Моя педагогическая система работы
статья на тему

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse-skosareva_g.m.30.docx202.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Манычская СОШ»

Яшалтинский район, Республика Калмыкия

Эссе

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ»

F:\скосарева-фото\SAM_1134.JPG

                                                                        Работа: учителя начальных классов

Скосаревой Галины Михайловны

2014-2015

О профессии учителя я мечтала с детства. Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?

Наверное, потому что взяв ребенка за руку, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними и я. Потому что я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку со мной рядом становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.

Новое время выдвинуло очень актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.

В центре внимания современного образования поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.

Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Мой урок. Время познаний, споров, поиска истины, время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Жизни порой невеселой, а порой печальной, сложной или беззаботной. Школа - вот мой мир. Для каждого она своя.

Для меня школа- это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Моя школа для ребенка- это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И это от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее.

Думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс познавательных стремлений. Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Я обучалась своей профессии постепенно, принимая участие в различных педагогических семинарах. Придя в школу, я понимала, что, на самом деле, мне не хватало не только опыта, но и некоторых личностных качеств, организаторских способностей, но одно я знала точно: я люблю детей, и мне нравиться с ними общаться. Ученик, как и я обладает любознательностью. Он, как и я, умеет размышлять и понимать происходящее. Он умеет делать открытия и рассказывать о них всем. Но делаем мы это по- разному. Из- за разницы в возрасте, образовании, опыте.

Любому педагогу хочется, чтобы его ученики стали личностями. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя.

Моя задача, как педагога, создать такие условия, при которых у ученика появлялась бы необходимость к самообучению и самовоспитанию. Выполнение этой задачи возможно, в ситуации педагогической поддержки ребенка.

Поддержка- это жизненное, личностное кредо взрослого человека, использующего свои профессиональные умения, чтобы сформировать условия для полноценного образования ребенка. А самообразование будет и условием, и процессом для развития ребенка. Но для развития самообучения и самовоспитания, необходимо создавать ребенку условия, при которых он сталкивался бы не с желаниями и требованиями другого человека или общества, а своими собственными.

Мне, как педагогу, важно поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности, самопознанию и самооценке.

Поддержка помогает ребенку управлять самим собой, чтобы преодолевать путь развития.

Педагог и ребенок зависимы друг от друга. Ребенок не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Педагог не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом самостоятельности. Важно, дать освоить «как выбирать». Овладевая им, ребенок приобретает опыт самоопределения. Ученик становиться способным к самореализации, что является очень важным в настоящее время.

Последнее время значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных программ, расширено содержание начального образования.

Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

При сложившейся в настоящее время  и в настоящем обществе обстановке безыдейности и безверия идея самосовершенствования, соединенная с верой личности может быть одной из основных в построении современной системы воспитания и образования. Это главная идея в профессиональной деятельности. Она не может быть реализована без гуманно- личностного подхода к личности обучающихся, а это предполагает следующие значимые аспекты:

  • Индивидуальный подход к ребенку;
  • Личностная ориентация;
  • Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования;
  • Обеспечение социально- психологической защищенности ребенка;
  • Демократизм учебно- воспитательного процесса;
  • Признание конвенциальных прав ребенка.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я выделяю в ней три основных направления:

  1. обучение
  2. воспитание
  3.  самообразование.

Одна из целей обучения - формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление - это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Мышление - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Для развития мышления младших школьников на уроках чтения, русского языка, математики я использую следующие виды мышления: наглядно- действенное (операции с предметами), наглядно - образное (операции со словами, числами), логическое (операции со знаками).

Учеными установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становиться особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ученика эмоциональное отношение. Все это в большой степени обеспечивают информационные технологии.

Важным в организации учебного процесса является дифференциация. Она важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение знаний, при повторении изученного и подходит на любом этапе урока. Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся, активное общение для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям. Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть труд радостный. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Умении увлечь детей, научит их учиться и есть педагогическое мастерство, к которому я стремлюсь. Такой подход к учащимся способствует развитию умения размышлять, анализировать, строить планы. Это очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

Параллельно работе с учащимися, я веду работу с родителями. На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку осознать, почему он затрудняется при выполнении какого- либо задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно справиться. Лучшая помощь со стороны родителей - это искренний интерес к делам ребенка, к его удачам и неудачам, желание разобраться вместе в трудностях. Родители приходят на уроки, обращаются за советом.

Задачи воспитания всегда переплетаются с задачами обучения на каждом уроке. Начиная с первого класса, работаю над созданием классного коллектива, над культурой общения, поведения. Чтобы весь учебно - воспитательный процесс перешел на качественный уровень, я придерживаюсь следующих принципов:

  • Уважай ученика, но будь требователен к нему;
  • Понимай и принимай его таким, какой он есть;
  • Радуйся его удачам, огорчайся ошибкам;
  • Верь в своего ученика.

В воспитании уделяю внимание следующим аспектам:

  • Умение жить и работать с другими людьми- социальный;
  • Умение принимать решения и нести ответственность - продуктивный;
  • Способность жить по общечеловеческим законам - нравственный
  • Умение саморазвития, самообразования - автономизационный;
  • Умение выступать - коммуникативный.

Человек - это цель и результат, и главный критерий оценки и качества воспитания. Поэтому главными целями воспитания считаю- формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю семейные праздники, встречи с интересными людьми.

Я считаю, что нельзя никогда останавливаться на достигнутом.Только движение вперед дает толчок для развития чего- то нового, полезного в первую очередь для детей. И для того, чтобы стать мастером педагогического труда, надо серьезное внимание уделять самообразованию и саморазвитию, которое происходит через: участие в семинарах, изучение передового педагогического опыта, повышение квалификации через курсы, применение информационно- коммуникационных технологий в образовательной среде. А еще нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. Сенека утверждал: « Уча других, мы учимся сами».

Вот уже 30 лет я хожу в школу… на работу.

Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.

 А завтра будет новый школьный день. И завтра, на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее России. И от того, какими станут эти дети, зависит жизнь всей страны.

   

Используемая литература

1. Методическая газета «Начальная школа»:

  • «Особенности обучения младших школьников»
  • «Проблемы и радости учебного года»

2.Научно- методический журнал «Начальная школа»

  • «Учет особенностей повеления младших школьников в процессе обучения и воспитания»
  • «Воспитывать в любви и уважении»
  • «О системе российского общего образования»

3.Научно- методический и психолого- педагогический журнал      «Начальная школа плюс До и После»

  • «Развитие мышления и идеи развивающего обучения»
  • «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога»

4.Научно- практический журнал «Завуч начальной школы»

  • «Организация педагогической диагностики в начальной школе»
  • «Проблемы самообразования учителей»
  • «Программа педагогической мастерской
  • «Личностно- ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности»
  • «Педагогические технологии»

5.Спутник классного руководителя, «Педагогический поиск» , 2014

6.Кульневич С. В., «Педагогика нового времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

Показателем сформированного у ребенка умения учиться является понимание неясности и стремление ученика ликвидировать её. Это воз­можно только при развитии познавательной инициативности детей, ко­торую...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)

Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете

Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека.                      ...

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...

Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...