Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа на тему
Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_adapt_programmy_korchagina.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Корчагина Светлана Геннадьевна
(МОУ «СОШ № 1» г.о.Саранск, Республика Мордовия)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
по программе повышения квалификации для педагогов ОУ ,
реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание
Введение …....................................................................................................3
1. Теоретические аспекты составления адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.........................................................................................................................5
2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися с ЗПР............................................................................ 15
Заключение.................................................................................................25
Список использованной литературы....................................................26
Введение
Актуальность. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
- определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
-определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Практическая значимость программы сопровождения состоит в том, что дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь в школьном возрасте, ног особая ее ценность в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке.
1. Теоретические аспекты составления адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Примерная адаптированная основная образовательная программа (далее ПрАООП) начального общего образования детей с задержкой психического развития – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В структуру ПрАООП включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования детей с задержкой психического развития разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Разработанная ПрАООП начального общего обучающихся с ЗПР проходит процедуру экспертизы, по результатам которой включается в реестр примерных основных образовательных программ, являющейся общедоступной государственной информационной системой.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
Устав образовательной организации.
В структуре варианта В АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
4. Содержание образования:
― Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (Примерный календарный учебный график).
― Программы учебных предметов, курсов.
― Программа коррекционной работы.
― Программа формирования универсальных учебных действий.
― Программа духовно-нравственного развития.
― Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
― Программа внеурочной деятельности.
5. Условия реализации АООП:
― кадровые условия;
― финансово-экономические условия;
― материально-технические условия.
Принципы разработки и реализации программы
Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Условия реализации программы
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
-профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учителя- предметники;
- классный руководитель;
- медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;
- цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
- приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
- установка полов без перепадов и порогов;
- расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
- создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы, как на уровне основного общего образования, так и на универсальном и профильном уровнях среднего общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Этапы программы и ответственные за их реализацию
1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, соц. педагог, медсестра и классный руководитель):
- оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;
- определение способностей и потребностей;
- оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):
- организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
- обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;
- разработка рабочих программ.
Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):
- создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;
- приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;
- оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;
- комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для инвалидов.
- создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.
Диагностика и контроль (администрация):
- диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;
- контроль за результатами освоения образовательных программ;
- контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и ФГОС.
Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):
- внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Предполагаемые результаты реализации программы
Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
- способствующей качественному и доступному образованию;
- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися с ЗПР
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
- социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
- реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
- необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
- осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
- создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
- обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
- создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
- психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
- дополнительное образование;
- углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Успешная социализация и обучение детей с особыми образовательными потребностями – основное направление, для которого с 2010 года в МОУ «СОШ №1» реализуется адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). В школе развиваются не только методические возможности личностно-ориентированного подхода в обучении, но и осваиваются индивидуализированные системы оценивания, позволяющие использовать их как инструмент личностного саморазвития школьников, имеющих своеобразие образовательных потребностей. Наличие ограничений возможностей здоровья у школьников обусловливает необходимость расширения представлений педагогического коллектива и окружающей социальной среды о составляющих их образовательных результатов. Технологии педагогики успеха, которые применяются в рамках данной программы, обеспечивают необходимый эмоциональный ресурс для адаптации детей с ОВЗ к жизни. Цель адаптированной образовательной программы - обеспечение в МОУ «СОШ №1» адаптированной учебно-воспитательной развивающей среды для развития индивидуального адаптационного потенциала детей с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задачи программы:
Обеспечение реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования, специальных психолого-педагогических и материально-технических условий, необходимых для поддержки образовательных потребностей детей с ОВЗ;
Диагностический мониторинг образовательных потребностей детей с ОВЗ, диапазона необходимого социально-психологического сопровождения.
Организация качественной коррекционно–развивающей работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии для формирования необходимых жизненных компетенций;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нестандартными образовательными потребностями;
Расширение социального партнерства школы и учреждений города и региона для обеспечения потребностей детей с ОВЗ.
Сведения об обучающихся
В 2013-2014 учебном году в школе обучается 502 ученика (данные на 01.10.2013 года); из них 287 мальчиков и 215 девочек. Школа вот уже несколько лет сохраняет и увеличивает численность своих учащихся. В текущем учебном году функционируют 20 классов, из них в 7 классах обучаются дети VII вида (ЗПР). В МОУ «СОШ № 1» обучаются 10 детей – инвалидов (4 – начальная школа). 2 из них учатся на дому, им предоставлена возможность заниматься и дистанционно, 2 обучающихся, имеющих инвалидность, осваивают программу в классной форме. Адаптированная образовательная программа предназначена для организации образовательного процесса с детьми с признаками задержки психического развития, обучающихся в общеобразовательных классах. В школе действует правило контролируемого хранения индивидуальной информации о здоровье и психологических исследованиях школьников. В адаптированной программе приводятся обобщённые данные о детях с ОВЗ, необходимые для обеспечения специальных условий обучения.
Общая характеристика контингента учащихся с ОВЗ (ЗПР)
2Б -7 вид, астено -невротический синдром, снижена познавательная активность. Форма обучения классная. Дефекты речи, переключение затруднено. Нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
2Б -7 вид, астено -невротический синдром, снижена познавательная адеятельность. Форма обучения классная. Дефекты речи, переключение затруднено. Нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом. Сопровождение ПМПК.
2В -7 вид, снижена познавательная активность. Форма обучения классная. Легко возбудим, ведомый, переключаемость затруднена, слабые речевые навыки. Нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
3В -7 вид, нарушение познавательной активности, индивидуальные занятия с логопедом.Форма обучения классная. Медлителен, рассеян, бедный словарный запас, нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
4Б -7 вид: астеноневротический синдром, занятия с логопедом, наблюдение и лечение у психиатра. Форма обучения классная Вспыльчив, несамокритичен, низкая концентрация внимания.
Особенности образовательного процесса и учебных планов для школьников с ОВЗ (ЗПР)
Для детей VII вида школа обеспечивает оптимальные педагогические условия для развития адаптационного потенциала детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья. Образовательный процесс строится по шестидневной (I ступень) рабочей неделе (всего 34 недели в учебном году). Начало занятий в 8.00. Продолжительность занятия в классах 45 минут, проводятся с обязательным включением в структуру урока двух разгрузочных физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии. В школе созданы условия для проведения «динамических перемен», организовано горячее питание. Во второй половине дня занятия в кружках, секциях, факультативах и спецкурсах проводятся на первой ступени обучения в интервале 14.00 –15.30. По субботам школа учится на 40-минутных уроках с
10-минутными переменами,. Причем, субботнее расписание предусматривает снижение интенсивности как количества уроков, так и их сложности по содержанию – в расписание большинства классов вносятся занятия по предметам творческой направленности и физкультуре. Для обучающихся с ОВЗ в школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно-урочная система, индивидуальные и групповые занятия, факультативы, внеурочные виды деятельности (кружки, спортивные секции, спецкурсы). При необходимости организуется домашнее обучение. Регулярно проводятся медицинские осмотры, беседы по профилактике зависимого поведения, развития навыков здорового образа жизни на уроках и классных часах с приглашением специалистов. Регулярно проводятся «Дни здоровья», спортивные соревнования. В летний период в школе организовывается летний оздоровительный лагерь. Питание организовано на базе школьной столовой.
Организационно-педагогические условия, технологии образовательного процесса.Организация действий по адаптированной образовательной программе опирается на положение о том, что главной целью образовательного процесса для детей с ОВЗ в адаптивной школе является не только получение ими качественного образования, но и максимальное социальное включение, интеграция в окружающий мир, развитие жизненной компетенции.
Учебный план школы на 2013 – 2014 учебный год соответствует Концепции модернизации российского образования, Федеральному базисному учебному плану, ориентированному на базовую подготовку учащихся.
Методическая тема школы – «Повышение качества образования в условиях введения ФГОС и модернизации учебно-воспитательного процесса»
Учебный план I ступени (1-4 классы) ориентирован на 4-х летний срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. В соответствии с рекомендациями Муниципального методического центра, индивидуальными особенностями детей, профессиональным выбором педагогов образовательный процесс строится на основе следующих программ:
традиционной программы для учащихся 1-2 классов «Школа России»;
программы «Школа 2100» в 3-4 классах.
Начальное образование (1-4 классы)
Цель. Формирование основы учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Индивидуальный школьный учебный план для учащихся VII вида создаётся для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально- волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка. В 1-м - 4-м классах введены Федеральные государственные образовательные стандарты, проходят занятия внеурочной деятельности по различным направлениям, отвечающим интересам детей и запросам родителей: риторика, легоконструирование, здоровый образ жизни, спортивные игры, информатика , фольклор, оригами.
В учебном плане для учащихся VII вида выделены 2 части:
Инвариантная часть, реализующая федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (минимум содержания образования), обеспечивающая усвоение учащимися регионального компонента.
Вариативная часть- компонент образовательного учреждения и коррекционные курсы.
Коррекционные курсы отражают особенности обучения в школе (классе) для детей ЗПР и направлены на коррекцию отклонений в развитии, формирование навыков адаптации ребёнка в современных жизненных условиях, подготовку к усвоению содержания образования на каждой ступени образования. Коррекционные курсы учебного плана начального образования обучающихся с нарушением психологического развития составлены с учётом двух основных задач:
- продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися общеобразовательной программы (на основе применения методов и приёмов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);
- отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.
Для учащихся проводятся психокоррекционные занятия в соответствии с выявленными нарушениями: психокоррекция интеллектуального развития, психокоррекция эмоционально- волевой сферы, психокоррекция отклоняющегося поведения и т.д. Психокоррекционные модульные курсы разрабатываются непосредственно педагогом- психологом. Психокоррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Результаты начального образования
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
игровая деятельность
творческая деятельность
трудовая деятельность
спортивная деятельность
Образовательные задачи обучения
- формировать общеучебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; воспитать умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развивать личность ребёнка.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
научиться решать поставленные учителем цели;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и поступки;
овладеть самостоятельными и коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладеть различными видами деятельности;
приобрести опыт взаимодействия с окружающими, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами
реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии: | обязательные этапы на уроке: - проверка усвоения пройденного; - объяснение нового материала; - закрепление полученных знаний; - домашние задания |
Технологии активных форм и методов: | виды уроков: - уроки - путешествия; - уроки-сказки; - игра по станциям; - путешествие |
Технологии активных форм и методов: | - игровые технологии; - проектная технология; - работа в парах и группах; |
Здоровьесберегающие технологии: | - технология обеспечения двигательной активности (В.Ф.Базарного), - оздоровительные технологии С. Ковалько, З. Тюмясевой |
Авторские педагогические технологии: | - технологии индивидуального и дифференцированного подхода В.В.Воронковой, С.Д.Забрамной, - технологии личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманской, |
Система аттестации учащихся
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Заключение
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Образование обучающихся с ЗПР предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Список использованной литературы
1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.
2 Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.
3 Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
4 Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
5 Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.
6 Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова, Л. В. Серебренников, В. В. Солдатов. – Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2009. – 65 с.
7 Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.- 134 с.
8 Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.
9 Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...
Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР (для обучающегося с задержкой психического развития)
Целью данной работы является исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе....
Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...