Исследовательская работа " Кубанские ярмарки" ученицы 2 Д класса Глуховой Марии
классный час (3 класс) на тему

Сотникова Елена Анатольевна

Исследовательская работа про ярмарки : покровская ярмарка, указ императрицы Екатерины II, народный фольклор на Кубанской казачей ярмарке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled._rabota_soshno12.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

по истории и культуре кубанского казачества в номинации «Традиционная культура кубанского казачества»

учащихся МБОУСОШ №12 МО г-к Анапа

Глуховой Марии (ученица 2 «Д» кл. учитель Сотникова Е.А.)

 (в  возрастной номинации 1-4 классов)

Цели:

узнать информацию: что такое ярмарка, как проводились ярмарки на Руси и на Кубани; как проводились Покровские ярмарки в старинных казачьих селеньях;

познакомиться с  историей праздника Покрова Божьей Матери;  с событиями 18 марта 1794 г  - специальным указом Екатерины II о проведении  четырех важных ярмарок;

познакомиться с народными приметами праздника Покрова Божьей Матери;

проявить интерес к традициям русской  православной культуры; к народному казачьему фольклору – частушкам, песням, танцам; к Кубанской земле.

                План.

  1. Что такое ярмарка? Как проводились ярмарки на Руси и на Кубани.
  2. История праздника Покров Божьей Матери.
  3. Покровская ярмарка на Кубани.
  4. Указ императрицы Екатерины II – 18 марта 1974 г.
  5. Народный фольклор на  кубанской казачьей ярмарке.
  6. Любовь, доброта,  милосердие  - святые целители Кубанской земли!

Ярмарка - неотъемлемый атрибут русской культуры.

Ярмарка — это временная торговая площадь, которая предназначена для сбыта продукции различных фирм, преимущественно сельскохозяйственных предприятий, где можно приобрести продукцию гораздо дешевле, чем в магазинах и на рынках. На ярмарке большой ассортимент товара.

Многие ошибочно полагают, что ярмарки появились на Руси задолго до принятия христианства. Но это не так. Ярмарки возникли лишь в XIV-XV веке. А до этого на территории Древней Руси были погосты, торжки, базары, но только не ярмарки.

Отличия между ними были существенными. Если на торжок или базар съезжались только жители близлежащих районов, то на ярмарку приезжали даже из отдаленных областей. Потому ярмарка проводилась всего раз в году, но длилась долго - по несколько месяцев. Помимо этого, ярмарка отличалась огромным разнообразием товаров, которые привозили из разных концов страны. А уже с ярмарки они разлетались в противоположные края российского государства, а также далеко за его пределы.

Поскольку ярмарка длилась долго, то и товара на нее привозили достаточно. Но таскать его на себе за много километров было нелегко. Тогда в ход пошли лошади. А, как известно, где лошади, там и цыгане. Они торговали лошадьми там же, на ярмарке. В большинстве своем лошади, конечно же, были краденными. Таким образом, на российских просторах стали колесить лучшие европейские жеребцы.

Правительство не препятствовало развитию ярмарок. Так, Петр I придавал этому способу торговли большое значение, считая, что ярмарки не только способствуют развитию внутреннего товарооборота, но и укрепляют торговые связи с иностранными государствами.

К XIX веку ярмарки стали крупнейшими оптовыми центрами. Самой большой была Нижегородская ярмарка, которую называли "всероссийским торжищем", а также "меновым двором Европы с Азией". Так, европейцев, которые прибывали на Нижегородскую ярмарку, особо привлекали изделия восточных мастеров - чай из Китая, ковры из Бухары, шелка и жемчуга из Персии, табак из Турции. А восточные купцы покупали европейские ткани, красное и сандаловое дерево, серебряные и галантерейные изделия. Но все они - и европейские, и азиатские купцы - с удовольствием приобретали изделия русских ремесленников, русский хлеб, мед и сельскохозяйственное сырье.

Сначала ярмарки представляли собой хаотичную толпу, кишащую воришками. Но со временем там организовали торговые ряды: продавцов выстроили в линию и отделили от покупателей прилавками.

Вскоре появилось ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал их открытия и закрытия. Для поддержания общественного порядка на ярмарки направлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск.

После революции ярмарки, как и следовало ожидать, стали закрываться. Ненадолго возродившись в период НЭПа, они были окончательно упразднены в 1930-е годы. Но в послевоенное время они начали появляться вновь, как одна из форм государственной и корпоративной торговли. Да и сейчас они популярны, но уже чаще встречаются как стилизованный элемент во время народных гуляний.

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Близок сердцу русского человека этот праздник потому, что в середине октября наступают первые осенние заморозки: мокрый снег, листва покрывали землю. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает где листиком, где снежком» и еще: «НаПокрова до обеда осень, а после обеда зима».  Считалось, что если не благоустроишь избу до Покрова, останется она такой на весь год.  Покров – время посиделок, покровитель судеб. Поэтому они назывались покровскими.

Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию дважды  явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады монголо-татарских  врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимии вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий.

        В России праздник Покров Святой Богородицы учредил Андрей Боголюбский. 

         В старину у нас на Кубани очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: « Любая душа празднику рада!». Осенние ярмарки на Кубани начинались  с праздника Покрова.

«На Покров земля снегом покрывается, морозом  одевается »  

«Чини избу до Покрова – не то не будет тепла».

«Покров – покровитель свадеб».

18 марта 1794 г.  специальным указом Екатерины П  в Екатеринодаре были учреждены четыре ежегодные ярмарки: 25 марта – Благовещенская, в июне – Троицкая, 6 августа – Преображенская,  1 октября – Покровская.  Ярмарки приурочивались к общецерковным или престольным праздникам, а  проводились на центральных площадях населенных пунктах. Продавали большое количество крупного рогатого скота, лошадей, овец, рыбы, соли.

  На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!   Там устраивались парадные гулянья, театральные и другие зрелищные представления. Неизменно на ярмарках присутствовали дрессированные медведи и, конечно же, шуты и скоморохи, которых можно считать первыми живыми рекламными роликами.

Сколько шуму, сколько крику,

Сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей!

Наше представление –

Всем на удивление,

Хворь и лень как рукой снимает,

Ярмарка всех гостей созывает!

Заходите, не пожалеете,

Коли время имеете!

-Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Успеете отдохнуть и отовариться.

А что за ярмарка и веселье без задиристых частушек?

Послушайте, не пожалеете,

Коли время имеете!

Сегодня у нас казачий перепляс,

Да хохоту час.

Три артели певцов,

Да полсотни плясунов.

Всем на удивленье

Весёлое представленье!

Ну – ка, наши казаки,

На подъём вы все легли,

 Попробуйте калачи

Прямо с нашей – то печи;

Пироги с зайчатиной

Просто замечательны

Самый смак – стоит пятак.

Налетай!

Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Мы не только разуважим,

Чего нет и то покажем!

Пироги с лучком, метровым стручком.

Пряники медовые…

Зубы есть – сам грызи,

А нету, соседа проси.

А вот пирожки! Бублики вот!

Свежие, вкусные – сами просятся в рот.

А вот шарики,

 Шарики – сударики.

Красные, голубые – выбирай любые.

Детям на утеху;

Мужикам для смеху.

Почтеннейшие господа!

Посмотрите Вы сюда!

Макитры всякие на все манеры:

Махотки, глечики, кувшины.

Хоть весь базар обойдёте, лучше товару не найдёте.

Кубанский товар всюду славится.

Подходите скорее, и вам понравится.

Как хочется верить, что такие чувства как вера, доброта, надежда, любовь, милосердие, сострадание поселяться в наших душах и станут святыми и главными в жизни. А для этого нужно лишь любить свою Родину, не забывать свои корни, помнить о родителях, помогать им, не забывать родные места, бережно относиться к наследию предков, хранить традиции и обычаи своего народа. Только так Россия и Кубань вновь станут великими!

Список использованной литературы:

  1. Домашние ремёсла: Сб. / Сост. Е. Н. Семашко – М.: Физхкультура и спорт, 1993. – 256 с., ил.
  2. Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М.: Наука, 2010
  3. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. Сост. Бондарь Н. И. М.: 2005
  4. Новые материалы по этнографии кубанских казаков. А.А. Зимницкая. Краснодар, 1993.
  5. С. Шептун. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995.
  6. Виноградов. Страницы истории Средней Кубани. Армавир, 1993.
  7.   М.Забылин. русский народ: его обычаи, обряды, представления, суеверия и поэзия. Москва, 1996.
  8. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. А.В.Маслов.2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Здоровьесбережение в начальных классах школы".

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменени...

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа об ичстории села Куропатино. Историческая справка о количестве ппервопоселенцев и составе их семей. А так же современная справка....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа направлена на изучение истории села Куропатино....

Исследовательская работа учеников 4 «а» класса МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области» по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь»

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности....

Исследовательская работа "«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла» Яптик Марьяны 2016 год

laquo;Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»Яптик Марьяна Викторовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Мыскаменская школа – интернат»2 б ...