Методическая система учителя начальных классов
статья на тему

Гущенская Ирина Петровна

Раскрывается сущность и статус собственной методической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema_uchitelya_nachalnykh_klassov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система учителя начальных классов

МБОУ Гимназия № 9 г. Химки Московской области

Гущенской Ирины Петровны

Тема методической системы: «Образовательная среда в начальной школе: традиции и инновации»

Цель: Создание условий для повышения качества обученности  младших школьников как фундаментальной основы обеспечения непрерывности индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Система работы основана на следующих принципах:

1)Принцип личностно - ориентированного подхода, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого ученика;

2)Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

3)Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4)Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;
  • учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;
  • использовать в работе современные образовательные технологий, в том числе  информационно - коммуникационные  технологии.

        

На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:

  • Игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, так как первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной. 
  • Проблемное обучение. Проблемная ситуация на уроке  побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
  • Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование). Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
  •  Информационно-коммуникативные технологии. Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.
  • Технология «Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является средством для формирования мотивации достижения.
  • Технология критического мышления.
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Продуманная система заданий и вопросов побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки города, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.

Использую программу для учащихся начальных классов «Школа здоровья».

Основная цель изучения курса «Школа здоровья» заключается в приобщении учащихся к устойчивым стереотипам здорового образа жизни. Предлагаемая программа «Школа здоровья» в соответствии со сформулированными целями и задачами определяет ее содержание, основными положениями которой являются:

преемственность с действующими курсами «Окружающий мир», «Физическая культура», «ОБЖ» в начальной школе;

существенное усиление практической линии приобретаемых знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

привлечение дополнительного материала, связанного с идеей интеграции этих учебных предметов в урочной и внеурочной деятельности (классные часы, КВНы, Клубы здоровья, олимпиады, соревнования и т.д.)

просвещение и пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни (оформление «говорящих» стен, выпуск листков здоровья, создание зеленых уголков в классах и т.д.)

При проведении занятий по курсу «Школа здоровья» необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые побуждают использовать в образовательном воспитательном процессе деятельностный подход, активные формы и методы обучения (дидактические игры и игровые ситуации, занимательный материал и т.п.), делая опору на жизненный опыт детей и практическое применение знаний.

Программа «Школа здоровья» имеет четыре содержательных линии:

1. Наше здоровье. Понятие здоровья. Здоровый образ жизни – практический путь сохранения и укрепления здоровья. Последствия вредных привычек. Пути и средства сохранения жизни и здоровья. Личная гигиена. Режим дня. Уход за телом.

2. Я и другие. Гармония отношений в коллективе и семье. Умение владеть собой. Правила общения и нормы поведения в общественных местах.

3. Культура питания. Рациональное питание. Его значение для растущего организма. Энергетическая ценность питания. Возможные источники отравления, его симптомы и правила оказания первой помощи.

4. Двигательная активность. Физическая культура и спорт. Закаливание и его роль в сохранении здоровья. Роль физических упражнений в повышении умственной и физической работоспособности.

Достигнутые результаты:

  • повышение мотивации к обучению в начальной школе;
  • возрастание социальной активности и творческого самовыражения учащихся через участие в проектно-исследовательской деятельности;
  • умение самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  • стабильный высокий уровень учебных достижений учащихся (качество по предметам (100 - 80 %).

Ожидаемые результаты:

  • дифференциация содержания обучения в начальной школе с выходом на построение индивидуальных образовательных  программ;
  • повышение комфортности учебного процесса в начальных классах через совершенствование ключевых компетенций учащихся.

Таким образом, формируя многостороннюю обучающую, развивающую, воспитывающую среду в учебно-воспитательном процессе начальная школа делает «забег» в предметную, профильную школу, а так же решает целевые задачи школьного инновационного проекта – создание многоуровневого образования в условиях МБОУ Гимназия № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя начальных классов Лепешкиной Е.Г.

Основа педагогической системы - деятельностный подход.Этот метод основан на трех основных принципах: интегративности, системности и диалоге учителя и ученика. Он предполагает педагогическое сопровожде...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Методическая система учителя начальных классов Токарева Л.Н.

Методическая система          Многие годы, работая в школе, старалась учить детей так, чтобы они овладевали  прочными знаниями. Анализируя свою работу...

Методическая система учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50 Капустиной Юлии Сергеевны

Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель:  - формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.Для достижения цели м...

Система работы методического объединения учителей начальных классов

Система работы методического объединения учителей начальных классов...

Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучающихся в работе методического объединения учителей начальных классов

В данном материале описана работа ШМО учителей начальных классов, являющегося участником Муниципальной инновационной площадки «Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучаю...