В помощь коллегам.
методическая разработка
В помощь коллегам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на районном МО учителей начальных классов
Учитель: Киселёва Н.В.
2020 г.
Тема: Развитие интеллектуальных способностей младших
школьников.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Поэтому целью данной работы считаю: рассмотреть интеллектуальное развитие учащихся как важнейший компонент деятельности учителя. Задачи:
- активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся;
- выяснить роль дидактических игр по развитию интеллектуальных способностей учащихся;
- дать рекомендации для педагогов и родителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребёнком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному. Д.Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И. А. Домашенко считает, что: «Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях». Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным, словесно – логическим, речью и т.д. Способности – индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. А что значит интеллектуальные способности? Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку всё ещё распространённым приёмом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода к каждому ребёнку. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
- самостоятельность мышления;
- быстрота и прочность усвоения учебного материала;
- быстрота ориентировки при решении нестандартных задач;
- умение отличить существенное от несущественного;
- различный уровень аналитико-синтетической деятельности;
- критичность ума. Где и как мы можем развивать интеллектуальные способности? 1. На уроке. Интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Мы с вами уже говорили о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для развития нужна высокая познавательная активность детей. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально принятая. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений. Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью. Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Цели применения дидактических игр следующие: - интеллектуальное развитие младших школьников; - создание подходящих условий для формирования развития каждого ребёнка как личности, развитие его творческих способностей; - индивидуальный подход к каждому ребёнку и применение индивидуальных средств обучения; - эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх; - углубление уже усвоенных ранее знаний; - увеличение объёма понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника. Вывод: в своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, восприятию у уч-ся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Следовательно, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.
2. Во внеурочной деятельности.
Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
И в заключение несколько рекомендаций:
- применять опыт коллег в своей работе; - пополнять свою методическую копилку разнообразными дидактическими играми; - провести консультацию для родителей по теме «Роль семьи в развитии интеллектуальных способностей младших школьников».
Предварительный просмотр:
Самоанализ интегрированного урока математики с окружающим миром во 2 классе
«Вычисления в пределах 100»
Образовательная система «Планета знаний»
Дата проведения: 17.12.20.
Урок проводился согласно тематическому планированию. Данная тема изучается в разделе «Сложение и вычитание в пределах 100».
Учебное занятие я строила в соответствии с ФГОС, используя различные технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, исследовательская работа, игровые, личностно – ориентированного, дифференцированного обучения.
При планировании урока я поставила перед собой следующие цели, которые мне удалось реализовать в ходе учебного занятия:
-совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;
-повторить и закрепить умения решать задачи;
-развивать логическое мышление, внимание уч-ся;
-обогащать словарный запас уч-ся предметной терминологией;
-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
-формировать умения работать в паре, в группе;
-воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность, интерес к урокам математики;
-расширять знания уч-ся о зимних изменениях в жизни животных, раскрыть некоторые доступные взаимосвязи между этими изменениями;
-формировать УУД:
Предметные: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток; решать текстовые задачи в два действия; находить периметр фигуры, чертить ломаные линии.
Личностные: учебно – познавательная мотивация, самопределение, умение признавать собственные ошибки; оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков, положительное отношение и интерес к урокам математики, окружающему миру.
Метапредметные:
регулятивные: саморегуляция, оценка, целеполагание, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;
познавательные: общеучебные универсальные действия, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, постановка учебной задачи совместно с учителем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевых высказываний, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, выделение существенного и несущественного в условии задачи, использование схем при решении текстовых задач;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формирование и аргументация своего мнения при обсуждении задания, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением партнёра и своих собственных действий.
В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
Личностные универсальные учебные действия формировались на разных этапах урока, в частности, при создании эмоционального настроя (саморегуляция), актуализации знаний, где создавалось положительное отношение и интерес к уроку математики (при разгадывании загадок, нахождении логической закономерности). Оценка собственных успехов и неудач в освоении вычислительных навыков просматривалась в мотивации и целеполагании, а также при закреплении пройденного материала, на этапе рефлексии (выбирали варианты ответов из предложенных).
Коммуникативные УУД формировались при планировании учебного сотрудничества, где учитывались разные мнения уч-ся в процессе работы в парах, групповой работы.
Познавательные учебные действия просматривались при построении логической цепочки рассуждений, речевых высказываний с использованием чтения выражений разными способами, поиске и выделении необходимой информации путём подачи энциклопедических сведений о зимних изменениях в жизни животных.
Регулятивные универсальные учебные действия формировались во время устного счёта, при постановке учебной задачи, при прогнозировании последовательности текста задачи и решения с учётом конечного результата, выделении и осознании того, что уже усвоили и что ещё нужно усвоить, осознании качества и уровня усвоения, оценки результатов работы.
На этапе планирования урока я учитывала возрастные и психологические особенности обучающихся, их реальные возможности. Хотя класс мне не знаком, но из своего опыта я знаю, что дети этого возраста открыты к общению, они хотят получить интересную информацию.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На протяжении всего урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
На протяжении всего учебного занятия я использовала разнообразные формы и методы обучения для повышения мотивации учебной деятельности учащихся и активизации их мыслительной деятельности.
Формы работы, использованные на уроке: групповая работа, работа в парах, фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы, использованные на учебном занятии: частично-поисковый, проблемный, наглядные, практические, игровые, словесные.
Использовала различные виды контроля на уроке: взаимоконтроль (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Считаю, что разнообразные виды работ,заданий, которые были использованы на занятии помогли создать условия и возможности для самореализации учащихся.
Диферренцированный подход я применила в групповой работе.
Чередование письменных и устных заданий, а также проведение физминутки, как одного из элементов здоровьесберегающей технологии, способствовало предупреждению перегрузки учащихся на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, я считаю, что запланированный объём урока выполнен.
Урок поставленных целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Предварительный просмотр:
Организация индивидуальной работы с учащимися.
Одной из проблем, которую приходиться решать учителям – это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими детьми принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима социальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Здесь необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена придуманная система помощи ребёнку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, таким детям, по моим наблюдениям, необходимо большее количество времени на отработку навыка.
В работе с такими детьми, я ставлю перед собой цель – ликвидировать пробелы в обучении. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: - создать условия для успешного индивидуального развития ребёнка; - создать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; - пробудить природную любознательность; - создать максимальное количество благожелательных отношений к слабому ученику. Для успешного выполнения работы я использую различные виды дифференцируемой помощи: 1. Указать тип задачи, правил, на которые опирается задание. 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертёж, инструкция т.д.). 3. Указать алгоритм решения или выполнения задания. 4. Указать аналогичное задание, выполненное ранее. 5. Объяснить ход выполнения подобного задания. 6. Выдать ответ или результат выполнения задания. 7. Расчленить сложное задание на элементарные составные части. 8. Предупредить о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Также при работе со слабоуспевающими детьми я учитываю следующее: 1. При опросе слабоуспевающим детям даю план ответа, разрешаю пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, пользоваться наглядными пособиями и т.д. 2. Задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаю специальные ситуации успеха. 4. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечиваю атмосферу доброжелательности. 5. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим детям даю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах. 6. При организации домашнего задания для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок, провожу подробный инструктаж о прядке выполнения д/з, о возможных затруднениях, даю задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём д/з рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. 7. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрирую на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
Ни для кого не секрет, что слабоуспевающие дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьёзные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. Подводя итог всему сказанному, я считаю, что индивидуальная работа занимает не менее важную роль в работе учителя, который помогает ребятам, направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения, что очень важно для слабоуспевающих учеников.
Использование здоровьесберегающих технологий.
В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. По данным статистики 80% детей младшего школьного возраста подвержены различным заболеваниям. Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное – хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Таким образом, мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней – всё это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью?
Когда я приняла 1 класс, некоторые дети имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания: щитовидной железы (1), нарушение осанки (4) и снижение зрения (1).
Поэтому я выбрала проблемную тему по формированию здорового образа жизни младших школьников и поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Для реализации данной цели я выделила следующие задачи: 1) увеличение двигательной активности уч-ся на уроке; предупреждение утомляемости (т.е. проведение оздоровительных пауз во время уроков); 2) воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены; 3) ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни. Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение. Исходя из этого, работа по формированию здорового образа жизни реализуется через: проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятия на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. Вот несколько самых важных компонентов здорового образа жизни: - ежедневная двигательная активность учащихся; - рациональное питание; - соблюдение правил личной гигиены; - соблюдение рационального режима суток; - отказ от вредных привычек; - безопасное поведение на улице, в игре; - профилактические упражнения. Из них главным, на что я обращаю внимание, является проведение мероприятий по сохранению здоровья, а также проведение оздоровительных минуток, устранение перегрузок, повышение интереса к предмету. Оздоровительные минутки включают физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук и стоп, для снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия. Вне урока организую весёлые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Такие мероприятия дают особое удовольствие, если в них участвуют и родители. Работу с родителями я начинаю с выступления на первом родительском собрании на тему «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Также провожу беседы: «Игра – как фактор движения детей», «Как вести здоровый образ жизни». Интересно проходят совместные праздники, такие как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Самая спортивная семья». Привлечение родителей даёт возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребёнка.
В заключении хочется отметить, что работа по формированию здорового образа жизни дала положительные результаты: 1) повысилась двигательная активность ребят, что показывает участие детей в соревнованиях, играх; 2) увеличилось количество детей, посещающих спортивные кружки; 3) по опросам детей и родителей увеличилось количество учащихся выполняющих утреннюю зарядку; 4) проведённые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, принесли детям чувство удовлетворения, радости, на которых не было равнодушных и скучающих. После этих занятий уч-ся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы классного руководителя Сегодня много говорят о школе, о необходимости преобразований в системе образования и конечно нужно пересмотреть по-новому деятельность классного руководителя. Ведь современное общество ставит перед школой выполнение новых задач. Много должно измениться в сознании самого общества, родительской общественности. Но большую роль во всём этом выполняет школа и классный руководитель. В начальной школе классный руководитель выполняет роль не только второй мамы, но и доброго наставника, помощника для детей. Важно понимание и родство классного руководителя, детских душ и родителей. Такой союз даёт положительные результаты. Только тогда всё изменится к лучшему. Я считаю, что классный руководитель – это и автор, и режиссер, и специалист, и педагог, и психолог, и исполнитель. Известный спор на тему «Что важнее в работе классного руководителя – любовь к детям или профессионализм?» решается в пользу сокращения союза «или» до «и». Я - как классный руководитель всегда стараюсь поддержать и понять, помочь ученику в его любых творческих начинаниях. Проработав несколько лет в школе, я убедилась в том, что только искренность и неподдельная любовь – основа взаимоотношений с детьми. Классный руководитель, он же учитель, может подбодрить, дать нужный совет, а если нужно – и пожурить. Это человек, который занимает главное место в жизни ребёнка (после мамы). Ведь учитель не только учит, а ещё и воспитывает. Причём воспитательные моменты проходят постоянно: на уроке, на перемене, во время обеда, на экскурсии. Даже когда ребёнок уходит домой, ему говоришь «Правильно переходи дорогу…» Когда планируешь воспитательную работу, всегда думаешь, как бы её сделать интереснее, полезнее. Я считаю, что классный руководитель в начальной школе – это ВОСПИТАТЕЛЬ для ребёнка. Классный руководитель – это ещё и творческий человек, который старается сделать воспитательную работу с детьми интересной и увлекательной. Многие считают, что основная обязанность классного руководителя – это организация внеклассной работы. И чем больше он проводит мероприятий, тем лучше проходит воспитательный процесс в классе. Но на мой взгляд, это не совсем так. Гораздо важнее, суметь построить доверительные отношения с каждым ребёнком в классе, увидеть его положительные качества и через них развивать личность ученика. Классный руководитель должен не только учить, но и организовать работу каждого ученика вне урока, чтобы ему было комфортно в коллективе. Любовь, терпение, уважение к маленькой личности – главные качества классного руководителя в начальной школе. Классный руководитель – это человек, являющийся для детей примером и идеалом, на который они хотят быть похожими в начальной школе. Каждое слово учителя они воспринимают как «святыню». Поэтому классный руководитель должен быть : умным, добрым, одарённым, но самое главное сильно любить детей. Классный руководитель – педагог, который организует систему отношений между школой и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы. Я - классный руководитель, а значит друг, советчик и защитник для детей своего класса. Строить педагогическую деятельность без чёткого понимания личных интересов, позиций, целей и задач - всё равно, что начинать готовить экзотическое блюдо, не зная ингредиентов. Как и любой классный руководитель, работающий с детским коллективом, я ставлю перед собой ряд первоочередных целей:
Для реализации этих целей были поставлены следующие воспитательные задачи:
Основные функции моей деятельности, как классного руководителя: 1. Аналитическая: а) изучение индивидуальных особенностей учащихся; б) изучение и анализ развития классного коллектива; в) анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка; г) анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребёнка; 2. Организационно-педагогическая: а) организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся; б) установление связи с семьями учащихся; в) организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями; 3. Коммуникативная: а) регулирование межличностных отношений между учащимися; б) установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик»; в) создание общего благоприятного психологического климата в коллективе. Осуществление указанных функций связано с выполнением мною целого ряда обязанностей:
Основные направления в системе моей работы как классного руководителя:
Я считаю, что главным в работе классного руководителя, несмотря на значимость других направлений его деятельности, является создание благоприятного климата в классе, чтобы каждому было тепло и уютно, чтобы ему помогали и поддерживали, радовались успеху, «приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце». И тогда всё то доброе, светлое, что мы стараемся заложить в наших детях, останется в них надолго, не пройдёт мимо.
|
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе
«Вычисления в пределах 100»
Интегрированный урок математики с окружающим миром по теме «Зима»
Учитель начальных классов
Киселёва Н.В.
МКОУ «Тагайская СШ им. Ю.Ф.Горячева»
Цели деятельности учителя:
-совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;
-повторить и закрепить умения решать задачи;
-развивать логическое мышление, внимание уч-ся;
-обогащать словарный запас уч-ся предметной терминологией;
-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
-формировать умения работать в паре, в группе;
-воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность, интерес к урокам математики;
-расширять знания уч-ся о зимних изменениях в жизни животных, раскрыть некоторые доступные взаимосвязи между этими изменениями;
-формировать УУД:
Предметные: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток; решать текстовые задачи в два действия; находить периметр фигуры, чертить ломаные линии.
Личностные: учебно – познавательная мотивация, самоопределение, умение признавать собственные ошибки; оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков, положительное отношение и интерес к урокам математики, окружающему миру.
Метапредметные:
регулятивные: саморегуляция, оценка, целеполагание, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;
познавательные: общеучебные универсальные действия, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, постановка учебной задачи совместно с учителем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевых высказываний, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, выделение существенного и несущественного в условии задачи, использование схем при решении текстовых задач;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формирование и аргументация своего мнения при обсуждении задания, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением партнёра и своих собственных действий.
Цели использования ИКТ:
-повысить мотивацию учащихся;
-включать в работу зрительные и слуховые каналы восприятия учащихся;
-организовать дифференцированную работу на уроке, рациональное использование наглядности.
Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (листы для практических заданий, карточки с примерами, карточки с буквами).
Методы: частично-поисковый, наглядные , практические , игровые, словесные .
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Вид урока: урок-презентация, урок - путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, исследовательская работа, игровые, личностно – ориентированного, дифференцированного обучения.
Планируемые результаты:
складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно);
находить закономерность в примерах, выполнять вычисления по аналогии;
составлять задачи по краткой записи, анализировать условие задачи, выделять существенные данные.
Название этапа | Содержание этапа | Применяемые методы | Формы взаимодейст вия | Результат взаимодейст вия | УУД, формируе- мые на данном этапе | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Создание эмоционально го настроя (организацион- ный момент) | Цель: создать общий настрой на работу, дать понять уч-ся, что они значимы для учителя, вселить веру в их силы. - В природе ест солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Слайд 1. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Слайд 2. - Ребята, какое сейчас наступило время года? -Закройте глаза и шёпотом произнесите «Зима…» -Какое у вас возникло чувство? - А мне радостно, я люблю зиму и приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Посмотрите, какой необычный красивый зимний лес. Слайд 3. Мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём. Но чтобы до леса скорее дойти, Решим мы заданья на нашем пути. | Дети слушают. | Словесные, наглядный, игровые | Коллективная | Настроили детей на контакт с учителем и на дальнейшую работу | Самоопределение (Л); вступление в учебное сотрудничество (К) |
Актуализация знаний. | Цель: стимулирование мыслительной деятельности уч-ся. Учитель предлагает разгадать математические загадки. А) Разгадайте загадки. Б) Логическая закономерность. Слайд 4. - Вот мы и справились с первыми заданиями. | В устной форме дают ответы на математические загадки. Решают логическую закономерность. | Наглядные, словесные, игровые | Фронтальная | Включили детей в деятельность | Положительное отношение и интерес к урокам математики (Л); построение логической цепи рассужде ний (П); |
Целеполагание и мотивация (фронтальный устный счёт) | Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Сегодня мы отправимся в путешествие, но сначала предстоит выполнить математическую разминку. Слайд 5. Учитель предлагает решить примеры типа: - Решите выражения и найдите их значения (можно использовать разные способы чтения выражений) 49-32 44-22 35+30 90-80 38-22 86-54 34+22 10+41 67-55 - Ребята, что мы с вами сейчас решали? - Какие случаи сложения и вычитания вспомнили? - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 6. - Какие цели вы поставите перед собой? | Решают выражения, находят их значения (устно) Формулируют тему и цели урока. | Наглядные | Коллективная фронтальная | Замотивиро вали дальнейшее применение полученных ранее знаний и умений Ставят цель, планируют работу на уроке | Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (П); учебно – познавательная мотивация (Л); Постановка учебной задачи совместно с учителем (П); |
Создание проблемной ситуации. Познаватель- ная математичес -кая цепочка «Почему животные впадают в спячку?» | Учитель задаёт проблемный вопрос и предлагает найти ответ, решив цепочку примеров. Итак, мы с вами на лесной полянке. Тихо в зимнем лесу. Деревья в снежном уборе. Некоторые животные впали в спячку. Почему животные впадают в спячку? - Предлагаю решить цепочку примеров и убедиться в правильности ваших ответов. Слайд 7. Энциклопедические сведения. Животные, впадающие в спячку, чаще всего употребляют растительную пищу и запасов на зиму не делают. А с приходом зимы растительная пища пропадает. Но животные накапливают за тёплое время года жир в своём теле. Так что, когда они долгое время не могут найти себе еду, то заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так всю зиму, питаясь запасённым жиром. | Решают цепочку примеров, на основе полученного результата находят ответ на проблемный вопрос. | Проблемный, наглядные, частично - поисковый | Коллективная фронтальная | Поиск и выделение необходи мой информа ции (П); | |
Физминутка | Цель: снять утомление уч-ся путём произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движения | Игровые | ||||
Закрепление пройденного материала. Зрительная гимнастика. (гимнастика для глаз И.А.Галкина) | Цель 1: формирование умений строить математические модели реальных явлений. 1)Решение задачи. - А все ли животные впадают в спячку? - Отгадайте загадку. Слайд 8. Посмотрите на краткую запись. - О чём пойдёт речь в задаче? - Что известно в задаче? - Что неизвестно? - Что обозначает фигурная скобка? - Составьте текст – задачу по краткой записи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Задайте первый вопрос, на который нужно найти ответ. - Что значит на 6 больше? - Каким действием мы найдём ответ на первый вопрос? На второй? Цель 2: исследовать путь объекта через нахождение периметра геометрической фигуры (треугольника), повторить свойство треугольника, формулу нахождения периметра. 2)Работа в парах. Геометрический материал. - Белка осенью запасает корм на зиму. Как то утром решила белочка позавтракать. На берёзе грибочки взяла, на сосне в кладовке шишки. Наша задача, узнать какой путь проделала белочка. Слайд 9. Исследуйте путь белочки, если от ели до берёзки 15 м, от берёзки до сосны 4 м, от сосны до ели 20 м. - Чему равен путь белочки? Когда вы находили этот путь, обратили внимание, какая фигура получилась? Докажите, что это треугольник. - А как назвать путь белочки на математическом языке? - Что такое периметр? - Выберите формулу, по которой вы находили периметр треугольника. Слайд 10. | Составляют текст – задачу по краткой записи. Решают текстовую задачу в два действия на повторение и закрепление Находят путь белочки, приходят к понятию периметр треугольника. | Практические, наглядные Исследовательские, частично – поисковый, практические Игровые | Фронтальная, индивидуальная Парная
| Выделение существен ного и несущественного в условии задачи (П); использование схем при решении текстовых задач (П); Обдумыва ют проект будущих учебных действий (К); планирование учебного сотрудничества (К); оценивают собствен ные успехи в освоении вычислительных навыков (Л); обобщение (П) | |
Самостоятель-ная работа. | Цель: направить сознание уч-ся на собственную деятельность. Найди и исправь ошибки. Работа по вариантам. Самоконтроль. Слайд 11. - Проверьте правильность выполнения задания. - У кого всё правильно поставьте «+» - У кого одна ошибка поставьте «!» - У кого две (более) ошибок поставьте «?» | Самооценка работы на этапе. | Практические | Индивидуальная | Автоматиза ция умственных действий по изученным нормам | Оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля (Р) |
Дифференцированная работа в группах. Слайд 12. Итог урока. Рефлексия. | Цель: организовать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Учитель предлагает выполнить задания на карточках, смотрит результаты деятельности детей. Задания для 1 группы 33+3= 40+2= 50+5= 48+20= 70-1 Задания для 2 группы 84-70= 60-35= 57-30= 41+9 100-16 Задания для 3 группы Разность чисел 13 и 7 равна… Уменьшаемое 18, вычитаемое 2. Найти разность…. 30 увеличить на 10 получится… 65 уменьшить на 2 получится… Сумма чисел 30 и 60 равна… - Кто обратил внимание, как расположены полученные результаты? - Переверните карточки с ответами обратной стороной и прочитайте слово, которое у вас получилось. - А что такое успех? | Работают в группах, решают примеры, ответы выстраивают в порядке возрастания и прочитывают полученное слово – УСПЕХ | Практические | Групповая | Организация ситуации успеха. | Рефлексия способов и условий действия (П); достижение договорён ности и согласова ние общего решения (К) |
.Задание на закрепление. - Ребята, подходит к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. А чтобы мы не сбились с пути, давайте начертим маршрут. А какой маршрут, нам подскажет ещё один лесной житель. Отгадайте кто это? Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. Слайд 13. Начертите ломаную из трёх звеньев, так чтобы длина первого звена была равна 3 см, а каждое следующее звено было на 1 см длиннее предыдущего. Найдите длину ломаной. - Ребята, куда мы с вами сегодня путешествовали? - Кого мы встретили на зимней полянке? - Какие задания вам больше всего понравились? - Какие трудности вы испытали? Учитель соотносит цель учебной деятельности и её результаты. - А сейчас посмотрите на экран и выберите для себя одну фразу, которую вам хотелось бы продолжить. Слайд 15. Мне больше всего удалось… Мне было интерес но… Сегодня на уроке я научился (лась)… Мне было трудно… - Наши лесные зверушки и я благодарим вас за работу на уроке. Слайд 16. Попрощаться с нами прилетела сорока и что – то принесла с собой. Слайд 17. | Чертят ломаную линию, находят её длину. Работают самостоятельно. Сверяют с эталоном на экране. Слайд 14. Оценивают свою деятельность на уроке. | Практические | Индивидуальная | Рефлексия способов и условий действий (П) | ||
Словесный | Коллективная индивидуальная | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Самооценка на основе критерия успешности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обучения грамоте
Тема: Итоговый урок обучения грамоте. «Праздник Букваря».
Учитель начальных классов: Киселёва Н.В.
Цели:
1) подвести итоги изучения букваря; проверить и закрепить полученные знания об изученных буквах; умение различать буквы и звуки; определять количество букв и звуков в словах; 2) в ходе КТД выявить усвоение знаний букварного периода и готовности детей к изучению русского языка и литературного чтения;
3) развивать речь, внимание, мышление, актёрские способности путём привлечения к инсценировкам;
4) воспитывать уважение к книге как к источнику знаний, интерес к чтению; чувство дружбы и товарищества;
5) создание праздничного настроения.
Оборудование: карточки со словами, оформленная доска, слоги, магнитная доска, учебник, алфавит, рисунок (овсянка - птица), рисунки (отгадки к загадкам).
Ход урока.
I. Орг. момент.
1) – Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас замечательный день. Мы проведём с вами последний, не совсем обычный урок обучения грамоте. У меня в руках ваша первая учебная книга – Букварь. Сегодня мы прощаемся с нашим добрым другом – Букварём, который помог нам научиться читать. Я поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием букваря. И мы вспомним всё, чему научились с помощью этой волшебной книги за небольшой срок.
2) Эмоциональный настрой.
- Надеюсь, сегодня вы порадуете меня и наших гостей. Вижу, у вас блестят глазки, а я уже читаю в них ваши умные мысли.
- А сейчас погладьте свои ручки, погладьте себя по головке. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. А теперь повернитесь к нашим гостям и подарите им свою добрую улыбку.
II. Постановка учебной задачи.
Ребята, чему мы научились благодаря Букварю.
- познакомились с буквами и звуками, с алфавитом;
- научились складывать буквы в слоги, слоги в слова;
- научились из слов составлять предложения;
- научились читать.
- Верно. Сегодня постараемся всё это вспомнить.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, мы все с вами много общаемся, на уроках, на переменах, дома. А как всё это называется?
- Речь.
- А какая бывает речь?
- Устная и письменная.
- Из чего состоит речь?
- Из предложений.
- А предложения?
- Из слов.
- А слова из чего образуются?
- Из слогов.
- А слоги?
- Из звуков.
- Чем отличается буква от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
- Давайте вспомним, сколько букв в русском алфавите? (33)
- На какие группы делятся все буквы, звуки? (гласные и согласные)
- Сколько вы знаете гласных букв? (10)
- Назовите их.
- А сколько гласных звуков? (6)
- Назовите их.
- Что вы знаете про буквы а, о, у, ы, э? (они дают согласным звукам твёрдость)
- Назовите гласные, которые помогают согласным звукам быть мягкими. (я, е, ё, ю, и)
- Среди них есть хитрые, назовите их и скажите в чём их хитрость? (я, е, ё, ю дают 2 звука в начале слова, после гласной, после ь и ъ). Приведите примеры.
- Сколько согласных букв выучили? (21)
- На какие группы делятся согласные звуки? (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные).
- Назовите буквы, которые обозначают только мягкие звуки. (й, ч, щ)
- Назовите буквы, которые обозначают только твёрдые звуки. (ж, ш, ц)
- Назовите шипящие звуки. (ж, ш, щ, ч)
- Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)
- Давайте проверим, как вы умеете определять количество букв и звуков в словах.
(Слова на карточках: парта, окно, ёжик, яблоко, заяц, ель, тетрадь)
Вывод: итак, мы вспомнили, что такое речь, какая бывает речь, из чего она состоит, какие бывают звуки и буквы, определяли количество букв и звуков в словах.
III. Работа с алфавитом.
а) Вступительная беседа.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
Отгадывание загадок.
1. Он зелёный,
Круглый, гладкий,
А внутри он –
Красный, сладкий. (арбуз)
2. Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт –
Сделает наоборот. (зонтик)
3. Я скачу туда – сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (белка)
4. То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море! (утюг)
5. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (кошка)
6. На окошке – пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (аквариум)
а | р | б | у | з | |||
з | о | н | т | ||||
б | е | л | к | а | |||
у | т | ю | г | ||||
к | о | т | |||||
а | к | в | а | р | и | у | м |
- Назовите первые звуки каждого слова – отгадки. Если вы правильно отгадали загадки, то из первых букв можно получить слово. Какое слово получилось? (азбука). Что такое «азбука» («алфавит»)? Слова «алфавит», «азбука» имеют одинаковое значение. «Алфавит» или «азбука» - это все буквы, расположенные в определённом порядке (у каждой буквы своё место). Слово «азбука» - русское, а слово «алфавит» - греческое. В греческом языке первые буквы назывались «альфа» и «бета» (позднее «вита»).
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё – алфавит.
б) Фронтальный опрос.
- Так как мы заговорили об алфавите, кто из вас догадался, что мы должны вспомнить? (алфавит, последовательность букв)
- Кто из вас желает рассказать нам весь алфавит? (к доске выходит желающий ученик)
в) Определение места букв в алфавите.
- Назовите третью букву с начала алфавита.
- Назовите третью букву с конца алфавита.
- Назовите 5 букв по алфавиту, начиная с буквы Д.
- Какие буквы стоят перед буквой М и после неё?
г) Игра «Найди лишнюю букву»
На листе бумаги напечатаны буквы: Я А Б о (лишнюю букву находим по различным признакам: И Ю Е
по цвету, по размеру и т.д.)
МОЛОДЦЫ!
Вывод: итак, подведём итог, что мы с вами вспомнили? (алфавит, последовательность букв)
IV. Физминутка.
V. Продолжение работы над пройденным материалом.
- Продолжаем наш урок. И послушаем стихи. (выступления уч-ся)
1. Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться.
2. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок – точно.
3 . Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
4 . Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились буквы с нами.
Уч – ль: - Ребята, а где же наш друг – букварь, который научил нас читать? Давайте все вместе позовём его!
- Букварь! Мы тебя ждём! (хором)
Букварь: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали?
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – Букварь.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря,
Не обойтись без букваря!
- Ребята, я для вас приготовил задание.
Буквы все вы изучали,
А всего их 33.
Много нового узнали,
Например, что Е в начале
Это звуки Й и Э.
Сколько информации с вами получили?
Как же в голове всё вы уместили?
- Так чему же вы научились?
Уч – к: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, писать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Букварь: Я предлагаю вам составить из букв слова.
Работа в группах (вспомнить правила работы в группах).
Л Б У Н И К К А (клубника)
Ж И Н Ы Н О Ц (ножницы)
Е Л С И Е Д В О П (велосипед)
Уч-ль: Дорогой Букварь, наши ребята умеют складывать слова не только из букв, но и из слогов. А выполнить такое задание нас попросил ёжик.
Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий – громкий грянул гром
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать. (соединить рассыпавшиеся слоги)
МЕД КА
БАР ТЕЛ
ДЯ ВЕДЬ
БЕЛ СА
ЛИ ЯЦ
ЗА СУК
МОЛОДЦЫ!
Продолжим аналогичное задание. Игра «Собери слова»
На доске слоги. Прочитайте их, сложите из них слова.
РО ТА ЧУ ЖИ ЩА ШИ СВЕ НА КРИ ЛЫ ЩУ ЧА
(рота, роща, чаща, свеча, кричу, тащу, лыжи, шина)
- Ребята, вы наверное обратили внимание, что в этих словах встретились правила.
-Вспомните правила, которые мы изучили на уроках (жи-ши с буквой И всегда пиши, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У).
Игра «Исправь ошибки». (класс делится на 2 команды, по одному выходят к доске и исправляют ошибки)
Фамолёт апфека
Олотник весня
Ромната лисвок
Пантик пуловица
Ченточка шулавка
Вывод: составляли слова из букв, из слогов, вспомнили правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу; работали в группах, учились находить ошибки в словах.
Уч – ль: - А сейчас послушаем диалог.
1. А у меня дома овсянка!
2. Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
1. Как я люблю овсянку!
2. И я люблю!
1. Она жёлтая, красивая такая!
2. И вкусная, особенно с молоком!
1. Как это- вкусная? Как это – с молоком?
2. Да так! А ещё хороша с маслом или сахарным песком!
1. Да ты про что говоришь?
2. Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
1. И я про овсянку.
2. Ты про какую овсянку?
1. Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
2. Каша песни пела?
1. Какая каша? Не каша, а птица.
2. Птица ов – сян – ка, что – ли? Не слыхала про такую.
1. Айда ко мне – мою овсянку слушать.
2. Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.
Уч – ль: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога?
Что можно сказать о слове ОВСЯНКА? (многозначное). С какими ещё многозначными словами мы знакомы?
Обыкновенная овсянка (рисунок) – мелкая птица семейства овсянковых, хорошо узнаваемая по яркому золотисто – жёлтому оперению на голове и груди. Питается зёрнами злаков, разнообразными травами. Жительница открытых мест: полян, опушек. Гнездо устраивает на земле в углублении, среди травы. Осенью начинаются массовые кочёвки. В голодное время овсянки часто встречаются в деревнях и даже городах, где прибиваются к воробьиным стаям.
- Разделите слово ОВСЯНКА на слоги. Как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов). Назовите гласные в этом слове. Какой гласный звук стоит в сильной позиции? (я). А в слабой? (о). Произнесите слово с ударением. Составьте звуковую схему.
Работа над предложением.
Уч-ль: Дорогой наш Букварь, как видишь, ребята неплохо справляются с заданиями. И мы продолжим нашу работу. Я предлагаю прочитать слова: класс, учатся, в, весёлые, ребята.
-Что обозначает каждое слово? (предмет, действие предмета, предлог, признак предмета, предмет).
- Составьте из этих слов предложение. (В классе учатся весёлые ребята. Весёлые ребята учатся в классе.)
- Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу, предложение выражает законченную мысль, начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак . ! ?)
VI. Физминутка.
VII. Работа по учебнику.
Работа с текстом.
Уч-к: С тобой, Букварь, я в первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
1. Чтение текста, с. 109 (букварь). Читает хорошо читающий ученик.
2. Работа над содержанием. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Как вы думаете, от чьего имени ведётся рассказ?
- Сколько частей в рассказе?
- О чём говорится в 1 части? Во 2? В 3? В 4?
3. Чтение рассказа по цепочке.
VIII. Подведение итогов.
Уч-к: Как хорошо уметь читать-
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Уч-к: Беру букварь в последний раз!
Несу букварь в просторный класс!
И дорогому букварю я говорю:
- Благодарю!
Ты книга первая моя!
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!
Дети (хором)
Дорогой, Букварь!
Мы все тебе сказать хотим:
За всё тебя благодарим!
Уч-ль: А ещё больше вы узнаете на новых уроках: русский язык и литературное чтение. Желаю вам успехов в познании этих наук, а ещё прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихов, сказок, рассказов.
- Прощай, Букварь! (дети хором)
Уч-ль: Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок? Что больше всего запомнилось и понравилось?
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инфомация для коллег
материалы для прохождения аттестации по новой форме. данные: лето 2011 года, Ленинградская область, ЛОИРО...
инфомация для коллег
конспекты уроков по окружающему миру...
инфомация для коллег
календарно - тематическое планирование технология 1 класс...
Юбилейные капустники для коллег по школе
Как здорово, когда в коллективе царит дух творчества! Многим моим коллегам уже 50... Я предлагаю вашему вниманию сценарии юбилейных капустников, которые можно провести в школе и порадовать юбиляров....
Письмо коллегам
Эссэ, с которым я выступала на конкурсе "Самый классный классный". пусть будет кому-то полезным!...
Коллегам в помощь
Жизнь и творчество писателей....
Коллегам в помощь
Воспитательная работа...