Статья. "Этапы и структура проектной деятельности в начальных классах".
статья

Кораблева Маргарита Викторовна

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_i_struktura_proekt._deyat.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы и структура проектной деятельности.

Этапы проектной деятельности младших школьников:

- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);

- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

На всех этапах проекта ставятся проблемные вопросы:

Проблема

Давайте попробуем…

О чем хотели бы …?

Чему хотели  бы……?

Проектирование (планирование)

Что будем  выполнять ?

Что интересного…?

 С кем вместе…?

Что? Кто? Где? Когда?

Поиск информации

Что знаем…? Что еще  необходимо узнать?

Какие приемы работы необходимо использовать? Как можно распределить работу?

Продукт

Как продвигается работа? В чем трудность? Требуется ли помощь? Фиксация деятельности (листы продвижения)

Презентация

рефлексия

 Чему я научился? Чего я достиг? Что сделал? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Кому я помог?

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование действий по разрешению проблемы

3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).

4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.

5. Представление конечного продукта деятельности.

Структура учебного исследования:

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  4. Сбор материала.
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Подготовка проекта.
  7. Защита проекта.

Выбор темы:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Выдвижение гипотез:

Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. (Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем, и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез).

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления.

Поиск и предложение возможных вариантов решения:

        Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа.

Сбор материалов:

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.

 

Обобщение полученных данных:

Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

Подготовка проекта.

Результаты исследования могут быть представлены в виде:

альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция, костюм, модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация), сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, экскурсия.

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

- деловой игры - научного доклада;

- пресс-технологий конференции;

- диалога исторических;

- путешествия или литературных;

- рекламы персонажей;

- ролевой игры;

- защиты на Ученом Совете;

- соревнования;

- спектакля;

- игры с залом;

- спортивной игры;

- научной конференции;

- экскурсии.

Защита проекта:

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта

 должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

- паспорт проекта;

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

- промежуточные отчеты группы;

- вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;

- результаты исследований и анализа;

- записи всех идей, гипотез и решений;

- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

- эскизы, чертежи, наброски продукта;

- материалы к презентации (сценарий);

- другие рабочие материалы и черновики группы.

Виды проектов в начальной школе:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские,     информационные, практико-ориентированные, ролевые, игровые, творческие

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....