Качество образования
статья на тему
Выступление по теме на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_obrazovaniya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Качество образования
Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира.
М. Горький
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.
Каждая из этих составляющих имеет своё важное значение. В данный момент мы хотели бы рассказать о работе учителей начальных классов и о том, от чего зависит успешность обучения учащихся в нашей школе.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?
Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегоднейший день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?
Прежде чем ответить на этот вопрос разберем несколько терминов. Что же такое качество образования?
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Существуют основные направления в улучшении качеством образования.
- Обеспечение нового качества образования.
- Развитие воспитательной системы школы.
- Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.
- Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.
- Выдвижение новых требований к системе управления.
- Нормативно-правовое обеспечение.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
- Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
- Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и поставили перед собой такие задачи:
1. Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
- соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;
- привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.
2. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных месячников, декад, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
- совершенствование учебного плана, программ;
- изучение и внедрение в практику педагогических технологий (дифференцированного обучения, достижение оптимального чтения по Федоренко, орфографическое чтение Тоцкого П.С., развивающее обучение по программе Истоминой Н.Б.)
4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:
- совершенствование работы методических объединений;
- организация изучения методик развивающего обучения;
- проведение семинаров;
- участие в работе городских и областных семинаров по обмену опытом работы
- систематизация наработок учителей;
- подготовка материалов для аттестации учителей.
Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:
Современные тенденции реформирования начального образования определяют:
- Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.
- Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.
- Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.
- Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.
- Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.
- Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.
- Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.
- Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.
В нашей школе уже наметилось немало положительного:
- вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
- свобода для творческого поиска у педагогов, поддерживаемая государственной политикой;
- растет родительское самосознание;
- педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.
Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Но мы хотели бы вам рассказать о том направлении, которое в нашей школе уже апробировано. Ведь цель нашей педагогической деятельности – сформировать физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.
Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств применяемых с целью оценки уровня обученности учащихся школы. Поэтому для повышения качества образования недостаточно работы одного учителя. В нашей школе ведется тесное сотрудничество со службой индивидуального сопровождения ученика (социальным педагогом, логопедом, врачом, психологом) проводят многофакторный мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности обучающегося. Исследования проводятся по направлениям:
- психодиагностика;
- диагностика здоровья;
- социодиагностика;
- диагностика уровня обученности.
Мы считаем, что эта служба играет огромную роль в повышении качества образования. Остановимся подробнее на работе логопеда и психолога.
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ.
В последние годы у детей, поступающих в 1 класс, наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая маторика, неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования. Для этого в нашей школе в тесном сотрудничестве с педагогом работает логопед. И учитель, и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам.
В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях логопед проводит работу, направленную на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приёмов умственной работы, которая необходима для овладения грамматикой. В связи с этим на занятиях логопед создаёт разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, а речемыслительную деятельность школьников. На занятиях детей учат рассуждать и давать развёрнутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функции речи.
В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные беседы и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
Результатом всего этого является существенное повышение успеваемости и качества знаний школьников, имевших на начало учебного года речевые дефекты. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развивать устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения ими новой – учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему обучению.
Все это отразится в последствии на качестве образования. Чтобы этого не произошло, в нашей школе работает психологическая служба.
Психологический курс развивающих занятий для младших школьников ведет Дурницкая Марина Владимировна. Курс называется «Я учусь учиться», целью которого является формирование у учащихся психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу.
Курс рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Развивающие задачи курса:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- формирование приемов образного и логического запоминания; расширение объема памяти;
- формирование связной и последовательной речи учащихся;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий.
Мы уже говорили, что современные тенденции реформирования начального образования определяют внедрение в образовательный процесс передовых технологий: иностранного языка, информатики, здоровьесберегающих технологий. В нашей школе с 2000 года преподается информатика со 2 класса, а иностранный язык с 2007 года тоже для учеников 2 классов.
ИНФОРМАТИКА
Информатика как учебный предмет имеет большое значение в формировании круга знаний в соответствии с программой начальной школы, в интеллектуальном развитии детей, в становлении произвольности важнейших психических процессов, является средством формирования мотивации учения, обеспечивает личностный рост учеников. При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников данного возраста формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.
Очень интересной и важной является интеграция информатики, иностранного языка и других дисциплин начальной школы.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Вообще слово интеграция довольно часто стала встречаться в начальном образовании. И наша школа тоже стала не исключением. Ведь в начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого в своей работе мы используем все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания. Чтобы добиться желаемого результата, мы в своей работе используем интегрированные уроки.
Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе и своем месте в них, позволяет учителю расширять границы предметности, указывая ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические, экономические и нравственные аспекты мышления.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В нашей школе с 1 класса дети посещают театральный кружок, которым руководит Наталья Сергеевна Овчаренко – педагог дополнительного образования. Организация музыкально-театральной творческой деятельности – это вовлечение ребенка в процесс постижения окружающего мира, наполнение этого мира личностным смыслом, что оказывает значительное влияние на развитие и музыкальных и общих способностей, стимулирует познавательный интерес и познавательную активность, является залогом успеха в повседневной учебной работе.
Таким образом, осуществление театрального воспитания ребенка, вовлекающее его в активный процесс художественного творчества становится началом самосозидания, строительства собственного «Я».
Музыка и театр, обладающие огромной силой эмоционального воздействия, способны вовлечь ребенка в новое пространство, в котором ребенок становится самостоятельно и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно.
Мы рассказали вам только о некоторых аспектах, которые влияют на качество образования в начальной школе. Хотя всем известно, что любой фактор даже самый незначительный может дать ожидаемый результат в обучении и воспитании наших детей. Но над этим надо работать на протяжении всей педагогической деятельности. Желаем вам успехов и образованных учеников. А мы хотим увидеть результат своего труда вот таким.
Портрет выпускника современной начальной школы качественного образования:
Познавательный компонент | Социально-психологический компонент |
Формирование умения самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира: - читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения); - использует разные виды письменных работ (темп – 50 знаков в минуту); - свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства; - владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями; - понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике; - креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников; - стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию; - способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях; - умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части; - умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля. | Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я - действующий»: - владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им; - имеет первоначально отработанную произвольную память; - коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; - ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; - способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих; - способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; - владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе; - он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам; - обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.
В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...
Аттестация 2024. 3.12. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...