Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Фёдорова Елена Викторовна

Проблема, волнующая  современных учителей : как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, и осознавалось бы не только как знание ради знания, но как то, что необходимо ему в жизни? Ответ очевиден – надо использовать новые технологии, соответствующие веянию времени.Я хочу представить вам метод проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство повышения качества знаний обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г.о. Саранск

Фёдоровой Елены Викторовны

Описание: Описание: http://uld7.mycdn.me/image?id=565848007777&bid=565848007777&t=3&plc=WEB&tkn=cTU3h8_sYNgi-zyIaSgWuqHpR84

Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Младшее поколение зачастую становится более приспособленным к новым условиям жизни. Однако учитель продолжает определять пути, по которым пойдет наша цивилизация.

Я хочу представить вам метод проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство повышения качества знаний обучающихся.

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Просматривая методические журналы, прочитала слова К. Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Написав эти слова в 19 веке, великий педагог, сам того не подозревая, обозначил проблему, волнующую и современных учителей : как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, и осознавалось бы не только как знание ради знания, но как то, что необходимо ему в жизни? Ответ очевиден – надо использовать новые технологии, соответствующие веянию времени.

Стандарты второго поколения ставят перед школой задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Что является самым главным в стандартах? Это:

• Системно-деятельностный подход.

• Нацеленность на формирование метаумений.

• Большое внимание уделять воспитанию гражданина России.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для проектной деятельности младших школьников. 

  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Метод  не является принципиально новым в мировой практике, но для того, чтобы проектная деятельность существовала, каждый педагог, в том числе и я, вносит своё видение сущности данного метода, разрабатывает алгоритмы проектной деятельности.

Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

  1. Наличие теоретической базы опыта

Для каждого учителя главным является вопрос: «С чего начать?». 

Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный. (На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание.)

II этап – практический. (Сбор необходимой информации, оформление проекта.)

III этап – заключительный (Защита проекта.)

Я работаю по программе «Школа 2100». Пранализировав учебные комплекты, дидактические материалы и другие пособия,  отвечающие требованиям нового стандарта, по данной образовательной системе, мною было замечено, что:

Во-первых, весь курс является интегрированным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Особенно хорошо оснащены учебник «Окружающий мир», А.А.Вахрушева  и «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева. На страницах изданий располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. Рассмотрим странички учебника «Окружающий мир».

Например, в теме раздела «Наша планета» для домашнего выполнения к заключительному уроку дано  проектное задание «Моя страна»:

  • Вылепи из пластилина страну по своему замыслу.

Необходимо было сделать рельефную поверхность: если есть горы – возвышенности, если озёра – низменности и т.п. Далее проводим эксперимент: наливаем воду из пипетки в исток реки и смотрим, добежит ли она до озера. Также необходимо было сделать карту своей страны. Подготовить доклад.

На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект. Так при изучении раздела в 1 классе «Маленькие открытия» выполняются такие задания (К рассказу Михаила Пришвина «Берестеная трубочка»):

  • Что представляет собой берестяная трубочка?
  • Почему она «удивительная»?
  • Расскажите о своих маленьких открытиях.

Мы опять приходим к выводу, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. Т.е. учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.

С чего же я начала работу над данным видом деятельности?

Перед началом внедрения проектной деятельности, я провела родительское собрания, где объяснила, что такое проект и какую помощь взрослые могут оказать детям. Обсудив, мы пришли к выводу, что в настоящее время эта работа необходима.

Проведённая в 1 классе Методика «Цветопись» показала, что в числе «нелюбимых» оказался у некоторых детей предмет «Окружающий мир». Повторив данную методику через год (уже во 2 классе) рейтинг «любимых» уроков повысился по данному предмету до 93%, благодаря использованию проектных технологий.

Для направления деятельности учеников по проектной деятельности на основе опыта работы коллег мною были разработаны карточки - памятки для начинающего исследователя (алгоритм проектной деятельности). Такая памятка готовится не на каждого ученика, а для демонстрации учителем детям. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

  1. Ведущая педагогическая идея

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

 Считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в проектной деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике.

Основными постулатами, на которые я опираюсь в своей работе, являются: вера в творческие возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности.

  1. Оптимальность и эффективность средств

Глубоких и прочных знаний учащихся добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому ученику. Опыт работы с детьми подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха - как одного из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При  таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Необходимость решать   проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Сколько интересных проектов предлагается детям!  Это и «Родной город», «Моя малая Родина»,  «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии». По литературному чтению «Азбука в картинках, буквах и стихах». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Часто на уроках организовываю «работу в парах», в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

  1. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Внедрив в работу метод проекта повысился не только интерес к предмету, но и качество обученности школьников.

Несмотря на то, что мы с детьми учимся всего лишь в 3 классе, у нас имеются небольшие достижения. Так в прошлом году на научно-практической конференции «Шаг в будущее» успешно выступили ученики моего класса – Миронов Никита, став призёром конкурса, Мигачёв Иван  победитель. В этом учебном году Милехина Софья заняла 1 место в 5 всероссийской олимпиаде по окружающему миру  «Вот задачка». Уже намечены 3 работы обучающихся для выступления в очередной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

 Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное - приобретут опыт выступления перед большой аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Это повысит общеучебные познавательные умения и навыки.

  1. Возможность тиражирования

Опыт моей работы был представлен на конкурсе «Учитель года - 2014». Проводила открытый урок «Живое и неживое», мастер-класс «Мы не похожи, ну и что же…»

  1. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися смотрите на сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...