Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС
статья (1 класс) по теме

Киселева Ольга Львовна

Ориентиры развития образования, требования к содержанию и организации образовательного процесса, требования к уровню выпускников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС»

 Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №464 Пушкинского района

Санкт – Петербурга

Киселева Ольга Львовна

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали:

  • Обязательный минимум содержание основных образовательных программ;
  • Требования к уровню подготовки выпускников.

Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Новые стандарты устанавливают:

  •  Ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образования;
  • Требования к содержанию и организации образовательного процесса;
  • Описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.

        Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  • Личностные
  • Метопредметные;
  • Предметные.

Оценка личностных, метопредметных и предметных результатов.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.

Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • Планирование;
  • Контроль;
  • Коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

  • опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
  •  а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, опорной  системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ.
  • Воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Индивидуальный прогресс развития личности.

Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются Планируемые результаты освоения образовательных программ. Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

  • Системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к образовательным результатам.

 Как уже отмечалось, ФГОС второго поколения имеет новые особенности. Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как общественному договору, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса:

  • организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников;
  • отбор и организацию учебного материала;
  • учебную среду.

Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

  1. оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
  2. Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.
  4. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

  • Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;
  • Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Модели оценочной деятельности: процедуры

Внутренняя оценка:                                        внешняя оценка:

Учитель, ученик, ОУ и родители                        государственная служба

                                                                Аттестация                 мониторинг    

                                                                Выпускник         система образования

Экспертные и объективизированные процедуры

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику,  текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Модели оценочной деятельности:

 внутренняя оценка

Оценка учителя                                                оценка ученика

Состояние    динамика

                Индивидуальный прогресс                        самооценка     взаимооценка

Диагностика    срезовая

 Стартовая         текущая

Степень обобщенности оценки:

дифференцированная, интегрированная.

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных ( в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:

  • Раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно, а повышенные уровни – таким показателем достижения планируемых результатов, как учащиеся могут самостоятельно выполнить или с помощью взрослых или сверстников.
  • Оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы)
  • Кумулятивной (накопительной) оценки;
  • Открытости и реалистичности норм и критериев;
  • Признание права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
  • Признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.

Организация накопительной системы оценки:

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за четыре года обучения об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т.д.), но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

  1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Примерами такого рода работ могут быть:

  • По русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя»,  иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы из самоанализа и т.д.;
  • По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы и т.д.)
  • По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и т.п.

Аналогично по всем предметам эстетического цикла, технологии, физкультуре.

  1. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, учителя-предметники, школьный психолог и другие участники образовательного процесса.
  2. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) досуговой деятельности.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио. Все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно), делаются выводы о:

  • Сформированности  универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • Сформированности основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.

в начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

Итоговая демонстрация общей подготовки – умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.

Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именной в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности ОУ.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы с 1 по 4 классы.  Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру.

        Структура работы, особенности итоговой комплексной  работы.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

        В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка.

        В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

        Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

        Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены учащимся.

        Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задание в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

        Индивидуальный подходи учителя к подбору варианта поможет каждому ребенку получить посильное задание, и как следствие, вполне  заслуженный успех.

        Важно! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат! Таких детей рекомендуется освободить от выполнения данной работы, дав им  какое-либо иное задание.

        Время выполнения работы основной части итоговой работы в среднем 25 мин. Такое же время затрачивается на выполнение заданий дополнительной части. Но это усредненные показатели, которые могут существенно различаться у отдельных учащихся. Особенно много времени на задания затрачивают дети, только начинающие читать. При этом медленно работающие учащиеся вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.

        Важно! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется!

Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.

        Накопительная оценка характеризует выполнение все совокупности планируемых результатов, а также за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, чтению, а также уровень овладения метапредметными действиями.

        На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

  1. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом ОУ на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ в условиях внедрения ФГОС

здоровье- драгоценный дар и сохранение его одно а из  главных задач учителя в условиях внерения ФГОС...

Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»

Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной  «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»...

Оценочная деятельность учителя в условиях безотметочного обучения

В статье предлагаются различные формы оценивания в 1 классе....

Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС

Формирование оценочной деятельности младших школьниковв условиях ФГОС В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А в...

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....