Формирование читательского кругозора младших школьников
статья (1 класс) на тему
Стать о приобщении ребенка к чтению. Рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andrienko_lyudmila_arkadevna.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Андриенко Людмила Аркадьевна
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
г. Сургут МБОУ СОШ № 1
Формирование читательского кругозора младших школьников
«Книги - это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению».
Фрэнсис Бэкон
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для того чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Для этого необходима помощь родителей. Они должны читать детям сказки вслух еще в дошкольном возрасте, пытаться заинтересовать ребенка с помощью игры, интонации, специальной литературы, которая позволяет привлечь внимание даже самых маленьких.
В национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. Теперь хотелось бы привести некоторые статистические данные.
Социологи считают, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 52% до 28%.
Теперь я приведу данные о детском чтении.
Любят читать-35% младших школьников и 17% старших.
Не любят читать-7% младших школьников и 15% старших.
Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Также я соглашусь с мнением Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.
Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родители, как и ребёнок, учатся, читая. На одном из родительских собраний я подняла эту тему и предложила ее обсудить. При этом разработав не которые рекомендации для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь). |
2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (по –переменно по 1 предложению, абзацу, странице). |
3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку. |
4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. |
6.Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. |
7.Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку. |
8.Дарите ребёнку книги. |
9.Поощряйте ребёнка в чтении книг. |
10.Сделайте чтение приятным времяпровождением. |
11.Всегда хвалите ребёнка, если он читает. |
12.Поощряйте, поддерживайте ребёнка в его успехах, и улучшение наступит быстрее. |
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
- надо найти спокойное место для чтения;
- ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу;
- если ребёнку трудно прочесть слово, то подскажите его;
- хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения;
- обсудите прочитанное;
- ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.
Ни для кого не секрет, что в наше время дети мало читают. Помочь ребёнку сделать правильный выбор помогут родители и педагоги, библиотекари. Обучение детей чтению принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. Только живое, интересное, разнообразное, эмоциональное ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, что потом никогда не угасает. Но здесь поддержка родителей необходима. Родители должны посещать вместе с ребёнком библиотеки и книжные магазины, покупать им книги, помогать их выбирать. Родители читают вслух детям ежедневно 20 минут, когда дети научатся читать, то родители читают вместе с ними попеременно, слушают чтение ребёнка вслух, обсуждают прочитанное. «Семья, где не читают книг – семья духовно неполная», утверждал П. П. Павленко.
Стимулировать чтение – это значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребёнка в личной зависимости от чтения, удивлять уникальностью процесса, «заряжать интересом».
В одной из московских школ было проведено исследование по изучению критерия, как родители отбирают книги для совместного чтения.
12 % отбирают книги по рекомендации детского библиотекаря;
19% - литературные хрестоматии;
большая часть родителей (57%) полагаются на вкус ребёнка и читают то, что предлагают дети;
30% читают те книги, которые есть в домашней библиотеке;
27% родителей склонны читать детям то, что помнят из своего детства.
Между тем появилось много новых авторов, с произведениями которых желательно познакомиться. Для этого сотрудники библиотек предлагают родителям сотрудничество с ними. Вместе с ребёнком часто посещать библиотеки, консультироваться, посещать факультативы по вопросам что читать, знакомиться с рекомендательными списками литературы для детей школьного возраста или начальных классов.
В своей книге Сесиль Лупан пишет, что дети требуют не внимания – опеки, внимания – интереса, который им могут дать только родители, для детей они самые главные педагоги.
На мой взгляд, правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:
- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;
- умению работать с литературой определенного рода;
- умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать в свое мнение;
- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
Формирование читательских интересов младших школьников
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...
Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника
В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....
Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...