«Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Технология нравственного воспитания
на уроках и внеклассных мероприятиях
при работе с детьми ОВЗ»
Из опыта работы учителя и руководителя МО начальных классов ГБОУ ООШ №21
Суровушкиной М.Ю.
Цель: Работать над формированием нравственной личности ребёнка с ОВЗ.
Задачи:
1. Развивать нравственно – личностные положительные качества ребёнка.
2. Воспитывать у детей умения и навыки осмысливания своих поступков.
3. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Специфика моей работы заключается в том, что в классе находятся дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся интегрировано (по заключению КЭК). В моем классе 16 человек обучаются по общеобразовательной программе, 1 человек интегрировано (VIII вид), 2 человека индивидуально, но с заявления родителей посещают занятия вместе со здоровыми детьми.
Актуальность данной темы является то, что в первую очередь всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, который неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.
Перед школой такого типа ставится очень серьёзная задача – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.Исходя из всего этого, нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания, вера в реальные достижения в деятельности , соразмерные его растущим возможностям.
Я остановлюсь на некоторых возможностях развития личности учащихся во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий.
Цель внеклассных мероприятий, так же, как и уроков - помочь ребятам осмыслить простые нормы нравственности, научить жить среди людей.
Нужно сказать, что внеклассные мероприятия дают возможность детям полнее раскрыться, показать такие свои качества, о которых мы порой и не догадываемся. Скромные и застенчивые на уроках, во время театральных постановок, выступлений на утренниках, литературно – музыкальных композициях они кардинально меняются, у ребят появляется чувство собственной значимости, уверенности в своих силах, что очень важно.
Мы все отмечаем у детей с ОВЗ большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы, человеческие лица. Нужно помочь ребятам разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.
Что, на мой взгляд, является самым важным в личности человека? Это, конечно, же, умение жить в коллективе, среди людей.
Проводимые мероприятия направлены на формирование у детей уважения и сострадания к личности. Их гуманистический компонент - взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Словарь ребят пополняется словами уважение, сострадание, достоинство, деятельное сострадание, помощь, гуманность.
Необходимо пробудить у ребят интерес и уважение к человеку, желание сострадать, сопереживать, не делать зла другим, не жалеть душевной доброты. Очень хорошо сказал об этом А.П. Чехов: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность…»
Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и их условий жизни, в котором воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.
Положительный результат будет только в том случае, если совместно, сообща с родителями и только общими усилиями. Мы привыкли говорить об однобоком воспитании детей. О том, что ребёнка должны воспитывать только детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. Или же наоборот, ссылаемся только на семью. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения ведёт к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям. Поэтому, и учитель, и семья являются главными ответчиками за все удачи и неудачи, связанные с воспитанием детей.
Воспитание, как мы знаем, проходит в длиною всей жизни.
В своей работе в этом направлении я использую следующие формы работы:
- тематические классные часы по данной тематике;
- частичный охват преподавания на основных предметах (чтение, русский язык, ИЗО, живой мир), рассматривая нравственные темы;
- внеклассные мероприятия;
- индивидуальные беседы, как с ребёнком, так и с их родителями – родительская приёмная;
- родительские собрания.
Методы работы:
- беседа;
- дискуссия;
- опросники;
- диагностирования.
На протяжении учебного года мной были проведены классные часы по темам «Характер человека», «Как научиться прощать», «Учимся анализировать своё поведение в конфликтной ситуации», «Дружба и её ценности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...
Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе
Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Технология нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время при работе с детьми с ОВЗ
Даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ на уроках и во внеурочное время...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».
laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Эмирбекова К.М.Учитель начальных классов, ...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото
laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото
laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...