мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"
статья на тему
мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tdm_na_urokakh_komi_yazyka.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Белых Ольга Ивановна МБОУ «Часовская СОШ», Сыктывдинского района, Республики Коми
Мастер-класс «Проектирование урока коми языка с позиции технологии деятельностного метода»
Цель мастер-класса:
- Познакомить слушателей с ключевыми позициями современного урока.
- Выяснить, в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Проектирование урока коми языка с позиции технологии деятельностного метода». Мы все знаем, что каждый ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель готов по-разному. Слайд 1.
Принцип ТДМ можно выразить словами китайской мудрости «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Суть его заключается в том, что формирование личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Слайд 2.
Прежде всего рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционной системы обучения, чтоб увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Слайд 3.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Результаты сравнений показали, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
Слайд 4. Уроки коми языка – особая головная боль учителей начальных классов. Детей, понимающих коми язык становится все меньше. В прошлом выпуске в моем классе из 100 % – 20% детей знали коми язык только на уровне понимания отдельных слов, лишь 10% могли ответить на простейшие вопросы. Родители также испытывают трудности в оказании помощи при изучении ребёнком коми языка. Казалось бы могли помочь словари, но здесь тоже возникли проблемы:
- Сложность в приобретении коми-русских словарей
- В словарях лексика представлена в алфавитном порядке
- Сложность в использовании словарей и грамматических справочников детьми и их родителями
- Словари не иллюстрированы
Первым этапом для эффективного обучения коми языка стало создание своих словарей по изучаемым разделам.
Слайд 4-8. На слайдах представлены лексические темы. Словари 4-классников и 1-классников.
Работа по созданию учащимися коми-русского словаря-справочника, который можно систематически дополнять и использовать в урочной и внеурочной деятельности, развивает коммуникативную компетенцию учащихся и повышает уровень их подготовки по коми языку.
В словарях можно сгруппировать лексические единицы по темам для упрощения использования в урочное и внеурочное время, систематически увеличивать количество лексических тем, развивать творческие способности учащихся, повышать уровень мотивации учащихся к изучению коми языка.
Слайд 9.Применима ли технология деятельностного метода к урокам коми языка? Прежде всего давайте вспомним этапы урока технологии деятельностного метода. Перед вами есть все эти этапы, давайте попробуем их установить. Работа в группах: восстановление последовательности этапов уроков по технологии деятельностного метода.
Слайд 10. Вот что у нас получилось.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Я приглашаю вас на урок коми языка в 1 классе по теме «Гортса пемöсъяс». Представьте, что вы первоклассники, которые не знают коми языка, прошли тему «Чачаяс» и «Менам горт»
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
Правда, слов великих
Мой язык не знает.
Но зато он скромен –
Много не болтает.
Я люблю всем сердцем,
Свой язык чудесный,
И на нем я первый
Пел негромко песни.
- Это отрывок из стихотворения Ивана Куратова, переведенного на русский язык. Как относился к коми языку Иван Куратов? Слайд 13.
- Хотелось бы вам также гордиться языком коми народа? Что для этого надо?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
а) Характеристика погоды. Слайд 14-19.
- А начнем мы наш урок с описания сегодняшнего дня.
Время года, месяц, день недели, погода.
б) – Что же принесла нам такая замечательная погода? Слайд 20.
- Перед вами текст, прочитайте его, о чем в нем говорится?
Тайö менам горт. Сiйö выль, ыджыд да мича. Гортын эм нёль öшинь да öдзöс. Гортын олöны гортса пемöсъяс: мöс, кань, пон, порсь, чипан, вöв.
Ответы детей, но последнее предложение они объяснить не могут.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.
- О чем же говорится в последнем предложении? (не знаем)
- Может иллюстрация сможет помочь? Ваши предположения что это может быть? (домашние животные, растения и т.д.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
- Какую цель ставим перед собой? (узнать, что обозначают эти слова)
- Для чего? (это связано с нашим домом, интересно, чтоб общаться с коми людьми)
- А узнать значение этих слов нам помогут загадки. Что лежит в наших конвертах? (картинки и слова)
- Как будем работать?
- Узнаем значения этих слов через загадки.
- Оформим страничку в словарике.
- Постараемся запомнить слова.
- Составим с ними предложения. Слайд 21.
- А где мы их будем собирать? (в словариках)
- Для чего? (вспомнить, если забудем, узнать о них что-то новое и дополнить)
5. Реализация построенного проекта.
Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого класса или типа вообще.
Дети отгадывают загадки, закрепляют картинки и слова в словариках, проговаривают слова.
Слайд 22-27.
а) Голодна – мычит, сыта – жует,
Малым ребяткам молочка дает.
(корова- мöс)
б) С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (собака – пон)
в) Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.
(кошка – кань)
г) Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(свинья – порсь)
д) Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою. (лошадь – вöв)
е) Мы – хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём –
Ходим, что-нибудь клюём.
(куры – чипан)
- Как их можно назвать одним словом? Посмотрите на наш текст, может он подскажет? (гортса пемöсъяс) Слайд 28.
- Какую часть проекта выполнили?
- Что продолжаем выполнять?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания.
Игра «Жокей и лошадь»
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки со словами, вторые – с картинками. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Если лошадь согласна, они берутся за руки, поворачиваются к остальным и громко называют слово.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- Давайте проверим, как вы запомнили слова?
- Посмотрите, на листочках написаны звуки, которые произносят эти животные. Догадайтесь по ним, что это за животное?
«Му-у-у!» - тайö _________ (мöс)
«Мур-р-р» - тайö _________ (кань)
«Ув-в-в!!» - тайö _________ (пон)
«Кот-кот-кот!» - тайö _________ (чипан)
«Иго-го» - тайö _________ (вöв)
«Хрю!» - тайö _________ (порсь)
Самопроверка и проговаривание. Слайд 29.
- Что нам осталось сделать? (составить предложения)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение, закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
- А теперь расскажите о животных, которые есть у вас дома.
Учебник страница 40 задание 3. Слайд 30.
Работа в парах. Составление диалога. Слайд 31.
- Тэнад эм гортса пемöс?
- Да, менам эм … . (Менам некод абу.)
- А тэнад коді эм?
- Менам эм … . (Менам некод абу.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения границ и применения нового способа действия.
- Закончи предложение.
Ме тöдмалі гортса пемöсъяс …, …, …
Ме верма … .
Мен вöлі сьöкыд … Слайд 32.
Для того чтоб разнообразить уроки я применяю материал из журнала «Би кинь», всевозможные раскраски, задания на нахождение ошибок, составление диалогов.
Слайд 33.
Тема «Сёян-юан», этап включения в систему знаний дан текст «Пöль магазинысь ньöбис сизим мандарин, йöв, нöк, еджыд нянь» и иллюстрация к нему. Дети читают текст, рассматривают иллюстрацию и находят ошибки.
Слайд 34.
Тема «Сёян-юан», этап включения в систему знаний . Дети составляют диалог с помощью иллюстраций.
Ме радейта сёйны … . Тэ радейтан сёйны … ?
Ме (ог радейт) радейта сёйны …
Очень эффективно на этапе включения в систему знаний и повторение проведение игр.
Тема «Сёян-юан». На одном из столов разложены продукты или картинки, на них ценники (повторение чисел), один из детей продавец, остальные покупатели. У детей «деньги» (муляжи). Каждый подходит что-то покупает, расплачивается за товар.
Так же можно поиграть по теме «Чачаяс». Только уже продаются игрушки.
Игра «4 лишний» Слайд 35.
В завершении хочу сказать, что, прежде всего на каждом уроке нам, учителям, необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, чтобы захотел это узнать.
Рефлексия Слайд 36.
Перед вами три картинки:
1 – я прослушал и отправил в корзину.
2 – меня заинтересовала технология и возникли вопросы.
3 – я буду применять эту технологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов
Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов
Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....
Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования
Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...
мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"
мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.
В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....
Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. ...