Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ
статья на тему
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya_v_ramkakh_fgos_i_fgt.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
29.08.2014г. Рыжова Н.А.
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок про-должает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни по-степенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. С этой целью мы планируем посещение учителями занятий, развлечений и досугов в детском саду.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. (анкетирование, тестирование)
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е. структура программы опирается на три направления
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения.
Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
Строить сложные предложения разных видов;
Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
Находить слова с определенным звуком;
Определять место звука в слове;
Составлять предложения из 3-4 слов;
Членить простые предложения на слова;
Членить слова на слоги (части);
Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
Иметь представления о сезонных явлениях природы;
Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Знаки +, =, >, <;
Название текущего месяца, последовательность дней недели;
Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
Соотносить цифру и число предметов;
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Пользоваться арифметическими знаками действий;
Измерять длину предметов с помощью условной меры;
Составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Первый тест - для родителей
В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него интерес к обучению?
Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ - плюс один балл, за отрицательный - 0 баллов.
1. Хочет ли Ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей - свободно и непринужденно?
5. Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли Ваш ребенок несколько стихотворений наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами ?
9. Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива - фрукты)?
17. Может ли Ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?
Если вы насчитали:
15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;
10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения
Выступление на педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...
Выступление на тему:.Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образованияв рамках ФГТ и ФГОС....
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Из опыта работы учителя начальных классов по преемственности детский сад-школы....
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
В этой статье будет информация о преемственности школы и детского сада....
«Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС»
Выступление на ГМО "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС"...
«Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» (Презентация)
Презентация к выступлению "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС"...