Метод Интеллект-карт на уроках в начальных классах.
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Использование метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.
Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?
Сегодня я хочу познакомить вас с моей педагогической находкой, на мой взгляд, достаточно интересной и эффективной - это технология –интеллект-карт.
“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.
Рисование интеллект-карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
Сейчас на примере своего урока окружающий мир я хочу показать, как я учу детей составлять интеллект-карты.
Давайте представим, что мы с вами дети. Закройте глаза. Мысленно переносимся в сказочный городок, в который пригласила нас старая волшебница.
Откройте глаза. Мы с вами стоим перед домиком, в котором живёт старая волшебница.
Скажите, какое время года сейчас в маленьком сказочном городке? (Осень) Как вы определили? (Пожелтевшая листва на деревьях, пожухшая трава.) Какой орган помог вам сделать это заключение? (Глаза – орган зрения).
Как вы думаете, стоя здесь какие звуки мы можем услышать? (Пение птиц, шорох сухих листьев, мяуканье кошки).
Какой орган помог нам сделать это? (Уши – орган слуха).
Как вы думаете, какова сейчас в этом городке температура воздуха? (Прохладно.) Какой орган нам поможет определить это? (Кожа – орган осязания).
Вот мы с вами подходим к домику старой волшебницы из-за двери доносятся до нас вкусные запахи – это хозяйка в ожидании нас печёт пирог. Какой орган нам помог определить запах пирога? (Нос – орган обоняния).
Мы с вами вошли в домик, радостная хозяйка встретила нас и накрыла на стол. А на столе угощения. Как вы думаете, какого вкуса эти угощения? (Сладкие). Какой орган помог вам сделать это заключение? (Язык – орган вкуса).
Итак, кто догадался о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об органах чувств). Какую цель поставим сегодня на уроке для себя? (Органы чувств, для чего они нужны человеку, т.е. определить значение органов чувств для человека).
Сейчас мы с вами разделимся на 6 групп, каждая группа получает лист бумаги, фломастер и карту-инструкцию.
Единственное, что мы сейчас не сможем здесь с вами провести – это опыты. В классе с детьми мы по группам ещё проводили опыты. Но интеллект-карту составить попробуем. Итак, работа в группах.
Давайте, посмотрим, что у нас с вами получилось. По одному представителю от каждой группы с листочком, на котором вы работали, выходите в центр, перед зрителями.
Итак, вот такая интеллект-карта у нас с вами получилась.
А теперь, посмотрите, работы детей по группам и результат их работы в группах.
Ещё хочу добавить, что интеллект-карты можно использовать на всех уроках и на любом этапе урока.
В своей работе я применяю этот метод составления интеллект-карт и на других уроках. Слайд 13, 14, 15.
У меня пока второклассники и они ещё плохо рисуют и небрежно пишут, но всё же вот такие интеллект-карты у них получаются.
От других методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...
Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе
Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе....
«Использование метода интеллект-карт при проектировании урока в современной информационной образовательной среде»
Мастер-класс...
Мастер класс "Метод интеллект-карт как инструмент проектирования учебного процесса"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, формирование коммуникативной компетентности, метапредметных результатов.Итак, одним из приемов развития и формирования логических действий, критичес...
Статья "Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках"
В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. В данной статье я систематизировала свои знание о том, что такое интеллект-карта и привела примеры эффективного использ...
«Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках»
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты»...
Комментарии
интеллект-карты
Светлана Станиславовна, интеллект карты - достаточно интересный вид работы, мотивирует, заставляет думать, запоминать. Спасибо вам. Я делаю примерно тоже, но называю это шпаргалками, т.е. подсказками.