Технология критического мышления.
учебно-методический материал на тему

Технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm_2.docx74.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по теме:

«Технология развития критического мышления»                                   

«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня,
направь в  нужное русло, подтолкни к решению,  
а остальное я сделаю САМ!»

(М. Монтессори).

       Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.   Дети, которые пришли в школу в 21 веке, будут продолжать свою трудовую деятельность  примерно до   2060 года. Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить не только школьникам, но и учителям. Получается, что мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. Отсюда главная цель образования сегодня – научить школьников учиться и творчески применять полученные знания на практике.

           Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис  Меридит, Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления.

Развитие критического мышления – не простая задача. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

  1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  2. Давать возможность учащимся размышлять.
  3. Принимать различные идеи и мнения.
  4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
  7. Ценить проявление критического мышления.

         ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

         Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

      Задачи технологии РКМ

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности концепции ТРКМ.

  • Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в  жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Коммуникативно-деятельностный принцип обучения,  предусматривающий  диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков,  а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  • Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
  • Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщённые предложения, типа «Учителя не понимают детей», «Молодёжь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «часто».

 Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

    Какие  умения, навыки призвана  развивать технология КМ?

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

       А это основные навыки для достижения учащимися высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Поскольку  в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

          Таким образом,  ТРКМ  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные  классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

        Как    выстроить  урок, формирующий УУД  в  технологии  развития критического мышления?

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):

  • структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
  • содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Что принципиально нового несет технология критического мышления?            Элементы новизны  содержатся в приемах работы с учащимися на каждом  этапе урока.

Технология РКМ предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

Главными слагаемыми урока должны быть комфорт, творчество и развитие, формирование ключевых и предметных компетенций.

         В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?» 

Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы.

       Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изученной теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой, список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем (аналогично может быть проведена работа с составлением кластера).

Итак, в процессе реализации стадии вызова необходимо:

1) давать учащимися возможность высказывать свою точку зрения по изучаемой теме, без боязни ошибиться и быть исправленными учителем;

2) фиксировать все высказывания (на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний;

3) сочетать  индивидуальную  и групповую работу (индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, а групповая – услышать мнение других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться).

Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу в больших аудиториях, поэтому обсуждение в небольших группах позволит им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на стадии вызова.

-стимулировать учащихся к вспоминанию того, что уже знают по изучаемой теме;

- способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах;

- фиксации и систематизации информации, полученной от школьников (при этом не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Правило на этом этапе: «Любое мнение ценно»).

     Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.

     На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2)сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями  и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией (что именно их привлекает, что менее интересно и почему).

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

1) может быть непосредственным источником новой информации (в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении);

2) отслеживать степень активности в работе, внимательности при чтении, если идет работа с текстом;

3) предлагает для организации работы с текстом разные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.   

      Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы.

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

   Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Необходимое пояснение: Часто на детальную рефлексию практически не остаётся времени. Большое внимание уделяется изучению нового материала. Здесь уместны такие вопросы: какая информация привлекла Ваше внимание? Что вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста? Рефлексия не может проводиться спонтанно, она требует систематичности на всех этапах работы.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

       Приёмы ТРКМ в учебной  деятельности – ключ к формированию универсальных учебных действий.

Технология развития критического мышления предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.

        Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знаково-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

   Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД.  Остановлюсь на некоторых приемах.

  • Таблицы «Сводная», «Концептуальная», «Таблица-синтез».

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; способствует развитию монологической речи.

  • Стратегия «ИДЕАЛ». Этот метод используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Благодаря ему  ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.

Каждая буква метода  «идеал» – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

  • Стратегия «Фишбон». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Фишбон» для систематизации этого материала.

Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам.

При работе с приемами ТРКМ важно придерживаться следующих принципов:

1. Принцип свободы выбора.

 Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например: Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами  выбирают , какие трудные слова должна написать учительница на доске и так далее.

2. Принцип открытости.

 « Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.

« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.

3. Принцип деятельности.

 Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь,  ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать ». Учитель привлекает детей к  открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для  чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

4. Принцип обратной связи.

 Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение

 учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

5. Принцип идеальности (высокого КПД )

 Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

6.Повышение интереса к учебному материалу.

 Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.

        Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.

 « Удивляй! »

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:

Например;   Окружающий мир  «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Этот урок можно начать с загадки:

«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь.

«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств». Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться  этого помогает – прием :

 «Отсроченная отгадка».

В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.

Например:   Окружающий мир.

«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком ?» Можно выслушать предположения детей, о каком животном идет речь.

«Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента».

       Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием:

 «Фантастическая добавка».Дополняю  реальную ситуацию фантастикой. Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.

 С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием.  Главное здесь -  речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

 «Лови ошибку».

Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам  предложить роль учителя  (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками.

      «Повторение  пройденного»   на уроке. Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

 « Повторяем с контролем».

Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.

 « Свои примеры ».

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,                      

Русский язык:  Тема урока:« Разделительный  твердый знак».

Накануне дети получают задание: « Найти  в орфографическом словаре слова «Ъ».                                                                                                                                                 Прием наиболее хороший в слабых классах.

 «Пересечение тем».

 Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний  изученный материал с любой ранее изученной темой.

Например:  русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».

 Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

 Игровая учебная деятельность.

 Игры – тренинги. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы

растормошить скуку, однообразие.

С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:

 « Игровая цель».

 Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели.

Например: Математика.  «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны выражения в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1выражению). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске и находят значение выражений. Побеждает та команда, которая решила свои выражения быстро и правильно.  

 « Логическая цепочка».

 Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.

 « Да» и «нет » говорите».

Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.

Я могу  загадывать  нечто ( число, предмет, героя), ребята пытаются  найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».

Может быть использовано  на разных  уроках.

      Формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам -  для достижения этих черт личности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

 Уровни и виды домашнего задания.

         Для эффективной организации домашнего задания эффективно использовать следующие приемы:

         Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.   

1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.

3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока,   подготовленности класса. Это творческое задание.  Обычно оно выполняется на добровольных началах. Творческие задания включают в себя:

разработка  кроссвордов, тематические сборники интересных фактов, учебные комиксы, сказки, басни, плакаты – опорные сигналы и так далее.

 «Задание массивом»

Любой из уровней домашнего задания  можно задавать массивом. Например: даем десять задач, из которых ученик  должен сам выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.

 При задании массивом возникает момент соревновательности. Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу,  задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения задач.

 Оценивание

     Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.

 Главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что ученика не за что хвалить. Как быть? Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания, обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал двадцать ошибок в диктанте, сегодня он сделал десять. Это замечательно. Ребенок сделал плохую работу. Можно сказать: « Работа плохая, вот к чему приводит лень!» или  -  «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал». Учитель в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком. Учитель должен увеличивать свой  «отметочный арсенал»: « 3», «4», «5», «2» - «ЧП». И это плохо, отметки ухудшают взаимоотношения учащихся и учителя.

          Для формирования адекватной самооценки введено безотметочное обучение в 1-х классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучения оцениванию своих работ с помощью «линеечек». Выбор шкал для оценивания произволен. Важно, что «линеечки» с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцировано. Например:  красиво, правильно, трудно, я старался и так далее. На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.

 «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли. Приемы педагогической техники -  сеть. А результат - хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

           И в заключение хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

       Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. И тогда из обычного ученика мы сможем воспитать  критического мыслителя, обладающего качествами: 

  • Имеющего собственное мнение;
  • Совершающего  обдуманный выбор между различными мнениями;
  • Решающего проблемы;
  • Аргументировано спорящего;
  • Ценящего совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • Умеющего  ценить чужую точку зрения и сознающего, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Критерии   уровня  сформированности  критического мышления школьников

 

Критерии

Высокий

уровень

Средний

Низкий

1.Установка на критичность: желание и умение проверить имеющиеся данные

Это качество проявляется во всём, всегда, полностью.

Это качество проявляется всегда, но не во всём.

Это качество проявляется редко

2. Умение выделять в информации главное

Выделяет главное самостоятельно, всегда

Выделяет главное самостоятельно, но не всегда

Выделяет главное только с помощью учителя

3. Умение проводить сравнение, сопоставление, обобщение

Часто отказывается от готовых алгоритмов, ищет свой способ

Иногда  отказывается от готовых алгоритмов, ищет свой способ

Это умение отсутствует.

4. Широта кругозора, способность к аргументации

Использует знания из различных источников, знает технику аргументации, свободно ориентируется в любой сфере.

Свободно ориентируется в нескольких  сферах.

Знания на репродуктивном уровне.

5. Способность планировать свою деятельность, т.е. способность к самоорганизации

Способен к самоорганизации для достижения конечных целей.

Способен к самоорганизации для достижения промежуточных  целей.

Слабая способность  к самоорганизации

6.Способность высказывать свою точку зрения.

Проявляется часто

Проявляется редко

Не проявляется никогда

7.Способность к рефлексивно – оценочной деятельности

Проявляется в полной мере во всех сферах

Проявляется в нескольких сферах

Отсутствует

Диагностический инструментарий для оценки уровня мотивации учащихся в режиме технологии развития критического мышления

        В концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме», то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Таким образом, одним из важных факторов, влияющих на успешную учебную деятельность, является положительная мотивация к изучению учебных дисциплин.     Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний. Для определения уровня мотивации к изучению биологии использована диагностика  школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Было выявлено три  уровня  школьной мотивации:

Высокий уровень – проявляет внимательное отношение как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов – высокая, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.   

Средний уровень – формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации   средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов.  Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью, имеющие положительное отношение к школе, но она их привлекает больше внеучебными сторонами  

 Низкий      уровень – учащийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая. У таких учащихся  преобладают  оценочные мотивы, возможно присутствие позиционных и  внешних  мотивов. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают  проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.  


Краткое описание методов и приёмов данной технологии

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

“Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   
+ я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   
? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

?

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

“Ключевые слова”

Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Осмысление

“Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

“Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Психорисунок»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

Рефлексия

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы (технологический алгоритм урока)

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

уч-ся

Возможные приемы и методы

1.Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- составление списка «известной информации»;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая: кластеры, таблицы);

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки.

II. Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков: «+», «-»  «?»
(по мере чтения их ставят на полях справа)

- ведение записей в виде двойных дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания  осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника).

Работа ведется индивидуально или в парах.

III. Рефлексия

Учителю следует вернуть уч-ся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

- заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинноследственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждением;

-ответы на поставленные вопросы,

- организация устных и письменных

круглых столов,

- организация различных видов дискуссий.

-написание творческих работ,

- исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.


Система действий учителя и учащихся:

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап
"Вызов" (актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют маркировочную таблицу

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап
"Осмысление"

1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

 

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап
"Чтение с пометками"

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки: “V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.

4. Участвуют в обсуждении

5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

5. Участвуют в обсуждении.

6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап
"Рефлексия"

Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

Проводят рефлексию

Этап
"Домашнее задание"

Предлагает домашнее задание:
напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

Выбирают домашнее задание.


Конструктор приемов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия учащихся

Этапы урока

Начало урока

Объяснение нового материала

Закрепление, отработка умений

Повторение

Контроль

Домашнее задание

Окончание урока

Личностные УУД

1.Фантастическая добавка (учитель находит такой угол зрения объяснения нового материала, при котором обыденное становится удивительным).

2.Привлекательная цель.

1.Удивляй! (в начале урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта по ходу урока).

2.Отсроченная отгадка.

3.Практичность теории.

Если бы… (ученикам предлагается предположить, что могло бы произойти при других обстоятельствах события, явления, эксперимента, опыта и т.д.)

1.Метод вживания (посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри).

2.Свои примеры

1.Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю)

2.Особое задание.

3.Резюме

1.Творчество работает на будущее.

2.Дай себе помочь (ученикам предлагается разработать качественный дидактический материал, который используется учителем на уроках).

1.Эссе.

2.Синквейн.

3.Свободное письмо (смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»).

4.Роль «Психолог»

Регулятивные УУД

1.Игра в случайность.

2.Перепутанные логические цепочки.

3.Инструкции.

4.Светофор (при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу).

1.Лови ошибку!

2.Лист решения проблем (ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели).

3.Двухчастный дневник.

4.Дерево предсказаний.

5.Лабораторный журнал.

1.Опорный конспект.

2.Верите ли вы, что…

3.Фишбоун (скелет рыбы) (основой для выполнения работы по схеме является проблема, ее записывают в «голове»  «фишбоуна», а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в «хвосте»)

1.Лучшая шпаргалка (учащиеся самостоятельно изготавливают удобные шпаргалки с основными понятиями, формулами, законами и т.д.)

2.Свои примеры.

1.Листы самоконтроля (ученик, сделав ошибку, может сам обнаружить ее и сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее.

2.Листы самооценки.

3.Светофор.

4.Идеальный опрос.

1.Три уровня домашнего задания (первый уровень – обязательный минимум, второй уровень – тренировочный, третий уровень – творческое задание).

2.Идеальное задание.

1.Шесть шляп критического мышления.

2.Самоанализ (ученик, анализируя, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности).

Познавательные УУД

1.Простой опрос.

2.Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет»).

3.Ассоциация.

1.Дискуссия.

2.Мозговой штурм.

3.Чтение с остановками.

4.Тетрадь открытий (альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале).

5.Необъяснимо, но факт!

6.НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).

1.Фишбоун.

2.Инструкция.

3.Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину).

1.Ромашка Блума.

2.Пересечение тем.

3.Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель).

4.Узнаем ученых.

5.Метод символического видения.

1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

2. Блиц-контрольная (контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики).

1.Мини-исследование (учащиеся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях и оформить исследование соответствующим образом).

2.Задание массивом.

3.Необычная обычность.

1.Опрс-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?» «Что нового сегодня узнали?»)

2.Обсуждаем домашнее задание.

Коммуникативные УУД

1.Взаимопроверка (в ходе взаимопроверки учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий и правильность ответов, при этом они могут задавать друг другу вопросы по теме).

2.Да-нетка.

3.Простой опрос.

1.Пресс-конференция.

2.Метод ключевых слов.

3.Доклад.

4.Таблица аргументов (учитель приводит аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или из учебника).

1.Отсроченный ответ.

2.Дискуссия (коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений)

1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

2.Повторение с расширением (ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу).

1.Опрос по цепочке (после решения задачи проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария. Начинает один ученик, а продолжает другой, третий и т.д.).

2.Опрос тройкой.

3.Показательный ответ.

1.Статья в научно-популярном журнале.

2.Доклад (учащиеся готовят небольшие сообщения на интересующую тему с обязательным ответом на вопросы одноклассников и учителя).

Роль «Подводящий итоги» (по окончании урока один ученик подводит его итог, кратко и емко формулируя свои мысли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....