Программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно 3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования в первой четверти в первом классе вводится образовательный модуль «Первый раз, в первый класс», рассчитанный на 3 недели (15 часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_raz_v_1_kl.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 г. Советска
Калининградской области
ПРИНЯТА на методическом УТВЕРЖДАЮ
объединении учителей Директор лицея №10
начальных классов Круглова Е. Г.__________
Протокол №__________от___ _____2011 г «___»__________2011 года
Рабочая программа
Метапредметного, вводного, образовательного модуля
"Первый раз, в первый класс"
Срок реализации: 3 недели(45 часов)
Составители: учителя начальных классов
Рубец Елена Викторовна
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно 3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования в первой четверти в первом классе вводится образовательный модуль «Первый раз, в первый класс», рассчитанный на 3 недели (15 часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.
Дорожная карта модуля
1 неделя | 2 и 3 недели | Итог Конец 3 недели | |
Актуализация дошкольного опыта | Переход от игровой к учебной деятельности | ||
«Путешествие по городу первоклассника» | «Путешествие по городу первоклассника» | «Наша школа» | Посвящение в первоклассники |
Участвуют пятиклассники в позиции «организатор» и «эксперт», учителя-предметники. | Работа строится в соответствии с выделенными практиками |
Цель: Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Итак, стартовый образовательный модуль задуман, как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с данными детьми: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.
Данный модуль предполагает решение следующих основных задач:
- освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе
- компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
- накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
- развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
- формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.
Для учителей:
-снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Программа основывается на принципы обучения, изложенные в УМК «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка
-Принцип целостности картины мира
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Учебно-тематическое содержание
№ | Предметная область | Предмет | Количество часов | Краткое содержание |
1. | Филология | Обучение грамоте | 22 | Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы с текстом, чтения, письма, сочинения, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе. Ознакомление учащихся с перспективами изучения предметов «Обучение грамоте» и «Литературное чтение». Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. Проект «Город первоклассника» |
2. | Математика | Математика | 12 | Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).Создание макета «Моя школа» |
3. | Технология | Технология | 4 | Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, соцветия чертополоха, репейника. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала. Создание коллективного проекта «Осень в школе» |
4. | ИЗО | ИЗО | 3 | Знакомство с красками. Умение пользоваться красками на уроке, овладение, навыками организации рабочего места. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Выставка рисунков. |
5. | Физическая культура | Физическая культура | 3 | Подвижные игры н а закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. «Веселые старты», преодоление полосы препятствий. |
Итого: 45 часов |
Содержание модуля «Первый раз, в первый класс».
1 неделя «Путешествие по городу первоклассника»
№ | Раздел | Тема занятия | Предметная область | Предмет | УУД | Количество часов |
1-5 | Здравствуй, школа! | Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве | Математика | Математика | Построение макета природной территории. Определение дошкольного опыта построения простейшей классификации объектов. Взаимооценка работы групп. Рефлексия. Определение дошкольного опыта выделения признаков предметов .Способность сотрудничать в малой группе. | 5 |
6-9 | Подготовительный период Обучения грамоте | Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой» Речь устная и письменная. Предложение. Слово. Ориентировка в пространстве. Письмо прямых линий. | Филология | Обучение грамоте | Установка на решение ПЗ. Знакомство детей друг с другом: рассказ о себе. Фиксация сообщений в виде графических изображений. Определение читательского опыта: работа с деформированным текстом. Взаимодействие внутри группы. Определение дошкольного опыта по работе с текстом. Восстановление деформированного текста. Озаглавливание. Межгрупповое взаимодействие. Рассказ о прочитанной книге. Демонстрация читательского опыта. Диагностика дошкольного опыта и кругозора. Соотнесение текстовой информации и иллюстративной. Определение читательского опыта: чтение стихотворений наизусть. Публичное выступление. | 4 |
10-12 | «В гости к осени» Подготовка природных материалов к работе: сбор, сушка, хранение. Подвижные игры,Волшебные краски. | Технология, физическая культура изо | Технология, физическая культура, ИЗО | Подвижные игры на различение признаков: «Съедобное - несъедобное, живое – неживое», "Великаны и гномы", "Дальние броски", "Попади в цель", "Гиганты-лилипуты". | 1 1 1 | |
2 неделя «Путешествие по городу первоклассника» | ||||||
13-18 | Текст. Предложение. Слова-предметы. Письмо коротких и длинных линий с закруглением с двух сторон..Геометрические фигуры | Математика, Филология. физическая культура. | Математика, обучение грамоте физическая культура., | Различение плоских и объемных фигур. Понимание того, что «больше» бывает разное. Выделение разных признаков предметов. Различение понятия предмет и слова, называющего предмет. Подвижные игры. | 2 3 1 | |
19-25 | Наклонные с петлей. Живые и неживые предметы. Слова-предметы. Цветовой круг. Изготовление поделок «Дары осени» из природного материала | Филология, изо, технология | Обучение грамоте, изо, технология. | Упорядочивание объектов по заданным признакам (на естественных объектах) Описание образов и характеров сказочных героев. Изображение линий, разных по эмоциональному восприятию. Изготовление «коробочки -плетенки». Сравнение элементов «плетёнки» по длине, по площади. | 5 1 1 | |
3 неделя «Наша школа» | ||||||
26-29 | 1 день | Ориентировка в пространстве. Слова - действия. Слова - признаки. Письмо овалов и полуовалов. | Математика, филология, физкультура. | Математика, обучение грамоте, физкультура. | Выработка правил поведения на уроке. Выход на предмет: обучение грамоте(письмо)Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Упражнения на подготовку руки к письму. | 1 2 1 |
30-33 | 2 день | Расположение предметов в окружающем пространстве. Слова-помощники. Рабочая строка. Письмо полуовалов с петлей вверху и внизу..Цвета радуги. | Математика, филология, изо | Математика, обучение грамоте, изо | Выход на предмет: математика. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Отработка составления звуковых, слоговых моделей. Тренировка выделения ударного слога. Игра с заданными правилами. Рабочий стол художника, рациональное расположение рабочих инструментов на столе. | 1 2 1 |
34-37 | 3 день | Геометрические фигуры. Текст, слово, предложение .Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху. Мозаика из собранного материала. | Математика, филология, Технология | Математика, обучение грамоте, Технология | Выход на предмет: обучение грамоте(чтение) Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Разделение согласных звуков на согласные и гласные. Уточнение моделей для обозначения согласных звуков и гласных. Упражнения на подготовку руки к письму. Создание проекта «Осень в моей школе». | 1 2 1 |
38-40 | 4 день | Геометрические фигуры. Письмо овалов и полуовалов: письмо справа и слева. | Математика, филология, | Математика, обучение грамоте, | Выход на предмет: физическая культура. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Подвижные игры. Соревнования «Полоса препятствий» Отработка действий сравнения величин в рабочей тетради по математике Упражнения на подготовку руки к письму. Создание проекта «Город первоклассника» | 1 2 |
41-45 | 5 день | Геометрические фигуры.Текст. Предложение. Слово. Письмо короткой прямой линии с половинным овалом. Работа с пластилином. | Математика,филология, технология | Математика, обучение грамоте, технология | Мастер-класс по различным предметным областям (разновозрастное сотрудничество). Презентация правил школьной жизни первоклассников. Итоговая рефлексия. Посвящение в первоклассники. | 1 2 1 |
Планируемые результаты метапредметного, образовательного, вводного
модуля «Первый раз в первый класс»:
В результате изучения модуля «Первый Раз в первый класс» будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами модуля «Первый раз в первый класс» являются:
- Обеспечение благоприятной адаптации ребёнка
- Определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и ученика
- Осваиваются основные нормы и правила поведения в школе
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).
Метапредметными результатами модуля «Первый раз в первый класс» являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, и пр.);
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
Требования к уровню подготовки учащихся к концу знакомства с модулем «Первый раз в первый класс»
Ученик научится:
-Правилам посадки и пользования письменных принадлежностей во время письма.
-Ориентироваться на странице тетради, познакомится с ее разлиновкой. Будет иметь понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках..
- Письму девяти элементов-линий по алгоритму.
- Работать с формами шаблонов элементов письменных букв.
-Сможет воспроизводить элементы письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
- Выполнять логические задания на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
- Слушать текста сказки, соотносить иллюстрации с частями текста.
-Составлять предложения на тему иллюстраций, соотносить конкретные предложения с графической моделью текста.
- Пересказывать рассказ на основе его графической модели.
- Составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному им тексту.
-Определять понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
-Иметь пространственные и временные представления.
-Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
-Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
-Соотносить число предметов и цифру.
-Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Ученик получит возможность научиться:
-Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
-Различать гласные и согласные звуки и буквы.
-Пересказывать содержание сказки.
-Получит первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие.
-Озаглавливать рассказ, заданный иллюстрацией.
-Выборочному пересказу и учить несколько стихов наизусть.
- Вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
- Читать слоги.
-Реконструкции общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях)
- Применять эти представления для решения несложных практических задач;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "До свидания, первыйкласс!"
Конспект содержит стихи, сценки, игры....
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...