Роль учителя в формировании информационной культуры личности младшего школьника
статья по теме

О формировании  информационной культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в формировании информационной культуры личности младшего школьника

 

Зимина Надежда Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Сосновская СОШ № 1, высшая квалификационная категория

     Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели “образование на всю жизнь” новым подходом “образование в течении всей жизни”. В Федеральном  Государственном Образовательном стандарте начального  образования указаны конкретные направления работы, среди которых названо: формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.

Всвязи с этим, возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме. Речь идет о воспитании культуры работы с информацией обучающихся.

Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности и рассматриваются в образовательном стандарте, как компонент метапредметных и предметных результатов образования, предусматривая их формирование на уроках и во внеурочной деятельности. 

Современная школа - это развивающаяся школа, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь. И поэтому инновационная деятельность учителя начальных классов является, несомненно, очень значимой.

На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с кафедрой начального образования Нижегородского института развития образования.  В этом учебном году мы работаем под руководством Натальи Николаевны Морозовой и Ирины Николаевны Моховой,  являясь участниками бюджетной экспериментальной  площадкой    «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

В ходе работы учителями-экспериментаторами получены теоретические знания по данной теме. 

Нами проведена диагностика на выявление уровня развития интереса к содержанию и процессу учения, Познавательной активности младшего школьника, Напряженности познавательной потребности, Изучены у обучающихся  Типы познавательного интереса.  Проведено анкетирование всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

Результаты  видны  на слайде

Так же проведен анализ всех УМК на наличие содержания  заданий, предполагающих работу с источниками информации. Следует отметить: достаточно высокий уровень содержания таких заданий в УМК Занкова. Формирование информационной культуры изначально одна из приоритетных задач данной системы.  Информационная культура в системе Л.В.Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Здесь можно выделить блок специальных умений и навыков, направленных на умение работать с информацией, которые традиционно в системе развивающего обучения рассматриваются как основа успешности. Учебники представляют предметное содержание в максимально разнообразных  формах: иллюстрации, тексты, лексический материал, условные знаки, пиктограммы, таблицы, схемы, диаграммы. Широко представлены знаково –символические средства: «Поиск информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Работай со словарем», «Составление справочника», «Работа в паре», «Работа в группе», «Задания для девочек», «Задания для мальчиков» и другие. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме. Кроме того, задания предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы, сети Интернет, фильмов, от авторитетных сверстников, взрослых, из личных наблюдений и опыта общения. Средствами УМК ведется системная подготовка  для проведения проектно-исследовательской, поисковой деятельности.

Данный УМК предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению у ребенка желания отказаться от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу учит ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

В нашей школе  две параллели - первые и вторые классы - учатся по системе Занкова. В ходе сегодняшнего семинара мы постараемся показать вам результаты работы в этих классах.

Всего на 1 ступени в школе обучается  190 ученика. Это 8 классов. Из 9 учителей начальной школы 3  имеют высшую квалификационную категорию, остальные – первую.

Это учителя творческие,  Достигающие  значительных результатов в работе.  Для них стало  правилом следование Новым нормам жизни в постоянно изменяющихся условиях,  а это требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.  Поэтому ученики радуют нас своими достижениями.

Несколько лет подряд в районе проводятся предметные олимпиады младших школьников. Наши обучающиеся являются не только постоянными участниками, но и победителями, и призерами.

Таблица на слайде

Наряду с олимпиадами в школе проводится научно-практическая конференции. Причем у нас данные конференции подразделяются по возрасту обучающихся на Малую и большую НПК. Победители школьного этапа участвуют и побеждают в на муниципальном и региональном уровнях конкурса «Я –исследователь». В этом году Рассадин Михаил вышел в финал регионального этапа, стал призером регионального этапа конкурса, который проходил в Арзамасском филиале Нижегородского Университета, где зАнял призовое место.

 Впервые в прошлом учебном году Управлением образования Сосновского муниципального района был организован конкурс «Лучший ученик начальной школы». Победил в нем наш ученик 4 класса Сухарев Павел.

Из выступления Андрея Валерьевича вы слышали, что в школе создана достаточная материальная база. Но, кроме этого необходимы и определенные знания, которые педагоги постигают на семинарах различного уровня. 5 педагогов нашей школы в июле 2012 года стали участниками семинара учителей-занковцев в Самаре.  В третий раз мы являемся организаторами семинара областного уровня.  В 2009-2010 учебном году, являясь участниками эксперимента «Формирование УУД» мы представляли опыт, наработанный по данному вопросу. В 2010-2011 учебном году в преддверии введения Федерального стандарта мы представляли систему работы по внеурочной деятельности в начальной школе в рамках эксперимента  «Социализация младших школьников средствами внеурочной деятельности».  А  сегодня, кроме открытых уроков и внеурочных занятий, мы покажем организацию методического  занятия,  в котором вы будете не посторонними слушателями, а - непосредственными участниками. Такая форма работы практикуется в нашей школе не первый год. Методические вопросы, требующие неординарного решения, рассматриваются не просто на педагогических советах и совещаниях при директоре.  Для результативной работы выбрана форма проведения «Единого методического дня».  В ходе которого педагоги школы самостоятельно, после изучения теории, на практических занятиях находят ответы на вопросы. Осваивают новые  технологии, отрабатывая их в группах. Одной теории часто бывает недостаточно. И подкрепление на практике в ходе методического занятия дает определенный результат. Педагоги выступают в роли методистов, обучая коллег тому, что хорошо уже усвоили и внедрили в практику.  

На таких занятиях   мы рассматривали темы: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочное время»,  «Проблемы и перспективы внедрение Федерального государственного стандарта начального общего образования», «Формирование плана внутреннего действия», так необходимого для освоения учебного материала  современными школьниками. В своей практике мы стараемся использовать действенные методы, которые помогут в дальнейшем получить значительный результат. 

 «В школе — все будущее России» — в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Николаевича Трубецкого, сказанных еще в начале прошлого века, действительно сформулирована программа на все времена, на все исторические и политические эпохи. Я с уверенностью могу констатировать, что коллектив нашей школы успешно работает  по обновленной программе, применяя обновленные методы работы.

Только стремящийся к совершенствованию педагогической  практики учитель способен воспитать деятельного ученика.

Именно такие учителя работают в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...

Развитие информационной культуры личности младшего школьника

Мой выбро методического комплекта УМК "Песпективная начальная школа"...

Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Статья.

Статья посвящена роли учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника....

Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность

В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны.   В статье описывется роль учителя в формиро...

«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"

Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников  через внеурочную деятельность"...