Проектная деятельность в обучении младших школьников.
презентация к уроку по теме

Игонина Ирина Викторовна

Что такое проект для учителя? Что такое проект для ученика? Какие общеобразовательные навыки развиваются в процессе выполнения проектов? Классификация проектов. К выступлению имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в обучении младших школьников.

Игонина И.В.,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №11»

 г о Саранск Республики Мордовия.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Конфуций

        В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов.

Когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благотворительные условия для ее реализации.

        Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания.

        В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для проектной или исследовательской деятельности – это задачи, которые ставит перед собой современная школа.

На начальном этапе обучения необходимо учитывать у детей навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Основные условия применения метода проектов сводится к следующему (обязательно присутствуют 3 момента):

- выбор;

- планирование;

- анализ проекта.

        Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  1. формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, самооценочные;
  3. формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умение, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности
  4. были бы главным образом направлены на развитие познавательного интереса учащихся
  5. реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

        Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, который нашел достойное место в практике моей работы с учащимися.

        Четвёртый год я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний». В комплекте учебников по данной программе проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.

        Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности.

«Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая всё-таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.

        Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т.д.

        Темы в каждом классе и по каждому предмету разные. Например: школа, одежда, растения, сказки, логические и математические игры, праздники, герои детских книг и т.д.

        Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

- находить источники информации;

- извлекать информацию, относящуюся к теме;

- планировать работу над проектами;

- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

- доводить начатое дело до конца.

         В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2)работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

        Эти два блока работы относительно независимы.

1-й блок работы над проектом.

1) знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2) подготовка к сбору информации(определение круга источников информации).

3)сбор информации детьми.

4) подведение итогов сбора информации в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

2-й блок работы над проектом.

1)знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2) ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3)реализация проектов.

4) презентация проектов.

        Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

  • видом деятельности

        - изготовление поделок и создание других творческих работ ( игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.)

- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, и т.д.)

- проведение исследований.

  • Количеством участников.

- индивидуальная деятельность и коллективная

  • Продолжительностью
  • Количеством этапов
  • Необходимостью привлечения взрослых.

        Почему – то среди многих учителей – практиков считается, что учащиеся начальной школы еще не готовы полноценно заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.

Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время.

У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени для занятий творчеством, лишь бы это не шло в ущерб здоровью ребенка.

        Для успешного занятия проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

- желание самого ребенка;

- оборудованное место;

- грамотный помощник.

        Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.)

        Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. На такие презентации мы приглашаем и родителей.

        Работа по развития исследовательских умений и навыков позволила сделать следующие выводы:

  1. у детей формируется мотивация и устойчивый интерес к ведению учебно-исследовательской деятельности;
  2. расширяется социальный опыт, развивается творческое мышление младших школьников;
  3. формируются универсальные способы познавательной деятельности, что служат импульсом к саморазвитию ребенка.

Подведем итоги по теме «Проектная деятельность в обучении младших школьников»

  1. Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения. самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
  2. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
  3. Какие общеучебные навыки развиваются в процессе выполнения проектов?

        Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

        Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

        Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: умение учиться проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить.

  1. Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.
  1. Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.
  1. Классификация проектов может основываться по числу участников:
  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые.
  1. По продолжительности проекты могут быть:
  • краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • долговременные (до года).
  1. Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.
  1. Так что же такое проект?
  • Это одна из форм исследовательской работы.
  • Это совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

        Рассмотрим некоторые проекты, основанные на доминирующей деятельности учеников.

        Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае. Мы с ребятами выполняли проект Санитарно-гигиенические условия рабочего места школьника.

        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Ежегодно в сентябре у нас проходит месячник по ПДД. Учащиеся 4-х классов разработали и реализовали проект утренника для 1-классников.

        Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта “Весёлые пирамидки” в рамках Всероссийского конкурса.

        Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Красная книга Республики Мордовия”, в котором ученики 3 класса собрали интересный  материал о редких , лекарственных растениях.

        Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”, «Я – будущий предприниматель».

         Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

         Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов игонина И.В. МОУ «Средняя школа №11» Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая всё – таки участь. Мне кажется, я их чему – то учу, А это они меня учат.

Слайд 2

Проектная деятельность в обучении младших школьников.

Слайд 3

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Слайд 4

Что такое проект для ученика? Раскрытие творческого потенциала. Умение работать в группе. Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Умение презентовать свою работу.

Слайд 5

Общеучебные умения: Социальные : у мение работать в группах; у мение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; у мение пойти на компромисс. Коммуникативные : умение слушать и слышать; умение принимать другое мнение; умение высказывать своё мнение; умение презентовать результат работы . Мыслительные: анализ; синтез; сравнение; обобщение; классификация; выявление закономерностей. Исследовательские: Наблюдение; Проведение эксперимента; Анкетирование; Обработка статистических данных.

Слайд 6

Виды проектов, основанные на доминирующей деятельности. Исследовательские. Творческие. Игровые. Информационные. Практико – ориентированные.

Слайд 7

Этапы работы над проектом. Мотивационный. Планирующе – подготовительный. Информационно – операционный. Рефлексивно – оценочный.

Слайд 8

Вывод: Что же такое проект? Это… одна из форм исследовательской работы. совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Слайд 9

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами» Г.Э.Лессинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....

Проектная деятельность в обучении младших школьников

Отчет по самообразованию  "Проектная деятельность в обучении младших школьников"...