Игры на занятиях по профориентации в начальной школе.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Игры на занятиях по профориентации в начальной школе.
Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Традиционная профориентация делится на несколько направлений: профдиагностика, профконсультирование, профинформирование.
Выделяют три основные стадии становления профессионального самосознания:
- Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
- Стадия профессионального самопознания.
- Стадия профессионального самоопределения.
Рассмотрим только первую стадию, т.к. именно эта стадия для начальной школы. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10-12 лет). На этой стадии создается определенная наглядная основа. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.
Работа по профориентации предусматривает следующее содержание:
- Урочная деятельность.
- Внеклассная работа.
- Работа с родителями.
Общая цель занятий по профориентации: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Исходя из цели, сформированы и задачи профориентационной деятельности в начальной школе:
1.Дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.
2.Сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду.
3.Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Дополнением к занятиям по профориентации могут быть:
1.Беседы с приглашенными специалистами;
2.Оформление семейного уголка профессий;
3.Экскурсии на предприятия;
4. Ведение школьниками «Профессионального портфолио» (в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, фотографии, свои рисунки и письменные работы).
В планировании занятий необходимо основываться на познавательных интересах детей. Что им действительно интересно! А им интересно:
-играть
-слушать и обсуждать сказки,
-рисовать «свою жизнь»,
-рассказывать о себе,
-фантазировать,
-решать кроссворды, ребусы,
-разыгрывать сценки,
-угадывать секреты,
-получать от учителя похвалу и др.
При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности младших школьников и включать различные модификации существующих психологических игр.
Например – есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой – то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, ученики должны угадать предметы и связать их с какими – то профессиями.
Можно использовать парные и групповые формы работы. Например: назвать качества, необходимые для определенной профессии. Или наоборот.
Рисуночная методика используется для того чтобы оценить, насколько учащиеся освоили основные элементы профессии. На листе в левой части попросить нарисовать, как они представляют эту профессию, а в правой части они изображают свои представления в конце занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких – то элементов изучаемой профессии. Например: игра «Угадай профессию по жестам», игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», игра «Вспомни как можно больше слов на букву «», связанных с данной профессией», игра «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Много игр (ролевые, малоподвижные) используется как один из приемов социально-психологических тренингов. Такими играми лучше начинать и заканчивать занятия. Они помогают увереннее чувствовать себя в любом коллективе, повысить уровень самооценки, дают возможность непринужденного общения в коллективе, активизируют внутреннее раскрепощение, раскованность и свободу. Например: игра «Эмоции». Нужно выразить эмоции какими – то частями тела (горе – лицо) или (радость – губы), или (страх – ноги), или (гордость – спина) и т.д. Другая игра «Комплемент»: подавая руку соседу сказать комплемент или приятное для него слово. Есть такая игра «Ассоциации»: если бы я был животным, то каким? Если бы я был транспортом, то каким? Если бы я был деревом, то каким? (обязательно аргументировать свой выбор). Есть еще игра «Тропинка». Участники становятся друг за другом. Первый – ведущий ведет группу по труднопроходимой местности, по узкой тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва. При этом ведущий преодолевает преграды и препятствия (камни, поваленные деревья и др.). Группа повторяет за ним все движения. По хлопку ведущий становится в хвост группы, а ведущим становится следующий участник. И так до тех пор, пока в качестве ведущего не побывают все участники.
Такие и подобные игры можно придумать самим или модифицировать уже известные вам. Главное, чтобы они подходили по теме занятия и соответствовали возрастным особенностям детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация в начальной школе
Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....
Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе
В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....
"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе
Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что б...
Профориентация в начальной школе
Классный час ,«Мир профессий»,буклет для родителей,презентация....
Профориентация в начальной школе
Анкетирлование учащихся начальной школы по профориентации. Результаты и рекомендации....
Конспект внеклассного занятия по профориентации в начальной школе «Профессия артист цирка»
С целью расширения знаний о мире профессионального труда можно познакомить детей с профессией –артист цирка....
Профориентация в начальной школе
Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене....