Современный урок в начальной школе ( в соответствии с введением ФГОС ).
учебно-методический материал на тему

Кутазова  Наталья Викторовна

Выступление на педсовете сопровождалось фильмом с отрывками уроков, иллюстрирующих основные отличия современного и традиционного уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе

( в соответствии с введением ФГОС)

Современные подходы к современному уроку:


  • личностно-ориентированный,

  • деятельностный,

  • компетентностный

                В основе реализации стандарта – системно-деятельностный подход.

Деятельность  включает цель, средство, сам процесс преобразования и результат. Главным деятелем на уроке должен быть ребёнок. Основная форма организации учебной деятельности – урок. Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным  процессом и давал для него материал.

                                            К.Д. Ушинский


           Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:


  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

  2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

  3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.


Цели современного урока: ориентирование на развитие личности ребёнка и формирование УУД;

Виды УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные:

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные:

включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий


  • Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

  • Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

  • Урок применения предметных ЗУНов и УУД

  • Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

  • Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

  • Контрольный урок

  • Коррекционный урок

  • Комбинированный урок

Особенности организации урока в условиях введении я ФГОС

  1. Изменение на уроке позиции учителя.
  2. Индивидуализация учебного процесса.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  4. Сочетание  индивидуальной,  групповой и коллективной познавательной деятельности.
  5. Организация различных видов самостоятельной работы учащихся.

        Структура учебной деятельности.

  1. Учебное целеполагание.
  2. Планирование способов достижения учебной цели.
  3. Учебные действия.
  4. Контроль и коррекция способа достижения учебной цели.
  5. Оценка результата достижения учебной цели.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока и сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлин...