Формирование коммуникативных УУД у младших школьников
статья на тему
В условиях динамично меняющейся экономики, да вообще современного мира требования к человеку тоже подвергаются постоянным изменениям. Современность требует от личности умения работать в команде, мгновенно ориентироваться во времени и пространстве, быть компетентным во всех сферах своей деятельности, особенно в сферах общения и коммуникаций.. Человек, у которого нет простейших навыков коммуникации, склонен к конфликтам во всех сферах своей жизни, как профессиональной, так и личной. Для достижения успехов необходимо учиться управлению личными коммуникативными процессами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sysoevoy_s.g.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД
у младших школьников
В условиях динамично меняющейся экономики, да вообще современного мира требования к человеку тоже подвергаются постоянным изменениям. Современность требует от личности умения работать в команде, мгновенно ориентироваться во времени и пространстве, быть компетентным во всех сферах своей деятельности, особенно в сферах общения и коммуникаций. Важными становятся требования быть творческим, активным, инициативным, высокоинтеллектуальным, хорошо образованным, высокопрофессиональным, способным к сотрудничеству и ведению совместной деятельности с другими людьми. Отсюда можно сделать вывод, что важнейшими факторами успеха в современном мире являются высокий уровень компетентности и грамотности. Человек, у которого нет простейших навыков коммуникации, склонен к конфликтам во всех сферах своей жизни, как профессиональной, так и личной. Для достижения успехов необходимо учиться управлению личными коммуникативными процессами. По новым стандартам ФГОС применяют УУД, среди которых познавательные, регулятивные и коммуникативные. К коммуникативным УУД в свою очередь относят умения разрешать конфликты, точно выражать свои мысли, управлять поведением, планировать учебные взаимодействия с учителями и одноклассниками. Обучая детей общаться целенаправленно, мы начинаем формировать у них коммуникативные навыки еще в младшем школьном возрасте. Любой урок – это уже коммуникация, чем лучше сформированы такие навыки, тем качественнее будет процесс как учебный, так и воспитательный. Дети учатся общения с самого раннего детства, постепенно вырабатывается интерес к другим детям, установка дружеских контактов. На школьном этапе уже формируется взаимное сотрудничество, взаимопомощь, взаимный контроль.
В процессе перехода на федеральные стандарты образования у детей определялся уровень сформированных УУД по специальным методикам («Последовательные сюжетные картинки», «Что будет…?» и др.). Учебное сотрудничество в новых моделях обучения выстраивается по принципам группового взаимодействия. Это предполагает групповые задания, само- и взаимопроверку, активные обсуждения. Такая форма работы в группах помогает ребенку четко осмысливать учебные действия, слабым и стеснительным дает возможность получить эмоциональную поддержку. Но такая работа не должна быть более 15-ти минут, иначе происходит обратное действие: повышается утомляемость и снижается эффективность. Для такого вида работы используется время на уроке. Параллельно необходимо использовать и другие формы работы с детьми: проекты, тренинги. К элементам процесса работы в группах относят подготовку к выполнению задания (ставятся цели, задачи, проблема, разрабатывается последовательность действий), непосредственно саму работу (ознакомление с материалами, распределение обязанностей, индивидуальное выполнение заданий, оценка результатов), заключительную часть (отчет о проделанной работе в группе, анализ, выводы). При этом перед началом групповой работы необходимо сформировать минимальные правила поведения, дополняющие правила поведения на уроке, например участие в обсуждениях каждого ученика в группе, четкость и ясность выражения своих мыслей и т.д.
Для внеурочного времени сейчас тоже разработано много программ. Многие основаны на игровых методах, другие на самостоятельных занятиях. Примером такой внеклассной деятельности является кружок «Эрудит». На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Отвечая на вопрос и объясняя своё решение, дети на кружке учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Наблюдая за ребятами, учитель может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких занятиях ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...
Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)
Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации коммуникативных умений в пр...
Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала: средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...