обобщения опыта
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_lyakhova_o.v._posl._versiya.doc | 497 КБ |
Предварительный просмотр:
Ляхова Ольга Викторовна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Формирование исследовательских умений у младших школьников
на основе решений ситуативных заданий
в процессе преподавания предмета «Окружающий мир»
Ляхова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №34
с углубленным изучением отдельных предметов»
Старый Оскол
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Информация об опыте ………………………………… | 3 |
Технология опыта ……………………………………… | 6 |
Результативность опыта ……………………………… | 12 |
Библиографический список …………………………… | 15 |
Приложение к опыту .………………………………… | 17 |
Тема опыта «Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе решений ситуативных заданий в процессе преподавания учебного предмета «Окружающий мир».
Раздел I.
Информация об опыте.
Условия возникновения, становления опыта.
МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» Старооскольского городского округа расположено в микрорайоне Королёва, находящемся в центре новой части города, в районе культурных, общественных и общеобразовательных учреждений. Педагогический коллектив школы успешно реализует работу по теме «Совершенствование исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на основе ИКТ в условиях базовой школы», использует новые методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию обучающихся, способствует их социализации.
В классе, на базе которого проводилось исследование, 25 обучающихся, из них 13 девочек, 12 - мальчиков.
Социальная среда учащихся 3 класса, где работает учитель, разнообразна: преобладают полные семьи 40 % , родители имеют среднее специальное 56% и высшее образование 44%.
Для изучения исходного состояния исследовательских умений, были использованы уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой «Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект».
Анализ полученных данных при первичной диагностике с помощью выбранного инструментария результатов показал, что 72% учащихся имеют начальный (низкий) уровень сформированности исследовательских умений; 18% - исходный уровень, 8 % детей - с продуктивным уровнем, 4% - с креативным уровнем сформированности исследовательских умений.
Таким образом, в ходе мониторинга по теме «Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе решений ситуативных заданий в процессе преподавания учебного предмета «Окружающий мир» выявились лидеры, а также учащиеся, которые нуждались в педагогической поддержке. Так возникла идея о целесообразности обучения исследовательским умениям при решении ситуативных задач, как метода активизации исследовательской деятельности обучающихся.
Актуальность опыта.
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником материального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Актуальность представленного педагогического опыта определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.
В педагогике проблема дидактических основ формирования исследовательских умений младших школьников является слабо разработанной. Таким образом, становится очевидным противоречие между: - стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность;
- несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и учебными возможностями и потребностями учащихся;
- возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных предметах, и перегрузкой учащихся.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования исследовательских умений младших школьников на уроках по окружающему миру на основе решений ситуативных заданий.
Длительность работы. Длительность работы над опытом – 3 года.
1 этап (май – сентябрь 2011 г). Определение объекта и предмета работы, гипотезы, целей и задач, изучение отечественного и зарубежного опыта по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности.
2 этап (октябрь 2011 г. – апрель 2013 г.). Разработка системы формирования исследовательских умений младших школьников. Формирование банка ситуативных заданий. Апробация дидактического пособия А.И. Савенкова "Исследовательская деятельность младших школьников".
3 этап (май 2013 г. – декабрь 2013 г.). Обработка полученных результатов работы, систематизация и обобщение результатов педагогического опыта.
Диапазон опыта представляет собой систему уроков по учебному предмету «Окружающий мир».
Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи И.А. Зимней [4], А.И. Савенкова [14].
Зимняя И.А. [4], рассматривает исследовательские умения «как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач».
Используя эту идею, автор опыта развивает у учащихся общие исследовательские умения и навыки, передаёт инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Основываясь на работах А.И. Савенкова [14] под общими исследовательскими умениями и навыками рассматривает следующие умения и навыки: «видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи». Автор опыта, основываясь на эту идею, мотивирует ребёнка на познание «нового», «неизвестного», для этого создаёт проблемную ситуацию, ситуацию противоречия, т.к. именно противоречие ставит обучающихся в положение исследователя.
«Умения» в "Толковом словаре русского языка" Д.Н. Ушакова [17] определяется как «способность делать что–нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. «Исследовать – подвергнуть научному изучению».
Наиболее полное и понятное определение «ситуативные задачи» принадлежит Т.О. Болтянской, «это объект мыслительной деятельности, который содержит вопросную ситуацию, условие, функциональную зависимость и требования к принятию решения». Учитель использует ситуативные задания на уроках учебного предмета «Окружающий мир».
Новизна опыта состоит в создании дидактических материалов, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников (памятки и алгоритмы работы над учебным исследованием, исследовательские задания, ситуативные задания, игровые приемы), а также диагностических материалов для оценки уровней сформированности исследовательских умений младших школьников (анкеты, опросники для педагогов и учащихся, задания для учеников).
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Опыт может быть применен в общеобразовательных учреждениях любого типа, в классах, работающих по государственным образовательным программам, адаптирован к любой авторской программе.
Раздел II.
Технология опыта.
Цель обеспечение положительной динамики формирования исследовательских умений у младших школьников в учебно-познавательной деятельности при изучении учебного предмета «Окружающий мир» посредством решения ситуативных задач.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Выявление теоретических аспектов формирования умений учебной исследовательской деятельности: проанализировать сущность понятий «учебная исследовательская деятельность», «учебные исследовательские умения»; раскрыть содержание и структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
2. Обоснование системы исследовательских умений младших школьников на уроках естествознания; определить критерии и уровни их сформированности, педагогические условия развития указанных умений в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Использование способов и приёмов, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников в учебно-познавательной деятельности при изучении учебного предмета «Окружающий мир» посредством решения ситуативных задач.
Работа по организации процесса формирования исследовательских умений младших школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир» представлена этапами:
1 этап – организационный, диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников;
2 этап – практический, организация работы по формированию исследовательских умений у младших школьников при изучении естествознания, системного использования ситуативных задач;
3 этап – обобщающий, повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников; оценка эффективности предлагаемых заданий и мероприятий при изучении естествознания путём сравнительного анализа первого и второго тестирования.
Организация образовательного процесса данного опыта основана на использовании следующих способов включения школьников в учебно- исследовательскую деятельность:
- система уроков по учебному предмету «Окружающий мир», автор программы А.А.Плешаков, учебно-методическому комплекту «Школа России», количество часов в неделю – 2 часа по учебному плану;
- индивидуальная работа - отдельно со слабыми и сильными учениками по одному часу в неделю.
Содержание образования
Для достижения целей и задач, автором опыта на основе авторской программы по учебному предмету «Окружающий мир» была разработана рабочая программа. В авторскую программу по учебному предмету «Окружающий мир» изменения не внесены, так как, текстовые задачи предусмотрены программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления ситуативных задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
В программе выделен важный аспект развития умений работать над учебной задачей: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать.
Работа автора заключалась в применении и проверке эффективности технологии формирования исследовательских умений у младших школьников (поисковых, информационных, умений представлять результат исследования, организационных и оценочных умений) с учетом следующих педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации исследований, мотивированность исследовательской деятельности.
На первом этапе исследования (организационном) проводился анализ состояния проблемы и её осмысление в педагогике и психологии; определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы, база работы.
Уровни сформированности учебно-исследовательских умений младших школьников.
Критерий | Практическая готовность в реализации учебного исследования | Мотивирован ность учебно-исследовательской деятельности | Проявление креативности в учебно-исследовательской деятельности | Самостоятельность в осуществлении учебно-исследовательской работы |
Уровень | ||||
исходный | Нет знаний и конкретных умений учебно-исследовательской деятельности | Низкая мотивация | Действия по аналогии | Только под руководством учителя |
начальный | Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования | Преобладают внешние мотивы | Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске | Коллективный поиск по аналогии может, осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе |
продуктивный | Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования | Внешние и внутренние мотивы к исследованию | Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы | Некоторые этапы учебного исследования может осуществлять самостоятельно, другие- с помощью родителей и педагога |
креативный | Умения учебно-исследовательской деятельности, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке, в Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлению графиков, таблиц, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой | Устойчивые внутренние познавательные мотивы | Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции | Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно |
В ходе сравнительного анализа полученных результатов использовались следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по окружающему миру, на занятиях исследовательской деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской
работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
Второй, практический, этап предполагал реализацию технологии развития общих исследовательских умений и навыков, опытно-экспериментального способа познания окружающего мира. На основе уровней выделили критерии.
Методы и приёмы исследовательских умений, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения и результативность
Критерии | Методы и приёмы исследования | Примеры ситуативных заданий | Результаты сформированности исследовательских умений |
Развитие умений видеть проблемы. | Наблюдение | 1.«Посмотри на мир чужими глазами» 2. “Составь рассказ от имени другого персонажа”. 3. “Составь рассказ, используя данную концовку” 4. “Сколько значений у предмета” 5. “Назовите как можно больше признаков предмета” 6. “Тема одна – сюжетов много”(Приложение №1) | Уметь изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. |
Развитие умений выдвигать гипотезы | Наблюдение, эксперимент | «Давайте вместе подумаем» - Как птицы узнают дорогу на юг?( Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса). -Почему весной появляются почки на деревьях? (дерево пробуждается от зимней спячки) - Почему летом снег в горах не тает? (Воздух наверху всегда холодный) - Почему самолет оставляет след в небе? (Он летит на большой скорости) «Давайте предположим…» Приём «Прерванного рассказа». «Упражнения на обстоятельства» «Упражнения, предполагающее обратное действие» «Провокационных идей» (Приложение № 2). | Уметь увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны |
Развитие умений задавать вопросы. | Сопоставление | “Найди загадочное слово” «Метод шести думательных шляп» (Приложение№3) | Уметь направлять мышление на поиск ответа, пробуждать потребность в познании, приобщать к умственному труду |
Развитие умений давать определения понятиям. | метод определения понятий описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий. | «Коротко и понятно» “Что такое трамвай?”( Транспортное средство для перевозки людей, трамвай – это то, на чем ездят по рельсам) «Описание» «Характеристика» «Сравнение» (Приложение №4) | Уметь отличать и отграничивать предмет от всех иных; |
Развитие умений классифицировать. | Наблюдение, обобщение | Четвертый лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”. (Приложение №5) | Уметь делить понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы |
Развитие умений и навыков экспериментирования. | Эксперимент Анализ | “Измерение объема капли” “Определяем плавучесть предметов” (Приложение №6) | Уметь активно действовать на то что исследуем |
В таблице представлены все этапы исследовательской деятельности, которые ребёнок должен пройти под руководством учителя. Данная технология позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Третий этап работы - обобщающий.
На данном этапе в центре внимания обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Для проведения самостоятельной исследовательской практики младших школьников в современной литературе дано множество методических рекомендаций (Приложение 7).
Другие формы учебных занятий
Урок-экскурсия «Что растёт на клумбе?» Что у нас над головой и под ногами?
Урок - круглый стол «Откуда и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?»
Урок - творческая мастерская «Почему мы часто слышим слово “экология”?
Урок- конференция
Урок – исследования «Растения»
Формирование исследовательских умений на этапах урока учебного предмета «Окружающий мир»
Этапы урока | Методы | Описание | Результат исследовательских умений |
Актуализация знаний | «Давайте вместе подумаем» | Ситуативное задание: Белый медвежонок отправился в гости к своему бурому другу на Олимпиаду в Сочи. Он приготовил коробку с подарками, куда положил перышко чайки, унты, фотографию тюленя и большой сверкающий, твердый, холодный кристалл в серебряном футляре. Он долго добирался: летел на самолете, ехал на поезде, шел пешком и, наконец, добрался! Друзья встретились! Белый медвежонок открыл коробку и …. О, ужас! Все подарки на месте, кроме самого красивого – кристалла! Где же он? Куда он исчез? Белый медвежонок очень расстроился. Ребята, куда исчез кристалл? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что у них пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание узнать причину исчезновения кристалла и восстановить его, чтобы помочь Белому медвежонку доставить свои подарки другу в целости и сохранности? | Уметь увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны |
Актуализация знаний | Развитие умений и навыков экспериментирования. | Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт или эксперимент. До урока мы накрыли наш цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды) Откуда они появились? У каждого на столе есть баночка. Давайте поднесём её ко рту и подышим в неё. Что мы видим? (На стенках банки появились капельки) Какой вывод на основании нашего опыта мы можем сделать? Вывод: Растения дышат как человек и животные. | Уметь активно действовать на то что исследуем |
На любом этапе урока и с помощью методов и форм обучения, представленных в работе автора, можно успешно сформировать исследовательские умения у младших школьников в процессе преподавания предмета «Окружающий мир».
Раздел III.
Результативность опыта.
Анкета: «Значимость развития исследовательского поведения»
Исследование направленности интересов к исследовательской деятельности
для родных для себя для класса для всех людей
В качестве исходных критериев были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой.[5]
Таблица 1.
Результаты диагностики уровней сформированности
исследовательских умений
Уровни сформированности исследовательских умений | 1 класс | 2 класс | Динамика | 3 класс | Динамика |
Креативный | 4% (1 чел.) | 8 % (2 чел.) | +4% | 16 % (4 чел.) | +12% |
Продуктивный | 8% ( 2чел) | 16% (4 чел.) | +8% | 28% (7 чел.) | +20% |
Начальный | 72%(18чел.) | 64% (16чел.) | -8% | 48% (12 чел.) | -24% |
Исходный | 16%(4чел.) | 12% (3 чел.) | -4% | 8% (2 чел.) | -8% |
Сравнительный анализ показал, что к декабрю 2013 года в 3 классе количество учащихся, достигших более высоких уровней сформированности исследовательских умений, увеличилось, по сравнению с 1 классом. К декабрю 2013 года креативного уровня достигли 4 ученика (16%), в то время как в декабре 2011 года – 1 человек (4%). В 2013 году доля учащихся, оставшихся на начальном уровне, уменьшилась на 6 %, на продуктивном уровне увеличилась на 20%, на исходном уровне составила 8%, по сравнению с 2011 г., что подтверждает эффективность предложенной педагогической технологии.
Опросник для учащихся «Умеете ли Вы…» по Муравьеву Е.М. (Приложение 8) показал положительную динамику результатов исследовательских умений. Данные наблюдений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Развитие общих исследовательских умений и навыков
учащихся в процессе преподавания учебного предмета
«Окружающий мир» (% учащихся)
Общие исследовательские умения | (декабрь 2011) | (декабрь 2012) | (декабрь 2013) |
Видеть проблему | 12% | 14% | 20% |
Выдвигать гипотезу | 16% | 17% | 30% |
Задавать вопросы | 40% | 50 % | 74% |
Классифицировать | 24% | 30%. | 53% |
Экспериментировать | 8% | 10 % | 20% |
Анализ полученных данных показывал, что в классе увеличилось число учащихся, которые научились видеть проблему исследования на 8%, выдвигать гипотезы - на 14%, задавать вопросы - на 34%, классифицировать объекты и явления природы - на 29%, приобретение навыков экспериментирования увеличилось на 12 %.Кроме того, приведенные данные свидетельствуют о том, что значительно повысился уровень мотивации, познавательной активности, самостоятельности школьников.
Результаты участия обучающихся в конференциях
и творческих конкурсах
год | уровень | название конкурса | место | награда | ФИО участника |
2011 | Всероссийский | Рыжий кот Олимпиада по окружающему миру | 1 | Диплом | Борзенко Даниил |
2011 | Всероссийский | Эрудит Дистанционный конкурс «Загадки осени» | 1 | Диплом | Гранкин Роман |
2012 | Всероссийский | Эрудит Дистанционный конкурс «Загадки осени» | 1 | Диплом | Каширин Глеб |
2012 | Всероссийский | Рыжий кот Олимпиада по окружающему миру | 2 | Диплом | Шульгина Ангелина |
2012 | Школьный | Олимпиада по окружающему миру | 1 | Грамота | Переверзев Владислав |
2012 | Муниципальный | Я - исследователь | 2 | Диплом | Бородин Ярослав |
2013 | Всероссийский | Дистанционная Олимпиада «Что нас окружает» | 1 | Диплом | Показанникова Ульяна |
2013 | Всероссийский | Дистанционная Олимпиада «Что нас окружает» | 1 | Диплом | Шульгина Ангелина |
2013 | Всероссийский | Дистанционная Олимпиада «Что нас окружает» | 1 | Диплом | Каширин Глеб |
2013 | Школьный | Олимпиада по окружающему миру | 1 | Грамота | Шихова Анна |
2013 | Школьный | Я - исследователь | 1 | Грамота | Шихова Анна |
Таким образом, критериями развития исследовательских умений младших школьников являются: практическая готовность к осуществлению учебного исследования, мотивационное отношение к исследовательской деятельности, проявление креативности и самостоятельности в её реализации. Умения учебно-исследовательской деятельности могут быть сформированы на разных уровнях: исходном, начальном, продуктивном, креативном.
Библиографический список
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.
- Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство "Просвещение"
- Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2000. 28 с.
- Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
- Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116.
- Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 174с
- Новикова, Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2010.- № 7.- С.151-157.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 66 – 77.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. – №10. – С. 158 – 161.
- Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 35.
- Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
- Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
- Раздел IV.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 – Задания на развитие умений видеть проблемы.
Приложение №2 – Задания на развитие умений вырабатывать гипотезы.
Приложение №3 - Задания на развитие умений задавать вопросы
Приложение №4 -Задания на развитие умений давать определения понятиям. Приложение №5- Задания на развитие умений классифицировать
Приложение№6–Задания на развитие умений и навыков экспериментирования.
Приложение №7-Памятка «Самостоятельная исследовательская практика»
Приложение №8- Урок-экскурсия «Что растёт на клумбе?»
Приложение №9-Конспект урока «Вода и её свойства»
Приложение №10-Конспект урока «Растения»
Приложение №11- Опросник для учащихся «Умеете ли Вы…»по Муравьеву Е.М.
Приложение №12-Модель «Методика развития исследовательских умений на уроках начального естествознания».
-
Приложение №1.
УМК «Школа России» 1 класс Окружающий мир
Задания на развитие умений видеть проблемы
1. Задание: «Посмотри на мир чужими глазами»
Читаем детям неоконченный рассказ:
-“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
-“В первом классе просто “эпидемия” - все играют в космических пришельцев…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.
-“В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.
-“Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.
2. Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа”.
“Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни”.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
3. Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Нам так и не удалось выехать на дачу”.
“…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания”.
“…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски”.
Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.
4. Задание “Сколько значений у предмета”
Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
5. Задание “Назовите как можно больше признаков предмета”
Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
(Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)
6. Задание “Тема одна – сюжетов много”
Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д. )
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
Приложение № 2.
УМК «Школа России» 2 класс Окружающий мир
Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы
1. Задание “Давайте вместе подумаем”.
Как птицы узнают дорогу на юг?
Гипотезы:
1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полета.
3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.
6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея).
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему самолет оставляет след в небе?
Упражнение, предполагающее обратное действие
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
2. Задания типа “Найди возможную причину события”
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
3. Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”
Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.
Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
Приложение № 3.
УМК «Школа России» 1 класс Окружающий мир
Задания для развития умения задавать вопросы
1. Задание “Найди загадочное слово”
Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
2. Игра “Угадай, о чем спросили”.
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Вы любите спорт?” Ребенок отвечает “Я люблю спорт”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью?
- Почему пригородные поезда называются “электричками”?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
Приложение №4.
УМК «Школа России» 3 класс Окружающий мир
Задания на развитие умений давать определения понятиям.
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:
- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:
а/ лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.
б/ вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг. Бросать, легкий.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами:
Описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий и другие.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
Приложение № 5
УМК «Школа России» 3 класс Окружающий мир
Задания на развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
Задания для развития умения классифицировать
Задание “Четвертый лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
Приложение № 6
УМК «Школа России» 3 класс Окружающий мир
Задания на развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления.
Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.
Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Попробуем в ходе мыслительного эксперимента решить задачу: Правильно ли нарисованы тени?
Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?
А вот еще ряд задач для мыслительных экспериментов:
- Что можно сделать из куска бумаги?
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?
- Если бы озеро было столом, чем были ли лодка?
- Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Эксперименты с реальными объектами
Эксперимент “Измерение объема капли”
Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема (например, в аптечную пробирку). Другой способ – на аптечных весах определяем, сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, можно вычислить ее объем.
Эксперимент “Определяем плавучесть предметов”
Предложим детям собрать десять самых разных предметов. Например, деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д.
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.
Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь, если вода попадает, то она тонет.
После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину. Например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предмет? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
И в заключении я приготовила некоторые рекомендации для проведения самостоятельной исследовательской практики школьников.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
Приложение № 7
УМК «Школа России» 3 класс Окружающий мир
Памятка
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы).
3. Выбор темы исследования (обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично, ответить на вопросы).
Правила выбора темы.
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её решение должно принести реальную пользу.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Составление плана работы над проектом
1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------
4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------
Список литературы:
1. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
2. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: "Ось-89", 2006. – 164 с.
Приложение № 8
УМК «Школа России» 1 класс Окружающий мир
Удивительное рядом. Урок-экскурсия «Что растёт на клумбе?»
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать растения, наблюдать за ними, формировать умение сравнивать, развивать интерес учащихся к природе, их кругозор, прививать любовь к предмету, к красоте природы.
Оборудование:
При помощи родителей в классе подготовлена выставка «Дары цветника» - лосьоны, мыло, шампуни, крема с добавлением розового масла, экстракта календулы; варенье из лепестков роз,
настойка календулы, сироп шиповника, консервированные семена настурции, пирог, украшенный физалисом, букеты из сухих растений.
У учителя – луковица гладиолуса, плоды шиповника, лоскут бархатной ткани, клубень картофеля, корень георгина. У учеников – атлас-определитель «От земли до неба».
Ход экскурсии:
Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой. Городские жители, дома которых находятся далеко от парковых и лесных зон, не хотят лишать себя общения с природой. Они разбивают на улицах города клумбы, ухаживают за ними, наблюдают за ростом и цветением растений.
Сегодня мы посетим школьный цветник и познакомимся с декоративными (клумбовыми) растениями.
Наша клумба загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать. (Е.Николаева)
Некоторые цветы на нашей клумбе вам хорошо знакомы, но сегодня мы рассмотрим их повнимательней и вы узнаете о них много нового и интересного.
Найдите в центре клумбы самый яркий цветок. Это роза. Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.
Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду. Трудно будет сорвать этот цветок. Догадались почему? Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется - шиповник .Вы наверняка с ним знакомы. Его плоды (учитель показывает плоды шиповника) содержат большое количество полезного для нас витамина С, намного больше чем есть в лимонах и апельсинах.
Многие из вас 1 сентября пришли в школу с букетами из этих высоких, благородных цветов. Название которых-гладиолусы. Просто не верится, что из такой маленькой луковицы, похожей на луковицу репчатого лука вырастает такой крупный красивый цветок.(Учитель показывает луковицу гладиолуса.) Существует много расцветок этих цветов. Иногда гладиолус называют шпажником. Как вы думаете почему? Рассмотрите листья растения. На что они похожи? На острые мечи или шпаги. Учащиеся находят гладиолус в атласе-определителе «От земли до неба» и сравнивают с растением на клумбе.
Крупные кусты украсили махровые шарики- цветы. Это хризантемы. Этот цветок будет украшать клумбу до самых морозов, когда все цветы уже отцветут. Особенно любимо это растение в Японии. Там им не только любуются ,но и делают из него салаты, сладкие десерты, лекарства. Орден Хризантемы - высшая награда в Японии. Ученики рассматривают растение не только в цветнике, но и в атласе-определителе. Один из ребят, умеющих хорошо читать, зачитывает описание растения из книги.
Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные астры. Их существует 250 видов, всех цветов и оттенков. Но отличаются они не только по цвету. Бывают астры - махровые с огромным количеством лепестков, торчащих во все стороны. У всех лепестки узенькие, но у одних ровные, прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих заострённые - игольчатые. Есть старинная легенда о появлении астры на Земле .С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово «астра» произошло от греческого слова «звезда». Игольчатая астра особенно похожа на звезду: серединка крупная тёпло- жёлтая, а от неё отходят лучики-лепестки цветка. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами –звёздами. Давайте пофантазируем: о чем они могут беседовать?
(О жизни на Земле, о других цветах на клумбе, о приближающейся зиме…)
Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат. Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.
Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Этот растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена? На когти, ногти волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы. Ученики находят растение в атласе-определителе.
Через всю клумбу тянутся тонкие плети-стебли настурции. Среди округлых листьев выделяются ярко-оранжевые или красные цветы. Из-за островерхой формы цветка, напоминающего капюшон монаха-капуцина, их иногда называют капуцинами. Это растение обладает лечебными свойствами. В кулинарных книгах можно встретить рецепты из настурции.
Из неё готовят салаты, маринады, супы, солянки, добавляют в пюре и фарши. В пищу используют свежие листья, твёрдые цветочные почки и недозрелые семена. Но не все сорта настурции съедобны. Мы будем любоваться этим растением на клумбе.
Разноцветные ромашки на высоких зелёных ажурных кустах - это космея. Иногда их называют космос. Но к космосу они не имеют никакого отношения. В переводе с греческого языка космея - «украшение».Она действительно украшение нашей клумбы. Розовые, белые, бардовые и красные космеи колышутся на ветру, образуя разноцветные волны. Садоводы часто называют этот цветок «красотка».
Самые высокие растения в нашем цветнике – георгины. Крупные, яркие цветы. Кажется, что некоторые из них сделаны из гофрированной бумаги. Такие они пышные и нарядные. Корень этого растения похож на клубень картофеля. Учитель показывает картофель и корень георгина. Георгины дальние родственники астр.
Цветущий физалис легко найти на клумбе. Цветы его похожи на оранжевые фонарики. Фонарик защищает плод - маленькую ягодку, похожую на вишню. Учитель раскрывает оранжевую коробочку физалиса и показывает плод. Некоторые сорта физалиса съедобны. Физалис в переводе на русский язык-«пузырь». Это растение используют для изготовления зимних букетов. За окном сугробы, а эти цветы будут долго напоминать нам о тёплом лете и золотой осени. Ученики работают с атласом-определителем.
Мы сегодня узнали много нового о привычных для нас растениях. Какую пользу приносят
людям декоративные растения? (Украшают наши улицы; некоторые клумбовые растения являются лекарственными, используются в пищу.) Как надо относиться к растениям, которые приносят нам столько радости, приятных впечатлений? Один из учеников читает стихотворение:
Мы цветочки рвать не будем
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям
Всем - и крохам, и большим!
Подведение итогов экскурсии:
Викторина «Угадай растение». Учащиеся вспоминают названия декоративных растений, которые
видели во время экскурсии.
Оранжевый фонарик
На зелёной ножке,
Вырос он на клумбе
Около дорожки. (Физалис.)
На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала. (Астра.)
Разноцветные ромашки
Восхищают всех ребят.
Дружно машут нам листочками,
В космос улететь хотят. ( Космея.)
Ароматен тот цветок,
Но колючий стебелёк. ( Роза.)
Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл. ( Календула.)
Стебли дынные
Тонкие, длинные.
А под зелёным щитком
Цветки, как атласные
Жёлтые и красные. (Настурция.)
На шесте - флаги.
Под шестом – шпаги. ( Гладиолус.)
По краю клумбы
Выстроились в ряд,
Одели мы сегодня
Бархатный наряд. ( Бархатцы.)
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветы её огромные
И светлые, и тёмные. ( Георгина.)
Удивительно красива клумба осенью. Мы сюда придём весной и посмотрим, какие растения появятся в цветнике. Учащиеся возвращаются в класс, где для них подготовлена выставка «Дары цветника».
Во избежание аллергической реакции, не стоит разрешать ребятам во время экскурсии трогать и нюхать растения. В случае отсутствия рядом со школой цветника, можно совершить заочное путешествие при помощи мультимедийного проектора.
Приложение № 9
УМК «Школа России» 3 класс Окружающий мир
Приложение № 10
УМК «Школа России» 1 класс Окружающий мир
Тема: «Растения»
Цель:
- на основании признаков живой природы уточнить принадлежность растений к группе «живая природа;
- познакомить с частями растений, их некоторыми функциями.
Оборудование:
- таблица «Части растения»;
- растение в горшке и колба;
- карточки с объектами живой и неживой природы, телами, созданными руками человека (у каждого учащегося);
- лупы, банки, листья;
- гербарий;
- овощи (капуста, лук);
- карточки для работы у доски;
^ Ход урока.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке говорили о живой и неживой природе. Выяснили – какими признаками обладает живая природа. 1 ученик у доски выберет только эти признаки. Ученику предлагаются карточки со словами:
- рождение;
-рост;
- пение;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- размножение;
- умирание;
- говорение
Пока ученик выполняет свое задание, мы поработаем по карточкам из конвертов (в 1ч. учебника есть разрезные карточки, которые используются детьми). Достаньте по 2 карточки с телами живой и неживой природы. У доски подобное задание выполняет… (Ученику предлагаю карточки с изображением человека, петуха, солнца, реки, ракеты).
Почему не приклеил эту картинку? (Ракета сделана руками человека). Проверьте свои карточки.
По каким признакам раскладывал на группы? (Называет признаки живой природы и сразу проверяем первого ученика)
- рождение;
- рост;
- дыхание;
- питание;
- движение;
- размножение;
- умирание.
Проверьте каждый себя по этим признакам.
Постановка учебной задачи.
Мы с вами точно выяснили, что животные относятся к живой природе.
На какой вопрос отвечают слова, называющие животных? (Кто?)
Как называют предметы, отвечающие на этот вопрос?(Одушевленные)
На какой вопрос отвечают слова, называющие растения?(Что?)
Как мы называем такие предметы?(Неодушевленные)
Проблема: - Может быть растения нужно отнести к «группе неживой природы»? (Мнение детей)
Как выйти из такой спорной ситуации? (Дети предлагают разные способы решения проблемы)
Решение проблемы
Давайте проверим по признакам живой природы.
Как растения рождаются? (Прорастают из семечка)
Что им нужно для роста? (Почва, вода, свет, тепло)
Как питаются? (Нужна вода и удобрения)
Как растения движутся?
Как происходит процесс умирания? (Желтеют, засыхают и опадают листья)
Дети вспоминают экскурсию в парк.
А как растения дышат? Можем ли мы увидеть этот процесс?
Вдохните глубоко и выдохните. Что мы видим? (Поднимается и опускается грудная клетка).
Можно ли увидеть этот процесс у животных? (Да, можно).
Виден ли этот процесс у растений? (Рассматриваем цветок, делаем вывод, что нет).
Может быть растения не дышат? (Мнения детей).
Эксперимент.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт или эксперимент.
До урока мы накрыли наш цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды) Откуда они появились?
У каждого на столе есть баночка.Давайте поднесём её ко рту и подышим в неё.
Что мы видим?(На стенках банки появились капельки)
Какой вывод на основании нашего опыта мы можем сделать?
Вывод: Растения дышат как человек и животные.
^ Первичное закрепление.
Чем же они дышат?
Дышат растения специальными отверстиями-устьицами,которые есть на оборотной стороне листа.Возьмите в руки лупы и листок от цветка.Найдите его оборотную сторону. Внимательно рассмотрите. Теперь через лупу посмотрите на лист бумаги и на кожу своей руки. Что вы увидели? (Рисунок на листе растения и кожи человека похожи !).
К какому общему выводу мы пришли?
Вывод: Растения обладают всеми признаками живой природы – значит они живые.
А как быть с русским языком ?( А в русском языке оно растение так и будет неодушевлённым предметом , т. к. существует опре
делённое правило.)
Закрепление.
Мы уже начали говорить о строении растений. Какие части растений знаете? (Корень, стебель, лист, плод, цветок, плод с семенами ).
^ Самостоятельная работа .
Откройте учебник на странице 22. Поставьте в квадратики номера, соответствующие частям растений. ( Дети выполняют задание в учебнике, учитель выполняет то же задание на доске ).
Проверьте меня.
Закрепление.
Какие части растений расположены над землёй ? ( Стебель, лист, цветок, плод с семенами ).
Посмотрите, какие ещё бывают растения. ( Рассматриваем несколько растений из гербария, их основные части ).
А что это за растения? ( Лук ).
Где у лука листья, стебель ? ( Стебель и листья под землёй ).
Это что за растение ? ( Капуста ).
Где у капусты стебель ? ( Стебель- это кочерыжка ).
Всегда ли растения имеют одинаковую форму ?
^ Вывод: Растения могут иметь разную форму.
Итог: Что нового открыли для себя на уроке ?
Приложение № 11
Опросник для учащихся «Умеете ли Вы…» по Муравьеву Е.М.
Умения | Знаю | Умею |
1. Умею выбирать и обосновывать исследовательскую тему. | ||
2. Умею выдвигать гипотезы | ||
3. Умею ставить цели и добиваться их. | ||
4. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию. | ||
5. Умею осуществлять поиск способов достижения цели. | ||
6. Умею прогнозировать средства и методы исследования. | ||
7.Умею планировать свою деятельность. | ||
8. Умею структурировать материал | ||
9. Умею проводить исследование. | ||
10. Умею формулировать выводы и рекомендации по окончании исследовательской работы. | ||
11. Умею проводить рефлексию по итогам исследовательской деятельности. | ||
12. Умею публично выступать. |
Муравьев Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1996.-176с.
Приложение № 12.
Модель «Методика развития исследовательских умений на уроках начального естествознания»
Социальный заказ | Гуманистическая парадигма | Возможности курса естествознания |
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по начальному естествознанию | ||
Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. | ||
ПОДХОДЫ | ||
Личностный | Личностно-деятельностный | Деятельностный |
Учебное естественнонаучное содержание | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | ||
Исследовательские умения | ||
КОМПОНЕНТЫ | ||
Мотивационный | Содержательный | Операционный |
Педагогические условия | |||||
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ | |||||
Этапы развития исследовательского умения | |||||
Постановка цели | Знакомство с выполнением действия | Усвоение или восстановление знаний | Показ образца данного действия | Практическое овладение действием | Самостоятельное и систематическое упражнение |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Практические и лабораторные работы | Создание проблемных ситуаций | Выполнение практических заданий, решение проблемных задач | Исследова-тельские наблюдения и опыты | Поисковая беседа, дискуссий | Самонаблюдения | Свободное общение, обмен мнениями | Использование оборудования, средств, материалов для исследования. | Творческая самостоятельная работа | Фронтальная, групповая работа с классом |
Методы и приемы | |||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | |||||||||
Дидактические средства |
Анкетирование | Тестирование | Творческие работы | Контрольные срезы | Наблюдения за учащимися |
Диагностика развития исследовательских умений | ||||
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | ||||
Критерии развития исследовательских умений | ||||
Уровни развития исследовательских умений | ||||
Результат | ||||
Развитие исследовательских умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...