Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"
статья (4 класс)

Бахметьева Наталья Алексеевна

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пунктов: что такое здоровье, критерии и нарушения здоровья школьников, и здоровье учителя.

Будущее любой страны зависит от молодого поколения. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к новому поколению. Чтобы добиться успеха в жизни, кроме знаний, которые молодой человек должен приобрести, чтобы успешно работать, необходимо еще крепкое здоровье. То есть, чтобы быть успешным, надо иметь высокий профессионализм, крепкое здоровье и творческое долголетие. Лишь здоровый человек, с хорошим самочувствием, психически уравновешенный, с высокой умственной и физической работоспособностью способен творчески жить, у него активная жизненная позиция. Такой человек успешно преодолевает трудности и профессиональные и бытовые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_psihologicheskoe_zdorove.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пунктов: что такое здоровье, критерии и нарушения здоровья школьников, и здоровье учителя.

Будущее любой страны зависит от молодого поколения. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к новому поколению. Чтобы добиться успеха в жизни, кроме знаний, которые молодой человек должен приобрести, чтобы успешно работать, необходимо еще крепкое здоровье. То есть, чтобы быть успешным, надо иметь высокий профессионализм, крепкое здоровье и творческое долголетие. Лишь здоровый человек, с хорошим самочувствием, психически уравновешенный, с высокой умственной и физической работоспособностью способен творчески жить, у него активная жизненная позиция. Такой человек успешно преодолевает трудности и профессиональные и бытовые.

Красота человека—это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Организм человека, его работоспособность, его функции, устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, в течение жизни изменяются. По этим причинам и здоровье может или ухудшатся или улучшатся. Ослабление или укрепление здоровья зависит также от возраста, пола, профессиональной деятельности. Включая среду, в которой обитает человек, окружение на работе, семья и многое другое.

Если задавать себе вопрос: что такое здоровье, можно с уверенностью сказать, здоровье - один из важных компонентов человеческого счастья. Может ли больной человек отдать силы на преодоление задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом.  Скорее всего, нет.

Какого человека можно считать счастливым, т.е. здоровым?  Это человек, который в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, поскольку он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что гармоничное развитие — это:

— наличие гармонии как внутренней, так и внешней;

— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;

— сформированность основных возрастных новообразований;

— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.

Соответственно совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

2.Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье  - это процесс сохранения и развитие его физических и психических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека не может сводиться лишь к отсутствию заболеваний, недомоганий, дискомфорту, оно - состояние, которое позволяет человеку вести себя свободно, выполнять  свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Цель жизни человека - это не только быть здоровым самому, но и иметь здоровым будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

В настоящее время смена поколений происходит в сложных условиях, что отрицательно сказывается на биологических показателях человека. Происходит уничтожение людей, обнищание. Появляются новые смертельные болезни, которые люди еще не умеют лечить. В воде, в воздухе, на поверхности земли, в почве - везде вредные вещества, которые проникают в организм человека с пищей, водой. Все это влияет на биологическую систему человека (кажется что ты невыносимо устал). Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению. В организме возникают такие изменения, которые ведут к тому, что у людей рождаются дети с умственными и физическими недостатками. В нашей стране мало пока что делается для сохранения здоровья человека. Человек должен сам побеспокоиться о своём здоровье. Активность, проявленная, прежде всего самим человеком по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного  коллектива (макросреды)  и на показателях общественного здоровья.

Характеристика здорового образа жизни включает:

  1. удовлетворение работой.
  2. физический комфорт
  3. сбалансированное питание
  4. активная жизненная позиция
  5. высокое медицинское обслуживание
  6. материальная независимость        
  7. удовлетворенность в семье
  8. полноценный отдых

10) регулярная физическая активность.        

        

Нездоровый образ жизни включает:        

  1. малая подвижность        
  2. социальная пассивность
  3. неполноценный отдых
  4. неудовлетворенность жизненной ситуацией
  5. переутомление
  6. нарушение режима питания
  7. низкое медицинское обслуживание
  8. проблемы в семье
  9. вредные привычки.

«Где тонко, там и рвется» - изречение, которое, пожалуй, годится для характеристики отрицательного воздействия на здоровье человека, если он ведет нездоровый образ жизни.  

3. Критерии здоровья.

Психологическое здоровье можно разделить на несколько видов и выделить критерии здоровья:  физическое здоровье – это текущее состояние здоровья, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития (критерий: я могу), психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта,  (критерий: я хочу), нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе (критерий: я должен). Все три критерия «я могу, я хочу, я должен» и определяют состояние психологического здоровья человека. Уровеней психологического здоровья три:

 - к высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие люди не нуждаются в психологической помощи;

 -  к среднему уровню – адаптивному – относятся люди, адаптированные к социуму, но имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья;

 -  низший уровень – это дезадаптивный.  Человек приспособен к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

4.Нарушения психологического здоровья.

 Нарушений психологического здоровья много. Я решила остановиться на нарушениях здоровья школьников, непосредственности с теми, с кем мы работаем. За последнее время здоровье школьников заметно ухудшилось. Высокие учебные нагрузки, неполноценный отдых, нерациональное питание, стрессы в семье – это то самое немногое, что и ведет к нарушениям психологического здоровья. И вот ещё несколько нарушений по возрастам!

1.В младенчестве могут появляться различные страхи (страх темноты, боязнь остаться одному, чувство небезопасности), которые могут в последствии быть выражены в агрессии на окружающих.

2.В  раннем возрасте, если у ребенка отсутствует способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то у него проявляется демонстративная агрессивность и социальные страхи -  не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения.

3. Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами и у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

4.Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок  испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. Он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности.

5. Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который называют кризисом идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Подросток отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, он надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. Чтобы вот таких нарушений не было, нужна благоприятная среда, обстановка, душевное равновесие.

 Конечно, очень многое зависит от семьи и от родителей, но и мы в школе делаем всё, чтобы ребёнку было здесь комфортно.

Скажу про учителей начальных классов, которые ведут свою работу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мы проводим классные часы по различным темам (Часы заинтересованного общения) в каждом классе, праздники и занятия на параллели (Уверенное поведение, Передача эмоций, тренинги, Выявление тревожности и страхов), беседы, на уроках психологические моменты и игры, которые помогают избавиться от недовольства и плохого настроения, снижают тревожность, развивают умение почувствовать другого и делать так, чтобы было хорошо всем. На вопрос, на классном часе «О дружбе», Что изменилось в детях? Один мальчик ответил: «Мы стали меньше ссориться, перестали дразниться, стали дружнее и терпеливее». На психологических занятиях, которые я провожу с дошкольниками, я использую сказки, которые вызывают у детей либо бурю эмоций, либо заставляют задуматься о жизни. Одну из таких сказок, которая будет интересна и взрослым  я хотела бы прочитать.

Я иду к своей звезде

Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем. Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним подшучу, — подумал Ветерок. — Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть... Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее — но человек все шел и шел. «Это уж слишком», — подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле — давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять... Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

— Да что же это такое? — воскликнул он. — Как такое может быть?

Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

— Э-эй, Человек, почему ты меня не слушаешься?

— Я иду по дороге, — тихо ответил человек.

— Ну и что! Я тоже иду по дороге. Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.

— Я иду к своей звезде, — сказал в ответ человек.

— Интересно... — Ветерок некоторое время помолчал. — Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нет, только солнце светит.

— Да, я знаю, но я иду к своей звезде.

«Что это за звезда такая? — подумал Ветерок. — Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу».

— Спасибо тебе, — неожиданно сказал человек.

— За что? — удивился Ветерок.

— За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче, и она освещает мой путь.

«Ну ничего себе, — подумал Ветерок. — За бурю еще и спасибо!»

— Послушай, Человек, а где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.

Человек ничего не ответил, только повернулся к Ветерку и посмотрел ему прямо в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.

— Я понял!!! — закричал радостно Ветерок. — Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.

Так пусть вот такая звёздочка будет у каждого из нас, которая будет верно указывать нам путь. И последнее…

5. Здоровье педагога -- это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, потому что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных.

Учителя по-прежнему завышают планку требований к себе, не позволяя себе расслабиться, почувствовать себя в чем-то не компетентным и тем более -- открыто сказать об этом самому себе, ученикам или коллегам. Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Так возникает дополнительное напряжение, которое называется стресс. В том, чтобы не возникало такое состояние, учитель должен сам эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, быть открытым людям, миру, постоянно работать над собой, интересоваться  новой информацией. Все это позволяет лучше осознавать себя, вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им.

Таким образом, можно сказать, что здоровье учителя  - категория не столько медицинская, сколько психологическая, поэтому можно утверждать, что  сохранение и укрепление здоровья педагогов - в руках самих педагогов! Начинать, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье!

Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.

Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"

Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пунктов: что такое...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

"Формирование здорового образа жизни" доклад на педагогическом совете

Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребёнка и подростка. Воспитание здорового образа жизни школьников - одна из основных задач. которые встаю...

Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"

Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...