по два корня)
3) 3-й степени сложности: составление задач
1. -Какое выражение А или Б имеет что-то одинаковое с одним из выражений С или Д?
А)580+90 С)70+600
Б)720-130 Д)700-40
Ответ: А и С (значение данных выражений – 670)
2. - Какое слово А или Б имеет что-то одинаковое с одним из слов в паре С или в паре Д?
А) город С) пенал, сапоги
Б) валенки Д) петух, морковь
Ответ: Б и С (валенки и сапоги – слова во множественном числе)
Задачи «отличие»:
- 1-ой степени сложности:
1.–Рядом с отдельным словом нужно поместить такое слово А или Б, которое не имеет ничего общего с отдельным словом.
норка А)портфель Б)сочное
Ответ: Б (данное слово не имеет ничего общего с отдельным словом)
2. –Какую пару выражений А или Б нужно поместить рядом с отдельным выражением, чтобы у выражений этой пары не было ничего общего с отдельным выражением.
36:6 А)82:9 Б)9+82
50-44 100-54
Ответ: Б (данные выражения не имеют ничего общего с отдельным выражением)
3.-В какой паре А или Б числа не имеют ничего общего между собой?
А)125 72 Б)346 78
Ответ:Б (данные числа не имеют ничего общего)
2) 2-ой степени сложности:
1. - Какая фигура А, Б или В не имеет ничего общего с фигурами С и Д?
А)круг Б)треугольник В)квадрат С)ромб
Д)прямоугольник
Ответ: А (данная фигура не имеет ничего общего с фигурами С и Д)
2.- В какой паре слов А, Б или В оба слова не имеют ничего общего с отдельным словом?
голубь А)воробей Б)флаг В)поют
огородить фонарь они
Ответ: В (данные слова не имеют ничего общего с отдельным словом)
3.- В какой группе А, Б или В все числа не имеют ничего общего между собой?
А)125 72 346 Б)346 9 78 В)780 7 91
Ответ: Б (данные числа не имеет ничего общего между собой)
4.проверка поиска решения
- В этой задаче нужно найти, какая фигура А, Б или В не имеет ничего общего с фигурами С и Д. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ Б. Нужно проверить его ответ.
А)круг Б)треугольник В)квадрат С) ромб
Д) прямоугольник
Ответ: ответ Б- неправильный, т.к. треугольник , ромб и прямоугольник
- многоугольники, правильный ответ А (данная фигура не имеет ничего общего с фигурами С и Д)
5. -В этой задаче нужно найти, в какой паре слов А, Б или В оба слова не имеют ничего общего с отдельным словом. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ Б. Нужно проверить его ответ.
голубь А)воробей Б)флаг В)поют
огородить фонарь они
Ответ: ответ Б- неправильный, т.к. флаг ,фонарь и голубь – существительные, правильный ответ В (данные слова не имеют ничего общего с отдельным словом)
6.- В этой задаче нужно найти, в какой группе А, Б или В все числа не имеют ничего общего между собой. Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ А. Нужно проверить его ответ.
А)125 72 346 Б)346 9 78 В)780 7 91
Ответ: ответ А- неправильный, т.к. 125 и 346 –трёхзначные числа, правильный ответ Б (данные числа не имеет ничего общего между собой)
3)3-й степени сложности: составление задач
1.-Какое выражение А или Б не имеет ничего общего с отдельным выражением, а также с выражениями С и Д?
36:6 А)82:9 Б)9+82
С) 50-45 Д)100-54
Ответ: Б (данные выражения не имеет ничего общего между собой)
2. –Какое слово А или Б не имеет ничего общего со словами пары С и Д?
А)суффикс Б)нора С)сумма, корень Д)зуб, аллея
Ответ: Б (данные слова не имеет ничего общего между собой)
3.-В какую группу слов А или Б нужно поместить (мысленно)слово С, а какую слово Д, чтобы в результате в одной из групп все три слова не имели ничего общего между собой?
А)лесной, песок С)леса
Б)прорубь, зуб Д)колесить
Ответ: Д в группу А (данные слова не имеют ничего общего между собой), С в группу Б.
Задачи « пересечение»:
- 1-ой степени сложности:
1.-Какое решение А или Б подходит и к задаче С и к задаче Д?
А)72:9=8 Б)72:9=8
72-8=64 72+8=80
С) В магазин привезли 72 кг моркови в 9 ящиках. За день продали 1 ящик моркови. Сколько кг моркови осталось в магазине?
Д) С одной грядки собрали 72 кг огурцов, а со второй - в 9 раз огурцов меньше. На сколько кг огурцов больше собрали с первой грядки, чем со второй?
Ответ: А (данное решение подходит и к задаче С и к задаче Д)
2.-В какой паре фигур А или Б есть что-то общее с отдельной фигурой?
А) прямоугольник, круг квадрат
Б) ромб, равносторонний треугольник
Ответ: Б (данные фигуры имеют равные стороны)
3.- В какой группе чисел А или Б одно число имеет что-то общее с двумя другими числами?
А)24, 8, 100 Б)135, 8, 70
Ответ: А (данные числа чётные)
- 2-ой степени сложности:
1.-Какая буква под А, Б или В имеет что-то общее и с буквой под С и с буквой под Д?
А) ь Б) щ В) ю С)ж Д) ш
Ответ: Б ( буквы щ, ж, ш дают шипящие звуки)
2.-В какой паре А, Б или В обе фигуры имеют что-то общее с отдельной фигурой?
А)треугольник, квадрат многоугольник
Б)круг, прямоугольник
В)ромб, овал
Ответ: А (треугольник и квадрат тоже являются многоугольниками)
3.- В какой группе слов А, Б или В одно слово имеет что-то общее с двумя другими словами?
А)уравнение Б) равенство В) выражение
равенство неравенство сумма
неравенство выражение разность
Ответ: В (сумма и разность тоже выражения)
4.проверка решения задач
- В этой задаче нужно найти, какая буква под А, Б или В имеет что-то общее и с буквой под С и с буквой под Д? Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ В. Нужно проверить его ответ.
А) ь Б) щ В) ю С) ж Д) ш
Ответ: ответ В- неправильный, т.к. между буквами ю, ж, ш нет ничего общего , правильный ответ Б ( буквы щ, ж, ш дают шипящие звуки)
5. -В этой задаче нужно найти, в какой паре А, Б или В обе фигуры имеют что-то общее с отдельной фигурой? Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ В. Нужно проверить его ответ.
А) треугольник, квадрат многоугольник
Б) круг, прямоугольник
В) ромб, овал
Ответ: ответ В- неправильный, т.к. между данными фигурами нет ничего общего , правильный ответ А (треугольник и квадрат тоже являются многоугольниками)
6.- В этой задаче нужно найти, в какой группе слов А, Б или В одно слово имеет что-то общее с двумя другими словами? Один ученик решал эту задачу и выбрал, как правильный, ответ А. Нужно проверить его ответ.
А)уравнение Б) равенство В) выражение
равенство неравенство сумма
неравенство выражение разность
Ответ: ответ А- неправильный, т.к. между данными словами нет ничего общего , правильный ответ В (сумма и разность тоже выражения)
3)3-й степени сложности: составление задач
1.-Какое из понятий А или Б имеет что-то общее с парой понятий Д или С?
А) условие С) решение, вопрос
Б) чертёж Д) площадь, пример
Ответ: А и С(условие, решение, ответ - части задачи)
2.-Какое число А или Б имеет что-то общее и с отдельным числом, и с числом С или Д?
173 А) 89 С)1
Б) 41 Д)256
Ответ: Б и С( в записи чисел 173, 41, 1 есть цифра 1 )
3.- Какое слово А или Б нужно поместить в группу слов С или Д, чтобы в одной из групп в результате одно слово имело что-то общее с двумя другими словами той же группы.
А) вода С) водяной, водичка
Б) водить Д) водитель, подводник
Ответ: А и С (данные слова родственные )
Список литературы
1.Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт-Петербург, 2002.
2.Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.
3.Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...
Развитие интеллектуальных способностей и мышления младших школьников
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смо...
Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.
Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Особенности сформированности умения анализировать задачу у младших школьников
В статье представлены особенности сформированности умения анализировать задачу...
Сопряженное развитие координационных способностей и гибкости младших школьников с использованием элементов хореографии.
Учебно - методическая работа....
" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...