Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися
материал на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися

                                                      Выполнил: учитель начальных классов

                                                                           Наприенко О.А.

январь

2015 год

В моем классе стоит большая проблема неуспеваемости учащихся, которые требуют особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, оставленные дети на второй год, ребенок с диагнозом F-...

У детей, с которыми не разговаривают родители и не интересуются их успехами, не знают чем увлекаются их дети, что любят, не сформирован речевой навык, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь) (приложение №1).

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии. После чего мы это все обсуждаем. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. (пример)

Использование разнообразных дидактических игр приложение №2), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (приложение №3). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (приложение №4).

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. (приложение №5)

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе я использую опыт С. НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.

Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает: групповая работа.

Провожу индивидуальные беседы с учениками.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Приложение 1

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

 1.1. Развитие слуховой памяти.

      Упражнение1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР              ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР - АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО - КУВШИН                     ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК             БУМАГА - ГАЗЕТА

2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС

    ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ

    МАЛИНА-СОК-СИРОП

    МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА

    РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА

    ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ

    МАМА-ПАПА-ДЕТИ

    СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД

           Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

           Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1.   Для этого упражнения нужны палочки ( не более 10) .Их кладут на стол . Ребёнку дают мало времени , чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги .   

Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.

   2. Развитие внимания.      

           Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения. 

             11    18    14    17    24

            21    20    13    25    22

              1    12      8      3    23

            16      4      2    19      7

              6    10    15     5       9

        Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

           Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

        На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

         Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

Со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Со звуком «б»

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Развитие мышления.

      Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций      анализа и обобщения).

        На карточке – 4 предмета, один из них  - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

       Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя    существенные признаки .

         Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. яблоко, слива, огурец, груша.
  4. молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. час, минута, лето, секунда.
  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

  • ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
  • СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
  • СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
  • ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

Приложение 2

Дидактические игры.

 Игра №1. «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

Игра №2. «Назови соседей»

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.

Игра №3. «Тропинка».

Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети  становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;

«копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед.

«кочки» - дети приседают, положив руки на голову.

Игра №4 «Синий, красный»

Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит  слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :

   - гласных, если мяч красный,

   -  согласных, если мяч синий.

Слова:

ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

Игра  №5 «Зеваки»

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

Приложение 3

Игры и упражнения направленные на развитие  интеллекта.

Упражнение №1 «Не пропусти растение».

      Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если       встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».

      Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы,  в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.

Упражнение №3 «Внимательные руки»

      Если в слове и- поднять правую руку;

                            й-  левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:

     лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон,      златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

Упражнение №4 «Закончи слово»

      6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.

Упражнение №5. «Перекличка- путанка»  

   Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.

Упражнение №6 «Четыре стихии»

     Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение руками. Кто ошибается , выбывает из игры.

Упражнение №7 «Слушай и исполняй»

     Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.

  РЕБУСЫ

lмер,   Борlно, мор+lа,

2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР

ШАРАДЫ

Слог первый - восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает. (о-лень)

                                     

Мой первый слог есть на лице

Второй есть у оленя,

     Соедини их гласной,

     Получишь зверя (нос-о-рог)

                                     

Мое начало - буква алфавита,

 Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит (ш-мель)

                              Приложение 4

Загадки на уроках  русского языка.

          1. Загадки

Безударные гласные

Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,                                  Два братца через дорожку живут

Живет в лесу под кустом.                                          А никогда не видятся.

(лиса)                                                                            (глаза)

Парные  звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.

Белая скатерть все поле покрыла.                             Два брюшка, четыре ушка

(Снег- снега)                                                                (подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки                             Кто со шляпой родился?

(кошка)                                                                          (гриб)

ЖИ – ШИ

Бегут по дорожке                                                        Где упрется хвостом,

Доски да ножки                                                           Станет дырка потом.  

(лыжи)                                                                           (шило)

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла- и пропала

(снежинка)

ЧА – ЩА

ЧУ - ЩУ

Из горячего  колодца,                                                 Хвостом виляет,

Через нос водица льется.                                            Зубаста, а не лает

(чайник)                                                                         (щука)

Голова огнем пылает,                                                 Разошлись мальчики

Тело тает и сгорает                                                     В темные чуланчики.

Я полезной быть хочу:                                                Каждый мальчик в свой чуланчик.

Лампы нет я посвечу                                                   (перчатки)

(Свеча)

Мягкий  знак

Мала , а никому не мила                                             В воде купался- сухим остался

(мышь)                                                                           (гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают                        Сидит девица в темнице,

(листья)                                                                         А коса на улице. (морковь).

Никого не обижает ,                                                     В золотой клубочек    

А ее все толкают.                                                          Спрятался дубочек.

(дверь)                                                                            (желудь)

Словарные слова

Какой это мастер на  стекла нанес                         Не живая, а идет

И листья , и травы, и заросли роз?                         Неподвижна , а ведет

(мороз)                                                                       (дорога)

2. Составь из слогов слова:                      

                     ПУ                                                                ЛЫ                  

МЫ             ШИ           НА                                  ВЫ                       СНЕ

                                                                                           ЖИ                         

                                                                              НКА                  ЛА

                                                                           

                    ДРУ                                                              МА      

ПРУ           ЖИ            НА                                 ТИ        ШИ         НА            

                    НА                                                                НА

Приложение 5

Методика развития математических способностей.

   1. Игры на выявление величины и формы предметов.

        а)  Игра «Дома зверей»

             Одинаковые по размеру картинки

                   СЛОН           КОРОВА          ЕЖ

         Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

      б) Сравнение лент по длине (длинная- короткая),

           Карандашей по ширине (широкий- узкий).

 2.  Количественные представления и понятия:

       Уточнение понятий : много, мало, столько же, поровну, одинаково -на счет.

 3.  Представления о числе:

  • Счет предметов в группе;
  • Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;
  • Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке;
  • Счет от заданного числа до заданного ( от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.);
  • Сравнение чисел, какое число больше (меньше);

4. Сравнение множеств и чисел :

       о о о о о      - где кружков больше? Меньше?

        о о о           -  в каком ряду не хватает?

                          -   как сделать, чтобы стало поровну?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Выступление "Формы и методы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми"

Методы и формы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми....

Формы и методы работы с неуспевающими учащимися начальной школы.

Статья содержит причины неуспеваемости учащихся начальной школы и ее профилактику....

Выступление на педсовете"Формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися"

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зави...

Формы и методы работы со слабоуспевающими в начальной школе.

Статья посвящена изучению причин  неуспеваемости и подборе форм и методов  работы со слабоуспевающими....

Выступление на МО Формы работы со слабоуспевающими учащимися

Методические рекомендации по обмену опыта боты на МО...