Современный урок в начальной школе ( в соответствии с введением ФГОС ).
учебно-методический материал на тему
Выступление на педсовете сопровождалось фильмом с отрывками уроков, иллюстрирующих основные отличия современного и традиционного уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole_v_sootvetstvii_s_vvedenie_fgos.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в начальной школе
( в соответствии с введением ФГОС)
Современные подходы к современному уроку:
личностно-ориентированный,
деятельностный,
компетентностный
В основе реализации стандарта – системно-деятельностный подход.
Деятельность включает цель, средство, сам процесс преобразования и результат. Главным деятелем на уроке должен быть ребёнок. Основная форма организации учебной деятельности – урок. Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Цели современного урока: ориентирование на развитие личности ребёнка и формирование УУД;
Виды УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
Урок применения предметных ЗУНов и УУД
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Особенности организации урока в условиях введении я ФГОС
- Изменение на уроке позиции учителя.
- Индивидуализация учебного процесса.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
- Организация различных видов самостоятельной работы учащихся.
Структура учебной деятельности.
- Учебное целеполагание.
- Планирование способов достижения учебной цели.
- Учебные действия.
- Контроль и коррекция способа достижения учебной цели.
- Оценка результата достижения учебной цели.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока и сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Доклад с презентацией...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлин...