Самоанализ учителя
материал по теме
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uchitelya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Бобровниковой Елены Александровны
МБОУ Табарсукская СОШ
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Проанализировав результаты обученности, результаты диагностики, я обнаружила, что мотивация к обучению стала снижаться. Поэтому стала искать пути для создания условий повышения качества учебно-воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо было перейти от классического формирования знаний, умений и навыков, к развитию личности, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Поэтому я выбрала тему самообразования «Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников».
Цель работы: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи:
- Приобретение коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, накапливая опыт коллективных творческих дел;
- Работа по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
- Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
- Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работаю по УМК «Школа России», применяю информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые технологии. Использование в своей педагогической практике методики: обучение в сотрудничестве, дифференцированного разноуровневого обучения, позволяет разрабатывать и проводить уроки в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения, направлять учебно-познавательную деятельность учащихся по пути саморазвития, способность формированию адекватной самооценки, воспитывать культуру речи и ответственность.
Для этого отбираю оптимальные методы и приемы для работы на уроках, использую игровые моменты, ситуативные и проблемные вопросы, диалоговое рассуждение, прием догадок, ответы по цепочке. Процесс познания нового материала строится от ученика через наблюдение и анализ с опорой на жизненный опыт, чтение и анализ информации.
На разных этапах овладения учебным материалом организовываю индивидуальную, групповую работу, работу в парах. Такая организация учебного процесса помогает мне повысить мотивацию к предмету, активность учеников, вовлечь в работу сильных и слабых учащихся, совершенствовать навыки взаимоподдержки, развивать коммуникативные компетенции. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей, планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.
Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моего класса не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии.
В своей практической деятельности активно применяю ИКТ на различных этапах урока в зависимости от поставленных целей и задач, что позволяет мне значительно обогатить уроки, сделать более привлекательными, повысить эффективность. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому строю их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрационного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применяя компьютерные технологии мне удалось повысить учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Мой кабинет оснащен компьютером и проектором , что дало мне возможность на уроках я использовать разные формы применения ИКТ:
презентации;
тренажёры;
физминутки;
тесты;
развивающие игры;
музыкальное сопровождение уроков;
использование возможностей Интернет сообществ;
проектная деятельность.
В моей коллекции есть электронные пособия «Природа и человек» для начальной школы, электронные пособия к учебнику «Русский язык» 1 класс, к учебнику «Технология» 1 класс, «Дидактический и раздаточный материал по русскому языку 3-4 классы» и «Дидактический и раздаточный материал по математике 3-4 классы» издательства «Учитель». Электронные пособия содержат базу дифференцированных заданий и позволяют формировать разноуровневые карточки и многовариантные проверочные работы. Коллекция презентаций по предметам, которые я разработала и успешно использую их в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой классные часы и внеклассные мероприятия («Первый в космосе», «Война 1812 года», «Все мамы планеты Земля»)
В прошлом году на семинаре, который проходил на базе нашей школы, мною был дан открытый урок по чтению с использованием ИКТ. Урок оценен на высоком уровне.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающую технологию реализуем через физминутки на каждом уроке, динамические паузы, беседы, участие детей в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний и классных часов на тему «Здоровье», организую игры на свежем воздухе, подвижные игры на перемене. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз, массаж пальцев. Столы в классе практикую ставить так, чтобы удобно было проводить групповые формы работы, в тоже время это создаёт дополнительные предпосылки для двигательной активности ребёнка. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма.
Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности. На стенах классной комнаты развешиваю карточки, таблицы. По моей просьбе или по необходимости ученик встаёт и отыскивает то, что ему на данный момент необходимо.
В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Но основной технологией в своем обучении, считаю личностно-ориентированную, которая позволяет использовать дифференцированный подход в обучении. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддерживать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Учитывая то, что в классах малое количество обучающихся, появляется возможность индивидуального подхода, учитывая характерные для каждого ребенка затруднения.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности.
Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
Например, тема « Текст».
1уровень: Озаглавь. Расставь знаки препинания в конце предложений. Новое пиши с заглавной буквы. осенью птицы собрались в стаи и улетели на юг а это кто клюёт сосновые шишки это маленький клёст не улетает эта птичка не боится суровой зимы малышка в сильный мороз выводит птенцов вот так чудо
2уровень: Составить из слов предложения : а) любит, шарик, пёс, охоту ; б) ловит, наш, шарик, шурик ; в) степью, орёл, над, высоко, летает; г) в, приехали, мы, орёл, город ; д) хлебные, стелились, на, крошки, галки; е) галки, у, живёт, щенок, рыжик.
3уровень: Исправь ошибки: а) псу шарику подарили шарик; б) котёнок пушок поймал пушок; в) жеребёнок ветер мчался, как ветер.
Подводя итог выше сказанному, подчеркиваю, что:
- учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям;
- стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
- дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:
ОПТ | ПАЛ |
(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).
2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
САМО | БОЛ |
3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например:
Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…
4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут. | 6. Товарищ спасается. А тебя бросает. |
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...
Самоанализ учителя
Презентация по методической теме "Работа над выразительными средствами языка на уроках чтения."...
Самоанализ учителя начальных классов
На своих уроках применяю такие методы как наблюдение, сравнение, сопоставление сходных понятий и явлений, установление признаков общности и отличия, большое внимание уделяет практической направл...
Самоанализ учителя
Самоанализ учителя к уроку....
самоанализ учителя начальных классов
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов, в котором описаны достижения учителя и учеников, повышение педагогического мастерства и самообразования....
самоанализ учителя начальных классов
самоанализ учителя начальных классов за год...
Самоанализ учителя начальных классов
Примерный самоанализ деятельности учителя начальных классов...