Аудиовизуальные (технические) средства обучения на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Каштанова Анна Михайловна

О некоторых аудиовизуальных  средствах обучения на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon audiovizualnye.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аудиовизуальные (технические) средства обучения в начальной школе.

Перед любым  педагогическим коллективом школы стоит  задача улучшения организации УВР и повышение её качества. При решении этой задачи в начальном звене необходимо использовать все доступные на сегодняшний день наглядные средства обучения. Причём большую помощь  оказывают  именно технические или, как их ещё называют, аудиовизуальные, средства обучения.

К ним относятся как сама аппаратура - 

диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, радио- и телеприёмники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны, видеомагнитофоны, компьютеры,

так и специальные дидактические материалы и пособия -

диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитозаписи, кинофильмы, радио- и телепередачи, видеозаписи, компьютерные учебные программы.

Все перечисленные средства  занимают в учебно-воспитательном процессе особое место. Они оказывают на ребёнка наиболее сильное обучающее и воспитательное воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике.

Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства вызывают у младшего школьника многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются и сопоставляются им с уже имеющимися представлениями, повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Именно в начальной школе - ввиду психологических особенностей младшего школьника – аудиовизуальные средства  просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно- образное восприятие наших учащихся требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

Эффективность использования экранных и звуковых пособий на уроках в начальных классах зависит от того, какое место отводит им учитель на уроке, и как учитываются их обучающие возможности, которые весьма разнообразны. Они могут:

  • иллюстрировать рассказ учителя, зрительно подкрепляя его слова,
  • сообщать учащимся фактические сведения,
  • формировать понятия и представления,
  • служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся,
  • нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.

Кроме того, воспитательное воздействие ряда аудиовизуальных средств настолько велико, что журнал "Начальная школа" (№2\1992) даже приводит пример использования видеозаписей при знакомстве учащихся со сводом правил "Как вести себя в школе". В течение нескольких уроков велись съёмки классов на видеоплёнку, фиксирующие различные моменты уроков: работу в тетрадях, с учебником, ответы с мест, у доски и т.д.

Затем несколько отобранных фрагментов (продолжительностью по 2-3 минуты каждый) были предъявлены ученикам. В записи беспристрастно воспроизводились отрицательные привычки ребят, манера вести себя на уроке: неправильная посадка при письме, "лежание" на партах", неумение правильно поднимать руку, отвечать у доски…

На начало просмотра поведение учащихся мало отличалось от запечатлённого на плёнке. Однако, как только ребята узнавали на экране себя или одноклассников, тут же, молниеносно, вероятно почти безотчётно, принимали правильные позы! Эмоциональное, воспитательное воздействие экрана, как зеркало, проявилось здесь настолько сильно, оказалось так велико, что детям даже не потребовалось дополнительных слов и объяснений, призывов учителя вести себя как полагается...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Конфуций рассуждал: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, ч...

разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...