Связь УДД с внеурочной деятельностью
методическая разработка по теме
Выступление на стажировочной площадке по теме «Связь УУД с внеурочной деятельностью (в рамках занятий математического кружка)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_uud_s_vneurochnoy_deyatelnostyu.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на стажировочной площадке по теме «Связь УУД с внеурочной деятельностью
(в рамках занятий математического кружка)».
Какое же знание для младшего школьника можно считать актуальным?
Поиск ответа на вопрос нужно искать в рассмотрении мативационной сферы, активное развитие которой происходит у младшего школьника в 2-х направлениях:
Утилитарного(НУЖНО, ПОЛЕЗНО) и познавательного (ИНТЕРЕСНО).
Оба варианта должны быть учтены при выборе актуального сюжета проектирования учебных ситуацй
1 Процесс и результат решения уч сит.обращены к личности ребенка.
2. (решение уч сит.) При непосредственном участии ребенка
Внеурочная деятельность –является неотъемлемой часть школьного образовательного процесса. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, анализировать и оценивать ситуацию, принимать решения. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.
Цель программы:
создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи программы:
- развивать интеллектуальные способности младших школьников;
- формировать качества логического мышления, характерные для математической деятельности;
- овладеть приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
- способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных качеств личности ребёнка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета(явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; развивать познавательный интерес к математической науке; обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; проявление познавательной инициативы и оказание помощи соученику.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, построение алгоритма поиска необходимой информации; определение логики решения практической и учебной задач; умение моделировать(решать учебные задачи с помощью знаков, символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: освоенные знания о текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, способы нахождения величин, приемы решения задач; умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических нестандартных задач.
Программа рассчитана на один год и состоит из 3-х этапов:
1 этап
Подготовительный
Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).
Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьника
(ассоциации, пирамида, соедини фигуры, блицтурнир…).
Игры для развития внутреннего плана действий ученика.
2 этап
Практический блок деятельности по реализации программы:
а) Работа с нестандартными задачами. Подготовка к олимпиадам.
Составление и решение нестандартных задач;
б) Исследование истории создания задачи;
Цели и задачи: развивать устойчивый интерес к математике через понимание значимости данной науки как в далёком прошлом, так и в настоящем;
обеспечить сознательное овладение математическими знаниями и умениями-
приёмами и способами решения задач разных видов, необходимыми для применения в практической деятельности.
3 этап
Результативность
Повышение интереса к познавательной деятельности
Овладение способами и приемами решения логических задач, умение составить алгоритм их решения. Умение ориентироваться в тексте математической задачи -важный результат и важное условие общего развития ученика. Овладевая приёмами поиска решения любой задачи, ребёнок самостоятельно старается добывать математические знания, знакомиться с рациональными способами действий, перестраивает известные ему способы решения задач и открывает новые.
Самостоятельное составление задач разных видов.
Участие и победы в олимпиадах, исследовательских конференциях.
Готовность выпускника начальной школы к успешному продолжению обучения в основной школе.
Математический кружок может состоять из одной или двух групп.
В каждой группе не менее 8-10 человек. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю по 1 часу с каждой группой.
Программа рассчитана на учащихся 3- 4 классов.
Предусматривается возможность индивидуальных и групповых занятий с детьми
- одно занятие по теории исследования, работа с научно-познавательной литературой;
- другое занятие практическое: решение олимпиадных заданий, задач разных видов, составление задач.
Учебно-тематический план
1 час * 34 недели = 34 часа
№ | Тема | Вид заня тий | Кол-во часов | Дата проведе ния |
Введение | ||||
1 | Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).День знаний | П. Р. | 1 | 08.09.12 |
2 | Развивающие задачи и упражнения на развитие внимания, памяти и мышления | П. | 1 | 08.09.12 |
I.Основные части математической задачи | ||||
3 | Составные части задачи | Т. | 1 | 15.09.12 |
4 | Чтение и краткая запись задачи | П. | 1 | 22.09.12 |
5 | План решения задачи | Т. | 1 | 29.09.12 |
II.Решение эвристических задач | ||||
6 | Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные» | Т. П | 1 | 06.10.12 |
7 | Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений | Т. П. | 1 | 13.10.12 |
8 | Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений |
|
| 20.10.12 |
9 | Задачи на комбинаторные действия | П. | 1 | 27.10.12 |
10 | Задачи на установление сходства и соответствия | П. | 1 | 10.11.12 |
11 | Задачи на активный перебор вариантов отношений | Т. П. | 1 | 17.11.12 |
III.Задачи на развитие интеллектуальных способностей | ||||
12 | Задачи, которые удобнее решать уравнениями, но можно и логически |
|
| 24.11.12 |
13 | Геометрические задачи | П. | 1 | 01.12.12 |
14 | Решение задач «на группировку» «сходство и различие» «пересечение» Виды задач «на группировку» |
| 1 | 08.12.12 |
15 | Искомое в задачах «на преобразование» | П. | 1 | 15.12.12 |
16 | Виды задач «на выведение» | П. | 1 | 22.12.12 |
17 | Искомое в задачах «на выведение» «совмещение» «отрицание» «сопоставление» | П. | 1 | 29.12.12 |
18 | Виды задач «на перемещение» | П. | 1 | 12.01.13 |
19 | Искомое в задачах «на перемещение» | П. | 1 | 19.01.13 |
IV. Развивающие нестандартные задачи | ||||
20 | Упорядочение элементов множеств | П. | 1 | 26.01. |
21 | Выделение существенных связей | П. | 1 | 2.02 |
22 | Взаимно - однозначное соответствие - составление таблиц |
|
| 9.02 |
23 | Логические выводы, построение графов | П. | 1 | 16.02 |
24 | Задачи о лжецах | П. | 1 | 23.02 |
25 | Задачи о переправах | П. | 1 | 2.03 |
26 | Задачи о переливаниях | П. | 1 | 16.03 |
27 | Задачи о взвешиваниях | П. | 1 | 23.03 |
28 | Комбинаторные задачи | П. | 1 | 6.04 |
29 | Компетентностные задачи | П. | 1 | 13.04 |
30 | Нестандартные задачи по математике | П. | 1 | 20.04 |
31 | Задачи на смекалку | П. | 1 | 27.04 |
32 | Исследование истории задачи; | Т. | 1 | 4.05 |
33 | Сравнение познавательных задачников. | Т. | 1 | 11.05 |
34 | Составление и проверка решаемости задач. | П. | 1 | 18.05 |
Содержание программы
1 этап. Подготовительный
Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).
Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьника
(ассоциации, пирамида, соедини фигуры, блицтурнир…).
Игры для развития внутреннего плана действий ученика.
2 этап. Практический блок деятельности по реализации программы
Основные части математической задачи: составные части задачи; план решения задачи; краткая запись задачи; схема, чертёж.
Решение эвристических задач. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление временных пространственных и функциональных отношений. Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на комбинаторные действия. Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.
Задачи на развитие интеллектуальных способностей
Задачи, которые удобнее решать уравнениями, но можно и логически.
Геометрические задачи.
Решение задач «на группировку» «сходство и различие» «пересечение».
Виды задач «на группировку». Искомое в задачах «на преобразование».
Виды задач «на выведение». Искомое в задачах «на выведение» «совмещение» «отрицание» «сопоставление».
Виды задач «на перемещение»
Развивающие задачи
Упорядочение элементов множеств.
Выделение существенных связей.
Взаимно - однозначное соответствие - составление таблиц.
Логические выводы. Задачи о лжецах. Задачи о переправах.
Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях.
Комбинаторные задачи. Задачи на смекалку
Работа с нестандартными задачами. Подготовка к олимпиадам.
Составление и решение нестандартных задач.
Посещение библиотеки - изучение истории создания задачи(работа с научно-популярной литературой). Знакомство с авторскими сборниками текстовых задач. Решение познавательных задач. Выбор рациональных способов решения. Составление познавательных задач силами учащихся, проверка решаемости задач
3 этап.
Результативность
Участие и победы в олимпиадах, научно-практических и исследовательских конференциях.
Готовность выпускника начальной школы к успешному продолжению обучения в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
Связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.
В статье я рассказываю о том, какую внеурочную деятельность лучше выбрать для достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Для того, чтобы учащимся легче было выполнять задания по окружа...
Внеурочная деятельность как связь школы и семьи
Школа – образовательное учреждение, где ученик приобретает навыки решения жизненных задач. Задача педагога - увлечь, заинтересовать, втянуть в изучение различных направлений деятельности ученика...
выступление на педсовете " Связь урочной и внеурочной деятельности"
Урочная и внеурочная деятельность в образовательном учреждении...
Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...