УМК "Перспективная начальная школа" Проекты
учебно-методическое пособие по теме
Подписи к слайдам:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развивать исследовательские умения.
ЦельФормирование знаний, умений, навыков
ЦельРазвитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики(по Сиденко А.С.)
«Знаниевая» педагогика
«Способностная» педагогика
Интегральная характеристика «Школа памяти»
Интегральная характеристика«Школа развития»
Преобладающий тип и характер взаимоотношенийСубъект - объектный
Преобладающий тип и характер взаимоотношенийСубъект - субъектный
Девиз педагога«Делай как я»
Девиз педагога«Я вместе с тобой»«Не навреди»
Характер и стиль взаимодействияАвторитарность, монологичность, закрытость
Характер и стиль взаимодействияДемократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организацииФронтальные, индивидуальные
Формы организацииГрупповые, коллективные
Методы обученияИллюстративно-объяснительные, информационные
Методы обученияПроблемные: проблемного изложения,частично-поисковый,эвристический,исследовательский,рефлексивный
Ведущий принцип«Выращивание»
Ведущий принцип«Продавливание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый ученикомРепродуктивный, воспроизводящий
Ведущий тип деятельности, осваиваемый ученикомПродуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения»Знания – репродуктивная деятельность
«Формула обучения»Проблемная деятельность – рефлексия - знания
Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по алгоритму
Способы усвоенияПоисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний
Функции учителяОрганизатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор
Позиция ученикаПассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
Позиция ученикаАктивность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Проектный метод (проектная технология)
Проектный метод(проектная технология)
Проблемно-исследовательская технология
Исследовать проблемы и проблемные ситуации
Имитационного моделирования технология
–
Рефлексивная технология
Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности
Деятельностная технология
Быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь
Самоопределеческая технология
Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деле, действии, поступке, способах, средствах, путях решения…
Коммуникативная технология
Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения
Приобретать опыт решения жизненно важных проблем
Какую тайну скрывает слово?
Теория Дарвина- истина или Ошибка?
Почему одни тела плавают в воде, а другие – тонут?
Грозит ли кризис рекламному бизнесу?
Какие «узлы нельзя разрубать, а нужно развязывать»?
Здоров ли ты, мой город?
Смена династий – необходимость или неизбежность?
Всегда ли 2 х 2=4?
Я – это много или мало?
Как алгеброй гармонию измерить?
Есть ли предел компьютерному совершенству?
Основополагающий вопрос проекта - проблемный
?
?
?
?
?
?
Требования к использованию метода проектов
Теоретические позиции проектного обучения по Т.И.Шамовой можно определить следующим образом:
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности.Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Требования к использованию методов проектов
Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
Требования к использованию методов проектов
Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).Использование исследовательских методов, что предполагает:определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования;оформление конечных результатов;анализ полученных данных;подведение итогов;корректировка;получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Правила и принципы успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды равны
Команды не соревнуются
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
Классификация проектов
По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования
видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д.
Разнообразие проектов
Информационный и исследовательский проект
Обзорный проект
Продукционный проект
Проекты-инсценировки, или организационные проекты
по характеру результата
по форме
Разнообразие проектов
исследовательские
творческие
ролево — игровые
информационные проекты
практикоориентированные
По Е.С.Полат, проекты подразделяются на:
требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Разнообразие проектов
Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на:
Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.).
По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.
монопроекты
межпредметные проекты
Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.
Разнообразие проектов
По характеру координации проекты могут быть:
с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
со скрытой координациейВ таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
Разнообразие проектов
Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на:
Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны
Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
Долгосрочными (до года)
групповые
парные
личностные
Разнообразие проектов
По количеству участников можно выделить проекты:
Краткосрочнымина нескольких уроках (3-6)
Средней продолжительности(один-два месяца)
По продолжительности проекты могут быть:
Классификация проектов
А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования:
морфологическое (проектирование вещей);социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
ԁ开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹䉢炧軰찤愔몽墼굢짼ꓘ斞讈䨵⧐㖍뇧擓⸱䣼眮ἇ䌜嗏叀䔕ⷅ霚㐟뒎퓑㕽囟㞂䷳ᡵⷚ织궸힔퍗ϣ䒰㩓宏裑﹟庡蒕告㷥쎰ﳋ谙懚ᑌ搤沿䶛꾁ž䭐ȁ-!쯶оƅἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!兒醉Шэȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ఀကࣰက䴕།ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏD܀ĀĀ̊牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣껂쇫戜⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋뼢焃奼縎㗐䢆䅞韺ꛞ逊ΊϿ倀ŋⴂ᐀ࠀ℀蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀ࠀ℀攀⳺ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐·̌ԐАࡀྍ,န$܀䐄ஸਁ რaྟྨ9ꄀḏȀਨĀ㈀܀Ȁ䌀ԀԀ᠀ꨀਏȀĀꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐ㳰ሀࣰĀd挀⓰脀ā茈ԁ뼈ခကࠀЀः㼀ăĀ
Системность (взаимосвязь частей, целостность) Концептуальность (опора на научную концепцию, теорию)
ЭффективностьВоспроизводимость Управляемость (диагност.+ коррекц.)
9
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)
Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов)Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
10
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Рефлексивная
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".
Деятельностная
Психологическая (самоопределен-ческая)
ТЕХНОЛОГИИ
Имитационного моделирования (игровая)
Исследовательская (проблемно-поисковая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века" в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 4 класса разработана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общег
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса....
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...