Статья. "Этапы и структура проектной деятельности в начальных классах".
статья
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_i_struktura_proekt._deyat.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы и структура проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности младших школьников:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
На всех этапах проекта ставятся проблемные вопросы:
Проблема | Давайте попробуем… О чем хотели бы …? Чему хотели бы……? |
Проектирование (планирование) | Что будем выполнять ? Что интересного…? С кем вместе…? Что? Кто? Где? Когда? |
Поиск информации | Что знаем…? Что еще необходимо узнать? Какие приемы работы необходимо использовать? Как можно распределить работу? |
Продукт | Как продвигается работа? В чем трудность? Требуется ли помощь? Фиксация деятельности (листы продвижения) |
Презентация рефлексия | Чему я научился? Чего я достиг? Что сделал? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Кому я помог? |
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
5. Представление конечного продукта деятельности.
Структура учебного исследования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Выдвижение гипотез.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта.
- Защита проекта.
Выбор темы:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выдвижение гипотез:
Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. (Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем, и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез).
Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления.
Поиск и предложение возможных вариантов решения:
Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа.
Сбор материалов:
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Обобщение полученных данных:
Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Подготовка проекта.
Результаты исследования могут быть представлены в виде:
альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция, костюм, модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация), сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, экскурсия.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
- деловой игры - научного доклада;
- пресс-технологий конференции;
- диалога исторических;
- путешествия или литературных;
- рекламы персонажей;
- ролевой игры;
- защиты на Ученом Совете;
- соревнования;
- спектакля;
- игры с залом;
- спортивной игры;
- научной конференции;
- экскурсии.
Защита проекта:
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта
должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Оформление проектной папки:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
- промежуточные отчеты группы;
- вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;
- результаты исследований и анализа;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации (сценарий);
- другие рабочие материалы и черновики группы.
Виды проектов в начальной школе:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролевые, игровые, творческие
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"
В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Проектные работы учащихся...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....
Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме:"Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС"
Презентация, иллюстрирующая выступление из опыта работы....