Интерактивное обучение в начальных классах.
методическая разработка по теме
Данный материал может быть использован в качестве выступления на МО в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
- Понятие «Интерактивное обучение»;
- Виды интерактивных пособий;
- Требования к содержанию и оформлению пособия;
- Интерактивные пособия в области филологии;
- Методика построения урока с использованием интерактивного пособия.
- Понятие «Интерактивное обучение»
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе)); использование анимации в слайдах; мультимедиа - панорама (более интересный приём наглядности).
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
2. Виды интерактивных пособий
• Интерактивные плакаты. Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. В каждом плакате - разнообразные по типу, специально подобранные, логически связанные и удобно структурированные интерактивные наглядные материалы для изучения каждой темы. Анимации, интерактивные рисунки, 3-D модели, фото, видео со специальными режимами просмотра, интерактивные подписи и др. В дополнение - задачник, который можно распечатать, и опорные конспекты. В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:
- за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;
- за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
• Интерактивные творческие задания. Сборники оригинальных интерактивных упражнений разных типов с иллюстрациями, анимацией, интерактивными рисунками и др.
• Виртуальные конструкторы и лабораторные работы. Содержит всевозможные элементы, из которых легко и быстро можно собирать любые модели-конструкции для демонстрации процессов и явлений. Характеристики каждого элемента можно менять. По каждой теме есть готовые наборы уже собранных моделей.
• Разнообразные программно-методические комплексы. С помощью наглядной анимации, динамических рисунков, схем и таблиц программа поможет учителю фронтально работать с классом.
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
- выбора различных способов деятельности для достижения результата;
- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым запасом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.
Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.
Ребенок становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
3. Требования к содержанию и оформлению пособия
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
4. Интерактивные пособия в области филологии
Предмет «Русский язык», база для познания окружающего мира и взаимодействия с ним, основан на воспитании позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; на пробуждении познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Уроки русского языка направлены на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Одним из условий развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания мира, познавательной активности и инициативности является обучение русскому языку с учетом развития образного мышления. Формирование основных лингвистических понятий через механизмы образного мышления предполагает изменение свойств самого понятия, наделение его чертами образа. Образ при этом становится не просто основой, строительным материалом, чувственной опорой для формирования понятия. Он выполняет особую функцию в познании и преобразовании теоретической и практической деятельности, обеспечивая создание образа мира в его реальных, а не абстрактно изолированных связях и отношениях, богатым своим фактическим содержанием, наполненных для субъекта личностным смыслом и значимостью. Понятие становится живым, динамичным, раскрывается с разных сторон, обретает личностный смысл, что позволяет рассматривать его как некий понятийный образ. Понятийный образ объединяет разные слои информации: эмоциональный, вербальный, визуальный, аудиальный.
Это особенно актуально сегодня, когда современное общество уверенно преобразуется в общество информационное. Информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека определяющим фактором профессиональной деятельности. Отсюда вытекает требование времени: сделать ИКТ не инноватикой, а педагогической традицией. Это не случайно, так как информационные технологии как компонент целостной системы обучения облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.
ИКТ позволяет учителю создать ресурс, интегрирующий текст, графику, звук, анимацию, видеоклип, фотоизображения, видеофильм. Для визуализации знаний при изложении нового материала чаще всего используются презентации Power Point, различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Тренажеры, дидактические игры, интерактивные кроссворды создаются для закрепления материала. Тестирование с оцениванием, контролирующие программы помогают систематизировать контроль и осуществить проверку знаний. Обучающие, развивающие, познавательные ЦОР организуют самостоятельную работу учащихся, тренируют конкретные способности ученика (внимание, память, мышление и т.д.). Привычным делом становится использование возможностей интерактивной доски в начальной школе, проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, использование современных Интернет – технологий.
Разнообразные формы наглядности позволяют организовать и предъявить теоретический материал в виде таблиц, схем, моделей, опорных конспектов, так называемых «визуализаций». Кроссворды, ребусы, иллюстрации, рисунки, занимательные задания, тесты способствуют развитию познавательного интереса детей. Задания с последующей проверкой активизируют внимание детей, формируют орфографическую зоркость. Применение цвета, графики, звука воссоздают реальную картину изучаемого процесса или явления. Незаметно для ребенка идет формирование орфографического навыка и развитие главного новообразования младшего школьного возраста – произвольности (произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной речи). В мультимедийном сопровождении урока тщательно продуманы приемы дополнительного стимулирования познавательной деятельности учащихся, визуализации её результатов. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания детей на наиболее важных моментах, на повторении и разъяснении непонятных положений.
Известно, что знания усваиваются активнее, если ребенок личностно включен в этот процесс, и эта включенность затрагивает все каналы восприятия, органы чувств, эмоциональную сферу. С любым мыслительным процессом связана та или иная эмоциональная реакция. Она опережает когнитивную и указывает истинное отношение человека к происходящему, в том числе, к своему мышлению. Развитие речи через развитие эмоциональной сферы основывается на следующем. Обретая эмоциональную компетентность, ребенок становится способным овладеть эмоциональной саморегуляцией, культивировать в себе положительные эмоции в связи с процессом мышления, эмпатией, распознаванием собственных чувств и мыслей, уверенностью в себе, коммуникативными навыками.
Средством эмоционального развития является гармонизирующая музыка, использование которой основано на реализации принципов гармонии и единства в области акустических вибраций. Музыкальные композиции, их ритм, тональность, тембр инструментов тесно связаны с определенными органами и системами организма человека. При созидательном характере воздействия происходит мобилизация сил организма, интенсификация творческой деятельности, духовное и психическое очищение, гармонизация структур сознания.
Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения возникают ситуации, когда развитость мышления зависит не только от способностей ученика, но и от освоения учителем методов, ведущих детей к высоким достижениям, создания атмосферы радости и не напряжённости обучения, эффекта отдыха или отсутствия усталости, взаимосвязи обучающих и обучаемых между собой. Цель этой работы – увлечь учащихся в мир понятийных образов через сказку, игру, личный опыт, сняв стресс, напряжение, подключив все каналы восприятия информации для глубинного размышления, внутреннего сосредоточения на своем опыте, силах, возможностях. Именно эти качества вносят в процесс обучения младших школьников русскому языку информационно-коммуникативные технологии.
5. Методика построения урока с использованием интерактивного пособия
Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов.
Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаю слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.
Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также использую учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.
Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений практикуют работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия сообщаю учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю, затем выбрать выступающего. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.
Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.
Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.
Список литературы
- Арженовская С.А., Архипова О.А. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1 – 4 классы. Методическое пособие с электронным приложением [текст] / С.А. Арженовская, О.А. Архипова – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 224с. – (современная школа).
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [текст]/ Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
- Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникативные педагогические технологии: Учебное пособие [текст]/ В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 280 с.
- http://www.myshared.ru/slide/127978.
- http://knowledge.allbest.ru/pedagogics.
- http://womanadvice.ru/interaktivnye-metody-obucheniya.
- http://wiki.itorum.ru
- http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata.
- http://ru.wikipedia.org.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка
Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...
Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...
Интерактивное обучение в начальной школе
педагогическая концепция...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...
Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения
Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения...
Мастер-класс "Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе"
В документе представлены интереактивные формы работы, их эффективность и успешность применения....