Конкурс педагогических идей. Творческое домашнее задание. "Мнемодорожки и мнемотаблицы"
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Ширшова Мария Александровна

Творческие домашние работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они: • возбуждают “умственный аппетит” • формируют положительное отношение к учебной деятельности. • это психологически ориентированное обучение, когда весь процесс подготовки домашнего задания планируется «от ребенка» и учитываются каналы получения информации и способы действий. • формируют познавательный интерес, что способствует развитию любознательности • они являются инструментом познания, мышления, развития, и обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simfoniya_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском конкурсе педагогических идей

СИМФОНИЯ УРОКА

Мнемодорожки и мнемотаблицы

       Федеральный  государственный стандарт начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Творческие задания учитель применяет в основном на уроке и зачастую не переносит их в плоскость домашнего задания. А ведь  творческие домашние  работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они:

  • возбуждают “умственный аппетит”
  •  формируют положительное отношение к учебной деятельности.  
  • это психологически ориентированное  обучение, когда весь  процесс подготовки домашнего задания  планируется «от ребенка» и учитываются  каналы получения информации и способы действий.
  • формируют  познавательный интерес, что способствует развитию любознательности
  • они являются  инструментом  познания, мышления, развития, и обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

       Поэтому  целесообразно внедрять задания для самоподготовки творческого характера .    

          Для себя я открыла один из вариантов домашней творческой работы, которая опирается на приемы запоминания и припоминания.  

              Мнемотехника- это  система  различных  приемов, обеспечивающая  запоминание и увеличение  объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций,  кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает  рассказы  чёткими, связными и последовательными.

    Эффективная обучающая методика по созданию мнемонических опор разработана К.П. Мальцевой и Зигановым Маратом  Александровичем , доктором  педагогических наук. 

 Цель обучения с ее использованием – развитие: памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания.

              Одним из  приемов мнемотехники  являются  мнемодорожки  и  мнемотаблицы , на  которых можно изобразить главное содержание изучаемого материала.

               Их использую  как творческое домашнее задание или для проверки домашнего задания, если таблица составлялась совместно в классе. Они могут быть как  в цветном, так и в черно-белом изображении.

                Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе.   В своей работе применяю мнемодорожку как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

                 Особое место в работе с детьми играет использование мнемотаблиц – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время подготовки домашнего задания.  Дети учатся составлять рассказы, загадки, сворачивать текстовую информацию  соблюдая тематичность, логичность и последовательность.  Размер мнемотаблиц варьируется и зависит от желания детей, либо оговаривается заранее, в зависимости от вида и  целей проверки( в тетради, на формате А-4, А-3).

Наибольшую эффективность показала работа с творческими домашними заданиями такого вида на уроках окружающего мира. 

Этапы составления мнемодорожек и мнемотаблиц на домашнем задании:

  • чтение  научного  текста;
  •   выделение  определений, перекодировка  текстовой  информацию в символы (составление мнемодорожки )
  • пересказ информации  (с опорой на символы 9образы),  отработка метода запоминания;
  • перекодировка символов в текстовую информацию( пересказ).

 Приведу примеры некоторых таблиц и дорожек, которые  использую в своей практике для творческого  домашнего задания по некоторым темам. 

Так, изучая тему: «  Разнообразие растений» на дом  можно предложить   детям составить   мнемотаблицу « Разнообразие  растения»и подготовить пользуясь таблицей.

                После изучения темы : « Дыхание и питание растений» прошу дома выполнить творческое  диферинцированное  задание:

Нарисуй мнемодорожку на тему:  « Дыхание растений» Подготовь рассказ об этом процессе .

Нарисуй мнемотаблицу на тему : « Дыхание растений» и  « Питание растений» Подготовь рассказ о различии этих процессов и их сходстве.

            Тема : «Распространение плодов и семян» . Составь мнемодорожку . Расскажи как растения распространяют свои семена.   

          Использование мнемотаблиц и мнемодорожек   обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • расширяются  знания о характерных особенностях  предметов и явлений окружающего мира;
  • формируется умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, дети учатся « сворачиванию» и «разворачиванию» информации ( информационные ООУН)
  • развиваются   психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление) значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки ( мыслительные ООУН)
  • совершенствуется  логически построенная монологическая речь (коммуникативные ООУН)
  • дети учатся планированию собственной деятельности (организационные ООУН)
  • развивается познавательная  мотивация , так необходимая   для адаптации детей  в современном информационном обществе.

 «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету.»

                          К. Д. Ушинский 

 Ширшова Мария Александровна

МКОУ МО город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 18»        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги конкурса "Педагогические идеи и технологии на уроках гуманитарного цикла с применением ИКТ".

Итоги конкурса "Педагогические идеи и технологии на уроках гуманитарного цикла с применением ИКТ"....

Как помочь ребенку с выполнением творческого домашнего задания?

Многие родители задаются вопросом: как же помочь своему ребенку выполнить творческое домашнее задание? Психологи дают проверенные опытом советы....

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

Статья Творческое домашнее задание

В данной статье представлены различные виды творческих заданий, которые позволяют ученикам проявлять смекалку. выдумку, сообразительность....

Творческие домашние задания в начальной школе.

Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой ...

Творческие домашние задания в начальной школе.

Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться , что эта часть нелюбима школьниками . Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой н...

Творческие домашние задания в начальной школе.

Творческие домашние задания являются , являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий. Радость , в любом виде труда школьника зависит от создания достигнутого. Радость возникает если...