Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС
статья (1 класс) по теме
Ориентиры развития образования, требования к содержанию и организации образовательного процесса, требования к уровню выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnaya_deyatelnost_uchitelya_v_usloviyakh_vnedreniya_fgos.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №464 Пушкинского района
Санкт – Петербурга
Киселева Ольга Львовна
Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали:
- Обязательный минимум содержание основных образовательных программ;
- Требования к уровню подготовки выпускников.
Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.
Новые стандарты устанавливают:
- Ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образования;
- Требования к содержанию и организации образовательного процесса;
- Описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.
Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
- Личностные
- Метопредметные;
- Предметные.
Оценка личностных, метопредметных и предметных результатов.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.
Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:
- Планирование;
- Контроль;
- Коррекция.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета.
- опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
- а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
- формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ.
- Воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Индивидуальный прогресс развития личности.
Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются Планируемые результаты освоения образовательных программ. Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
- Системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.
Особенности системы оценки достижения требований стандарта к образовательным результатам.
Как уже отмечалось, ФГОС второго поколения имеет новые особенности. Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как общественному договору, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса:
- организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников;
- отбор и организацию учебного материала;
- учебную среду.
Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
- регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
- Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.
- В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;
- Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
- Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
- Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
Модели оценочной деятельности: процедуры
Внутренняя оценка: внешняя оценка:
Учитель, ученик, ОУ и родители государственная служба
Аттестация мониторинг
Выпускник система образования
Экспертные и объективизированные процедуры
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Модели оценочной деятельности:
внутренняя оценка
Оценка учителя оценка ученика
Состояние динамика
Индивидуальный прогресс самооценка взаимооценка
Диагностика срезовая
Стартовая текущая
Степень обобщенности оценки:
дифференцированная, интегрированная.
Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных ( в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:
- Раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно, а повышенные уровни – таким показателем достижения планируемых результатов, как учащиеся могут самостоятельно выполнить или с помощью взрослых или сверстников.
- Оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы)
- Кумулятивной (накопительной) оценки;
- Открытости и реалистичности норм и критериев;
- Признание права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- Признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.
Организация накопительной системы оценки:
Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за четыре года обучения об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т.д.), но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
- Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Примерами такого рода работ могут быть:
- По русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы из самоанализа и т.д.;
- По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы и т.д.)
- По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и т.п.
Аналогично по всем предметам эстетического цикла, технологии, физкультуре.
- Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, учителя-предметники, школьный психолог и другие участники образовательного процесса.
- Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) досуговой деятельности.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио. Все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно), делаются выводы о:
- Сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- Сформированности основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.
в начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Итоговая демонстрация общей подготовки – умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.
Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именной в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности ОУ.
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы с 1 по 4 классы. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру.
Структура работы, особенности итоговой комплексной работы.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка.
В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.
Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задание в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Индивидуальный подходи учителя к подбору варианта поможет каждому ребенку получить посильное задание, и как следствие, вполне заслуженный успех.
Важно! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат! Таких детей рекомендуется освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.
Время выполнения работы основной части итоговой работы в среднем 25 мин. Такое же время затрачивается на выполнение заданий дополнительной части. Но это усредненные показатели, которые могут существенно различаться у отдельных учащихся. Особенно много времени на задания затрачивают дети, только начинающие читать. При этом медленно работающие учащиеся вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.
Важно! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется!
Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.
Накопительная оценка характеризует выполнение все совокупности планируемых результатов, а также за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, чтению, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
- Выпускник овладел опорной системой знаний учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
- Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
- Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом ОУ на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ в условиях внедрения ФГОС
здоровье- драгоценный дар и сохранение его одно а из главных задач учителя в условиях внерения ФГОС...
Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»
Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»...
Оценочная деятельность учителя в условиях безотметочного обучения
В статье предлагаются различные формы оценивания в 1 классе....
Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС
Формирование оценочной деятельности младших школьниковв условиях ФГОС В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А в...
Контрольно-оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО Организация текущего и тематического контроля на уроке (обмен опытом)
Организация текущего и тематического контроля в условиях реализации ФГОС...
Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О
В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....