АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
статья по теме

Чтобы поднять уровень познавательной активности своих учащихся, я применяю интерактивные технологии, в том числе и активные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИРОШИНА Н.Г.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА МОИХ УРОКАХ

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов и в начальной школе. Чтобы поднять уровень познавательной активности своих учащихся, я применяю интерактивные технологии, в том числе и активные методы обучения. Они мне нравятся тем, что все ребята с удовольствием подключаются к работе. Активные методы способствуют снятию барьеров общения, создают условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формируют и развивают навыки совместной деятельности.

Метод «У учителя – ошибка!»


Математика, В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва
Тема урока: Деление на 10 и на 100 (3 класс)
Детям предлагается решить столбик примеров:
140:10

270 :10

560:10

990:10
Учитель спокойным тоном предлагает сверить ответы:
140:10 =14

270 :10 = 27

560:10 = 56

990:10 = 9
Ученики доходят до последнего примера и поднимают шум: ответ неверный!
Учитель: Не может быть, у кого другой ответ?
Докажите, что ответ неверный!

Если запись числа оканчивается цифрой 0, то, чтобы узнать результат деления такого числа на 10, можно в этой записи отбросить 0 справа.
Верный ответ 99.

Учителю остается поблагодарить детей за исправление её ошибки.

Метод: «Вопросы и ответы»

Мои ребята очень любят задавать вопросы друг другу. Можно это использовать следующим образом при объяснении новой темы.
Окружающий мир, Плешаков А.А.
Тема: Здоровый образ жизни ( 3 класс)
Класс делится на 2 группы: врачи-лекторы (6 учеников с ведущим) и пациенты- слушатели. Лекторы садятся напротив слушателей.
Все изучают материал самостоятельно. Лекторы готовят ответы на всевозможные вопросы, «ведущий» распределяет статью каждому «врачу», чтоб на все вопросы пациентов были даны ответы.
«Пациенты» готовят вопросы, на которые сами знают ответы (оценивают ответы «врачей»). Вопросы подразумевают не односложные ответы. Учителю остается лишь излагать дополнительный материал.

Метод: «Учителя и ученики»

Какой ученик не хочет на время стать учителем? Все хотят.
Математика. Решение задач.
«Учителя»(6 человек) сидят напротив учеников, они умеют «сходу» решать эти задачи, можно и заранее задавать на дом.
Задачи даются «массивом», их 7-10, возле каждой ставятся баллы по сложности. Ученик решает, показывает решение любому «учителю» и получает баллы. Если решил неверно, думает над решением задачи дальше. За каждый повторный визит к учителю с одной и той же задачей снимается 1 балл. «Учителя вредничают»: задают вопросы по решению, по оформлению и тд. В конце урока подводится итог. Ученики, набравшие высокие баллы, становятся учителями на следующем аналогичном уроке.

«Защита задачи, выражений на порядок действий с многозначными числами»
Метод похож на предыдущий. Ребята сидят группами, учитель с ними же. Все выполняют работу. Условие: организовать работу так, чтобы любой ученик из группы мог у доски «защитить» своё решение, и по его ответу оценивается вся группа. Работа кипит: «сильный» учит «слабого».


Метод «Групповая работа»

Окружающий мир, 3 класс
Тема урока: Великий кругооборот жизни
Цель урока-проекта: исследуя доказать, что все организмы связаны друг с другом и участвуют в непрерывном круговороте жизни, что каждое звено круговорота необходимо для жизни обитателей земли- биосферы.
В течение урока ученики 1 ряда в роли растений,
ученики 2 ряда в роли животных,
ученики 3 ряда в роли бактерий и грибов;
также «работают» аналитики, которые, анализируя услышанную информацию об условиях жизни растений, животных, грибов и бактерий, ищут связь между ними и в конце урока объясняют, в чем заключается великий кругооборот жизни.
исследователи - ищут в конкретных фактах (экологические задачи) ошибки и их исправляют; иллюстраторы - рисуют участников кругооборота, с тем, чтобы аналитики наглядно показали на доске эту связь.
знатоки - дополняют интересными фактами (по 2 ученика);

Метод исключения

Окружающий мир, 3 класс
Тема: «Кто такие насекомые?»
Работа над темой урока:
-А теперь ищем ответ на главный вопрос: Кто такие насекомые?
1 группа получает рисунки насекомых: (бабочка, комар, пчела, клоп, кузнечик, стрекоза) и определяют части их тела. Ученик показывает на бабочке части её тела, остальные ученики этой группы хлопают, если эта часть имеется у их насекомых.
Бабочка имеет:
- крылья (их 4)
- тело, состоящее из трёх частей: головы, груди, брюшка.
- ноги (их 6)
- усики
- глаза
- хоботок ( у стрекозы и божьи коровки – челюсти, питаются другой пищей)
2 группа определяет отличительный признак насекомых.
- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют крылья всегда насекомые?
(нет, н-р, ---)
- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют усики, всегда насекомые?
(нет, н-р, ---)
-Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют глаза всегда насекомые?
(нет, ----)
- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют хоботок или челюсти всегда насекомые? (нет, н-р, ----)
-Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют голову, грудь, живот всегда насекомые? (нет, н-р, ---)
- Можем ли мы сказать, что животные, которые имеют 6 ног всегда насекомые? У кого ещё имеются 6 ног? А наш муравьишко кто?
Итак, вывод 2 группы и чтение вывода по учебнику.  
3 группа доказывает, почему сороконожка, рак и паук не насекомые?

Метод «Готовимся к жизни»
Наглядная геометрия
Тема урока: «Свойство диагоналей прямоугольника, квадрата».
В начале урока «удивляем» детей, объявив, что сегодня на уроке учимся вешать на потолок … люстру.
После прохождения темы (деятельностный подход) интересуемся, где можно применить наши знания?
Учимся практически находить «центр потолка» (верхняя часть парты, картонной коробки…). С двух концов, по диагонали, крепко держим нить, протёртую мелом, за середину резко поднимаем и отпускаем. Остается след – «диагонали», на точку их пересечения «вешаем люстру»

- Если комната большая, и нужно повесить 4 люстры? Как быть?
Можно практическую работу выполнить на школьном дворе: с помощью диагоналей размечаем границу прямоугольной площадки для песка (работа в группах)

Метод «Ролевая игра» 

Окружающий мир, Плешаков А.А.
Тема: «Жизнь леса. Лес - природное сообщество»
- Необычное начало урока:
Учитель: Ребята, представьте, я – маленькая, тоненькая лесная трава, (показываю руками) надо мною кустарники и деревья. Я иногда солнца целый день не вижу… Хорошо ли мне здесь?
Ребята меня жалеют, доказывают, почему мне плохо… Тут я не выдерживаю, сообщаю, что мне ХО-РО-ШО. Начинаем доказывать обратное…






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...