Организация внеурочной деятельности в МБОУ лицее №8 города Ставрополя в рамках внедрения ФГОС второго поколения
статья на тему
При внедрении чего-то нового, неизбежно столкновение с рядом проблем. В данном материале я хотела поделиться опытом, как учителя начальных классов МБОУ лицея №8 города Ставрополя решают проблемы введения внеурочной деятельности в условиях работы школы в 2 смены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности
в МБОУ лицее №8 города Ставрополя
в рамках внедрения ФГОС 2 поколения
Дьяченко Елена Юрьевна, учитель начальных классов
С 1 сентября 2011 года в лицее №8 в рамках внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения началась работа в начальных классах по различных направлениям внеурочной деятельности.
Согласно положениям нового стандарта в качестве основного результата образования выступает овладение обучающимисянабором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. А внеурочная деятельность выступает как хорошее дополнение к основной образовательной программе в освоении этих учебных умений.
Однако, при внедрении чего-то нового, неизбежно столкновение с рядом проблем. И наш лицей не является исключением. Основным неудобством при введении внеурочной деятельности в учебный процесс явился тот факт, что обучение в лицее №8 происходит в две смены, а значит, имеются сложности со временем проведения внеурочных занятий и помещениями для работы с детьми. Но мы пытаемся выходить их этой ситуации в пользу обучающихся.
В 2011-2012 учебном году, когда внеурочная деятельность велась только в первых классах, мы работали в этом направлении в объёме 10 часов в неделю. В режимном аспекте это выглядело следующим образом: с 8.30 до 11.40 проходили основные 4 урока (после 1 урока у детей завтрак), затем после второго завтрака и 20-минутной прогулки на свежем воздухе, начинались занятия по внеурочной деятельности (2 часа в день). Освобождались дети в 13.20, что не препятствовало занятиям второй смены, которая начиналась в 13.40.
В 2012-2013 учебном году работа продолжилась уже в двух параллелях: в первых классах и во вторых классах. Первые классы занимались по схеме предыдущего года, а во вторых классах — одно занятие проводилось до 1 урока, т.е. с 12.40, а второе занятие — после уроков до 18.15. Объём работы по внеурочной деятельности составлял также 10 часов в неделю.
В этом учебном году по направлениям внеурочной деятельности работают 1, 2 и 3 классы в объёме 8 часов в неделю. В 4 классах возможность проведения внеурочных занятий отсутствует, но дети самостоятельно заполняют дорожные карты своего развития, где отмечают достижения, победы, анализируют новые знания, и всё это вкладывается в портфолио. Функция учителя заключается в периодическом контроле оформления портфолио.
Оплата учителям, ведущим занятия по направлениям внеурочной деятельности, производится по ставке педагога-организатора.
При организации внеурочной деятельности учитывается и внешкольная занятость обучающихся. Поэтому дети, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, в зависимости от их нагрузки, посещают занятия по внеурочной деятельности в меньшем объёме, в целях недопущения перегрузки.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Поэтому направления, выбранные для внеурочных занятий, являются разносторонне развивающими.
В работе мы используем следующие программы:
— спортивно-оздоровительное направление: курс «Цветок здоровья», автор М.Л. Лазарев;
— общекультурное направление: курс «Риторика», автор Т.А. Ладыженская;
— общеинтеллектуальное направление: курс «Информатика», автор А.В. Горячев;
— социальное направление: курс «Экономика для малышей», автор И.А. Сасова; курс «Разговор о правильном питании», автор М.И. Безруких.
Если в первый год работы по внеурочной деятельности мы использовали одинаковые курсы, теперь каждый учитель подбирает направления и занятия в соответствии с особенностями конкретного класса и интересами детей. Программы, используемые в работе, имеют гриф Министерства Образования РФ, также применяются программы, утверждённые СКИПКРО.
Кроме этого, в нашем лицее активно ведётся работа по военно-патриотическому направлению. В начальных классах это выражается в работе клуба «Патриот», деятельность которого направлена на воспитание любви к Родине, к своему народу, осознание могущества страны в истории и современности.
Работа клуба осуществляется через проектную деятельность обучающихся. Так с начала этого года, в честь празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, каждый класс готовит тематическое мероприятие для начальной школы, посвящённое какой-либо вехе этого события. Например, «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Лагеря смерти» и другие. Мероприятия проходят каждый месяц.
В рамках внеурочной деятельности также осуществляется подготовка к неделям начальной школы, которые проходят каждый год. Тематика недель довольно разнообразная: «Путешествие по странам и континентам», «От Руси до России», «Времена года» и т.д. В ходе проведения тематических недель учащиеся получают интересную информацию, знакомятся с особенностями каких-либо событий и явлений. Тематические недели сопровождаются проведением выставок, конкурсов, спортивных состязаний. А в последние 2 года кульминационным моментом недели являются театральные постановки, которые показывает каждая параллель.
Ещё одним преимуществом внеурочной деятельности является расширение знаний по учебным предметам. Так, например, на внеурочных занятиях по информатике дети имеют возможность работы с программируемым конструктором FischerTechnik, который позволяет изучать основы конструирования и алгоритмизации, применяемой в дальнейшем на уроках математики. А изучение многих разделов окружающего мира имеет продолжение на занятиях внеурочной деятельности в выполнении исследовательских проектов.
Благодаря такой подготовке, дети имеют возможность участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня и получать достаточно высокие места.
В конце этого учебного года мы запланировали проведение школьной научной конференции, где от каждого класса начальной школы будет заявлен проект и публично защищён.
Ожидаемый результат от внеурочной деятельности — создание оптимальных условий для развития и отдыха детей, творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт.
Общаясь с детьми и родителями мы можем заключить, что внеурочная деятельность даёт положительный опыт общения, позволяет проявиться ребёнку как активной, творческой личности. Внеурочные занятия расширяют представления об окружающем мире. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят — это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам в рамках внедрения ФГОС второго поколения»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, исп...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Занимательный английский» в рамках внедрения ФГОС II поколения»
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем с...
Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных технологий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...
Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...
«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...