Сопряженное развитие координационных способностей и гибкости младших школьников с использованием элементов хореографии.
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая работа
Тема работы «Сопряженное развитие координационных способностей и гибкости младших школьников с использованием элементов хореографии»
Актуальность исследования:
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков. Нередко наблюдаются недостатки в выправке и движениях детей: одни скованны, неподвижны, другие - разболтанны, суетливы. Часто дети плохо держаться: гнуться, поднимают плечи, не правильно ставят ноги при ходьбе (носками внутрь) и т.п. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.
Выяснение вопроса о взаимосвязи КС с физическим развитием и кондиционными (скоростными, силовыми, выносливостью, гибкостью) способностями имеет большое значение. В теоретическом плане - это установление взаимосвязи между признаками, характеризующими разные уровни биологической индивидуальности человека: психомоторику и особенности структуры организма в целом (телосложение). В практическом плане решение этого вопроса позволит качественнее управлять процессом развития разных КС в школьном возрасте в соответствии с конкретными знаниями о количественной мере связи между этими разноуровневыми признаками человеческой индивидуальности.
Исследования показали, что показатели КС, проявляемые в различных двигательных действиях, примерно в 80-95% не связаны с показателями физического развития.
Гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявления таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и снижая экономичность работы организма, и, зачастую, приводит к серьезным травмам мышц и связок.
Объект исследования:
Процесс развития и формирования двигательных координаций и гибкости у младших школьников 9-10 лет, не занимающихся хореографией.
Предмет исследования:
Использование хореографии для сопряженного развития координационных способностей и гибкости у младших школьников.
Цель исследования:
Оценить уровень координационных способностей и гибкости у младших школьников занимающихся хореографией по специальной программе.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику обучения хореографии.
2. Разработать экспериментальную методику обучения хореографии.
3. Обосновать эффективность экспериментальной методики обучения хореографии для сопряженного развития координационных способностей и гибкости.
Гипотеза исследования:
Предполагалось, что экспериментально обоснованная методика, позволит эффективно развивать координационные способности и гибкость у младших школьников.
Методы исследования:
1.Анализ литературных источников
2.Педагогические наблюдения
3.Тестирование
4.Экспериментальный метод. Обработка полученных результатов эксперимента с помощью математической статистики.
1.Анализ научно-методической литературы
Анализ литературных источников позволил обобщить имеющиеся литературные данные, составить представление о состоянии исследуемых вопросов. В процессе работы были изучены учебные, учебно-методические пособия.
2.Педагогическое наблюдение
Для определения эффективности данной методики был проведён педагогический эксперимент, а затем проведено педагогическое исследование на контрольной и экспериментальной группах, занимающихся физической культурой, по разделу гимнастика по разным программам.
В эксперименте приняло участие 50 школьников, занимающихся физической культурой. Первая группа-25 человек, занимающихся по специальной программе по гимнастике с использованием элементов хореографии. Вторая группа-25 человек, занимающихся по общеобразовательной программе, раздела гимнастика. Стаж занятий физической культурой в школе всех испытуемых составляет 2 года.
3.Тестирование ( контрольные испытания)
В ходе эксперимента было проведено тестирование физических качеств младших школьников. Первый этап тестирования проходил на первом уроке гимнастики. Занимающиеся выполняли контрольные упражнения по результатам которых можно судить о всесторонней подготовке младших школьников (в частности, двигательной координации и гибкости)
Методы измерения гибкости:
Тест № 1 Оценка развития подвижности позвоночного столба.
Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+).
Методы измерения координационных способностей:
Тест № 2 Оценка развития равновесия
Тест Е.Я. Бондаревского
Испытуемый занимает и.п. стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной
ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.
Результат - средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток) (с).
Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождения с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение).
Тест № 3 Оценка развития способности к ритму.
Испытуемому предлагают выстукать несколько ритмических комбинаций с постепенным усложнением.
I – II I – II I – II (один удар — два удара)
III – I III – I III – I (три удара — один удар)
4.Педагогический эксперимент
Тесты в техническом плане достаточно просты и доступны всем испытуемым.
После первого тестирования в течение всего времени контрольная группа на занятиях по гимнастики занималась по общепринятой методике, экспериментальная группа по новой разработанной программе.
В конце эксперимента мы провели повторное тестирование.
В тестировании использовались те же контрольные упражнения, что и на первом этапе исследования.
Обработка полученных результатов эксперимента производилась с использованием количественной и качественной обработки.
Гибкость (см) Равновесие ( сек ) Ритм (баллы)
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости и двигательной координации у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на сопряженное развитие гибкости и координационных способностей, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития.
Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития гибкости и координационных способностей объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие физических качеств.
Заключение
Для выявления сопряженного развития гибкости и координационных способностей был использован педагогический эксперимент по внедрению в учебно-воспитательный процесс средств хореографии для сопряженного развития гибкости и координационных способностей младших школьников.
Педагогический эксперимент проводился в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Калининского района г.Санкт-Петербург. Под наблюдением находились 50 учеников третьих классов в возрасте 9-10 лет. В процессе проведения педагогического эксперимента сравнивались показатели экспериментальной и контрольной групп. По окончании эксперимента все испытания были сопоставлены с исходным уровнем данных и проанализированы. В ходе эксперимента подтвердилась гипотеза, что методика позволяет эффективно развивать координационные способности и гибкость у младших школьников. Цель и задачи были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей и мышления младших школьников
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смо...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...
Презентация на тему" Развитие памяти, воображения и мышления младших школьников через использование дидактических игр"
Теория с элементами практики...
Развитие координационных способностей младших школьников.
Повторение ОРУ с гимнастическими палками, выполнение упражнений на координационной лестнице, разминк с парашютом, проведение эстафеты.И на каждом этапе урока оценка своих успехов....
Игровые упражнения для развития координационных способностей у младших слабовидящих школьников на уроках физической культуры
Цель предлагаемых игровых упражнений: развитие у обучающихся координационных способностей.Задачи:учить игровым...
Методическая разработка "Упражнения с мячами как средство развития координационных способностей младших школьников"
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников....