Моя педагогическая система работы
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Манычская СОШ»
Яшалтинский район, Республика Калмыкия
Эссе
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ»
Работа: учителя начальных классов
Скосаревой Галины Михайловны
2014-2015
О профессии учителя я мечтала с детства. Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?
Наверное, потому что взяв ребенка за руку, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними и я. Потому что я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку со мной рядом становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.
Новое время выдвинуло очень актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
В центре внимания современного образования поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.
Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Мой урок. Время познаний, споров, поиска истины, время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Жизни порой невеселой, а порой печальной, сложной или беззаботной. Школа - вот мой мир. Для каждого она своя.
Для меня школа- это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Моя школа для ребенка- это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И это от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее.
Думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс познавательных стремлений. Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.
Я обучалась своей профессии постепенно, принимая участие в различных педагогических семинарах. Придя в школу, я понимала, что, на самом деле, мне не хватало не только опыта, но и некоторых личностных качеств, организаторских способностей, но одно я знала точно: я люблю детей, и мне нравиться с ними общаться. Ученик, как и я обладает любознательностью. Он, как и я, умеет размышлять и понимать происходящее. Он умеет делать открытия и рассказывать о них всем. Но делаем мы это по- разному. Из- за разницы в возрасте, образовании, опыте.
Любому педагогу хочется, чтобы его ученики стали личностями. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя.
Моя задача, как педагога, создать такие условия, при которых у ученика появлялась бы необходимость к самообучению и самовоспитанию. Выполнение этой задачи возможно, в ситуации педагогической поддержки ребенка.
Поддержка- это жизненное, личностное кредо взрослого человека, использующего свои профессиональные умения, чтобы сформировать условия для полноценного образования ребенка. А самообразование будет и условием, и процессом для развития ребенка. Но для развития самообучения и самовоспитания, необходимо создавать ребенку условия, при которых он сталкивался бы не с желаниями и требованиями другого человека или общества, а своими собственными.
Мне, как педагогу, важно поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности, самопознанию и самооценке.
Поддержка помогает ребенку управлять самим собой, чтобы преодолевать путь развития.
Педагог и ребенок зависимы друг от друга. Ребенок не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Педагог не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом самостоятельности. Важно, дать освоить «как выбирать». Овладевая им, ребенок приобретает опыт самоопределения. Ученик становиться способным к самореализации, что является очень важным в настоящее время.
Последнее время значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных программ, расширено содержание начального образования.
Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
При сложившейся в настоящее время и в настоящем обществе обстановке безыдейности и безверия идея самосовершенствования, соединенная с верой личности может быть одной из основных в построении современной системы воспитания и образования. Это главная идея в профессиональной деятельности. Она не может быть реализована без гуманно- личностного подхода к личности обучающихся, а это предполагает следующие значимые аспекты:
- Индивидуальный подход к ребенку;
- Личностная ориентация;
- Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования;
- Обеспечение социально- психологической защищенности ребенка;
- Демократизм учебно- воспитательного процесса;
- Признание конвенциальных прав ребенка.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я выделяю в ней три основных направления:
- обучение
- воспитание
- самообразование.
Одна из целей обучения - формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление - это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Мышление - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Для развития мышления младших школьников на уроках чтения, русского языка, математики я использую следующие виды мышления: наглядно- действенное (операции с предметами), наглядно - образное (операции со словами, числами), логическое (операции со знаками).
Учеными установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становиться особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ученика эмоциональное отношение. Все это в большой степени обеспечивают информационные технологии.
Важным в организации учебного процесса является дифференциация. Она важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение знаний, при повторении изученного и подходит на любом этапе урока. Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся, активное общение для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям. Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть труд радостный. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Умении увлечь детей, научит их учиться и есть педагогическое мастерство, к которому я стремлюсь. Такой подход к учащимся способствует развитию умения размышлять, анализировать, строить планы. Это очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Параллельно работе с учащимися, я веду работу с родителями. На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку осознать, почему он затрудняется при выполнении какого- либо задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно справиться. Лучшая помощь со стороны родителей - это искренний интерес к делам ребенка, к его удачам и неудачам, желание разобраться вместе в трудностях. Родители приходят на уроки, обращаются за советом.
Задачи воспитания всегда переплетаются с задачами обучения на каждом уроке. Начиная с первого класса, работаю над созданием классного коллектива, над культурой общения, поведения. Чтобы весь учебно - воспитательный процесс перешел на качественный уровень, я придерживаюсь следующих принципов:
- Уважай ученика, но будь требователен к нему;
- Понимай и принимай его таким, какой он есть;
- Радуйся его удачам, огорчайся ошибкам;
- Верь в своего ученика.
В воспитании уделяю внимание следующим аспектам:
- Умение жить и работать с другими людьми- социальный;
- Умение принимать решения и нести ответственность - продуктивный;
- Способность жить по общечеловеческим законам - нравственный
- Умение саморазвития, самообразования - автономизационный;
- Умение выступать - коммуникативный.
Человек - это цель и результат, и главный критерий оценки и качества воспитания. Поэтому главными целями воспитания считаю- формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю семейные праздники, встречи с интересными людьми.
Я считаю, что нельзя никогда останавливаться на достигнутом.Только движение вперед дает толчок для развития чего- то нового, полезного в первую очередь для детей. И для того, чтобы стать мастером педагогического труда, надо серьезное внимание уделять самообразованию и саморазвитию, которое происходит через: участие в семинарах, изучение передового педагогического опыта, повышение квалификации через курсы, применение информационно- коммуникационных технологий в образовательной среде. А еще нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. Сенека утверждал: « Уча других, мы учимся сами».
Вот уже 30 лет я хожу в школу… на работу.
Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
А завтра будет новый школьный день. И завтра, на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее России. И от того, какими станут эти дети, зависит жизнь всей страны.
Используемая литература
1. Методическая газета «Начальная школа»:
- «Особенности обучения младших школьников»
- «Проблемы и радости учебного года»
2.Научно- методический журнал «Начальная школа»
- «Учет особенностей повеления младших школьников в процессе обучения и воспитания»
- «Воспитывать в любви и уважении»
- «О системе российского общего образования»
3.Научно- методический и психолого- педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После»
- «Развитие мышления и идеи развивающего обучения»
- «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога»
4.Научно- практический журнал «Завуч начальной школы»
- «Организация педагогической диагностики в начальной школе»
- «Проблемы самообразования учителей»
- «Программа педагогической мастерской
- «Личностно- ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности»
- «Педагогические технологии»
5.Спутник классного руководителя, «Педагогический поиск» , 2014
6.Кульневич С. В., «Педагогика нового времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
Показателем сформированного у ребенка умения учиться является понимание неясности и стремление ученика ликвидировать её. Это возможно только при развитии познавательной инициативности детей, которую...
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)
Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...
Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО
Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР" по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия и сотрудничества с различ...
"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете
Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека. ...
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...