Конкурс педагогических идей. Творческое домашнее задание. "Мнемодорожки и мнемотаблицы"
учебно-методический материал (3 класс) по теме
Творческие домашние работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они: • возбуждают “умственный аппетит” • формируют положительное отношение к учебной деятельности. • это психологически ориентированное обучение, когда весь процесс подготовки домашнего задания планируется «от ребенка» и учитываются каналы получения информации и способы действий. • формируют познавательный интерес, что способствует развитию любознательности • они являются инструментом познания, мышления, развития, и обладают богатыми возможностями творческого обогащения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simfoniya_uroka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском конкурсе педагогических идей
СИМФОНИЯ УРОКА
Мнемодорожки и мнемотаблицы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Творческие задания учитель применяет в основном на уроке и зачастую не переносит их в плоскость домашнего задания. А ведь творческие домашние работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они:
- возбуждают “умственный аппетит”
- формируют положительное отношение к учебной деятельности.
- это психологически ориентированное обучение, когда весь процесс подготовки домашнего задания планируется «от ребенка» и учитываются каналы получения информации и способы действий.
- формируют познавательный интерес, что способствует развитию любознательности
- они являются инструментом познания, мышления, развития, и обладают богатыми возможностями творческого обогащения.
Поэтому целесообразно внедрять задания для самоподготовки творческого характера .
Для себя я открыла один из вариантов домашней творческой работы, которая опирается на приемы запоминания и припоминания.
Мнемотехника- это система различных приемов, обеспечивающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемонических опор разработана К.П. Мальцевой и Зигановым Маратом Александровичем , доктором педагогических наук.
Цель обучения с ее использованием – развитие: памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания.
Одним из приемов мнемотехники являются мнемодорожки и мнемотаблицы , на которых можно изобразить главное содержание изучаемого материала.
Их использую как творческое домашнее задание или для проверки домашнего задания, если таблица составлялась совместно в классе. Они могут быть как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе. В своей работе применяю мнемодорожку как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.
Особое место в работе с детьми играет использование мнемотаблиц – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время подготовки домашнего задания. Дети учатся составлять рассказы, загадки, сворачивать текстовую информацию соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Размер мнемотаблиц варьируется и зависит от желания детей, либо оговаривается заранее, в зависимости от вида и целей проверки( в тетради, на формате А-4, А-3).
Наибольшую эффективность показала работа с творческими домашними заданиями такого вида на уроках окружающего мира.
Этапы составления мнемодорожек и мнемотаблиц на домашнем задании:
- чтение научного текста;
- выделение определений, перекодировка текстовой информацию в символы (составление мнемодорожки )
- пересказ информации (с опорой на символы 9образы), отработка метода запоминания;
- перекодировка символов в текстовую информацию( пересказ).
Приведу примеры некоторых таблиц и дорожек, которые использую в своей практике для творческого домашнего задания по некоторым темам.
Так, изучая тему: « Разнообразие растений» на дом можно предложить детям составить мнемотаблицу « Разнообразие растения»и подготовить пользуясь таблицей.
После изучения темы : « Дыхание и питание растений» прошу дома выполнить творческое диферинцированное задание:
Нарисуй мнемодорожку на тему: « Дыхание растений» Подготовь рассказ об этом процессе .
Нарисуй мнемотаблицу на тему : « Дыхание растений» и « Питание растений» Подготовь рассказ о различии этих процессов и их сходстве.
Тема : «Распространение плодов и семян» . Составь мнемодорожку . Расскажи как растения распространяют свои семена.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:
- расширяются знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
- формируется умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, дети учатся « сворачиванию» и «разворачиванию» информации ( информационные ООУН)
- развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление) значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки ( мыслительные ООУН)
- совершенствуется логически построенная монологическая речь (коммуникативные ООУН)
- дети учатся планированию собственной деятельности (организационные ООУН)
- развивается познавательная мотивация , так необходимая для адаптации детей в современном информационном обществе.
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету.»
К. Д. Ушинский
Ширшова Мария Александровна
МКОУ МО город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 18» Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги конкурса "Педагогические идеи и технологии на уроках гуманитарного цикла с применением ИКТ".
Итоги конкурса "Педагогические идеи и технологии на уроках гуманитарного цикла с применением ИКТ"....
Как помочь ребенку с выполнением творческого домашнего задания?
Многие родители задаются вопросом: как же помочь своему ребенку выполнить творческое домашнее задание? Психологи дают проверенные опытом советы....
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...
Статья Творческое домашнее задание
В данной статье представлены различные виды творческих заданий, которые позволяют ученикам проявлять смекалку. выдумку, сообразительность....
Творческие домашние задания в начальной школе.
Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой ...
Творческие домашние задания в начальной школе.
Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой н...
Творческие домашние задания в начальной школе.
Творческие домашние задания являются , являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий. Радость , в любом виде труда школьника зависит от создания достигнутого. Радость возникает если...