Роль учителя в формировании информационной культуры личности младшего школьника
статья по теме
Предварительный просмотр:
Роль учителя в формировании информационной культуры личности младшего школьника
Зимина Надежда Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Сосновская СОШ № 1, высшая квалификационная категория
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели “образование на всю жизнь” новым подходом “образование в течении всей жизни”. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального образования указаны конкретные направления работы, среди которых названо: формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.
Всвязи с этим, возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме. Речь идет о воспитании культуры работы с информацией обучающихся.
Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности и рассматриваются в образовательном стандарте, как компонент метапредметных и предметных результатов образования, предусматривая их формирование на уроках и во внеурочной деятельности.
Современная школа - это развивающаяся школа, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь. И поэтому инновационная деятельность учителя начальных классов является, несомненно, очень значимой.
На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с кафедрой начального образования Нижегородского института развития образования. В этом учебном году мы работаем под руководством Натальи Николаевны Морозовой и Ирины Николаевны Моховой, являясь участниками бюджетной экспериментальной площадкой «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
В ходе работы учителями-экспериментаторами получены теоретические знания по данной теме.
Нами проведена диагностика на выявление уровня развития интереса к содержанию и процессу учения, Познавательной активности младшего школьника, Напряженности познавательной потребности, Изучены у обучающихся Типы познавательного интереса. Проведено анкетирование всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.
Результаты видны на слайде
Так же проведен анализ всех УМК на наличие содержания заданий, предполагающих работу с источниками информации. Следует отметить: достаточно высокий уровень содержания таких заданий в УМК Занкова. Формирование информационной культуры изначально одна из приоритетных задач данной системы. Информационная культура в системе Л.В.Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Здесь можно выделить блок специальных умений и навыков, направленных на умение работать с информацией, которые традиционно в системе развивающего обучения рассматриваются как основа успешности. Учебники представляют предметное содержание в максимально разнообразных формах: иллюстрации, тексты, лексический материал, условные знаки, пиктограммы, таблицы, схемы, диаграммы. Широко представлены знаково –символические средства: «Поиск информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Работай со словарем», «Составление справочника», «Работа в паре», «Работа в группе», «Задания для девочек», «Задания для мальчиков» и другие. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме. Кроме того, задания предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы, сети Интернет, фильмов, от авторитетных сверстников, взрослых, из личных наблюдений и опыта общения. Средствами УМК ведется системная подготовка для проведения проектно-исследовательской, поисковой деятельности.
Данный УМК предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению у ребенка желания отказаться от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу учит ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
В нашей школе две параллели - первые и вторые классы - учатся по системе Занкова. В ходе сегодняшнего семинара мы постараемся показать вам результаты работы в этих классах.
Всего на 1 ступени в школе обучается 190 ученика. Это 8 классов. Из 9 учителей начальной школы 3 имеют высшую квалификационную категорию, остальные – первую.
Это учителя творческие, Достигающие значительных результатов в работе. Для них стало правилом следование Новым нормам жизни в постоянно изменяющихся условиях, а это требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Поэтому ученики радуют нас своими достижениями.
Несколько лет подряд в районе проводятся предметные олимпиады младших школьников. Наши обучающиеся являются не только постоянными участниками, но и победителями, и призерами.
Таблица на слайде
Наряду с олимпиадами в школе проводится научно-практическая конференции. Причем у нас данные конференции подразделяются по возрасту обучающихся на Малую и большую НПК. Победители школьного этапа участвуют и побеждают в на муниципальном и региональном уровнях конкурса «Я –исследователь». В этом году Рассадин Михаил вышел в финал регионального этапа, стал призером регионального этапа конкурса, который проходил в Арзамасском филиале Нижегородского Университета, где зАнял призовое место.
Впервые в прошлом учебном году Управлением образования Сосновского муниципального района был организован конкурс «Лучший ученик начальной школы». Победил в нем наш ученик 4 класса Сухарев Павел.
Из выступления Андрея Валерьевича вы слышали, что в школе создана достаточная материальная база. Но, кроме этого необходимы и определенные знания, которые педагоги постигают на семинарах различного уровня. 5 педагогов нашей школы в июле 2012 года стали участниками семинара учителей-занковцев в Самаре. В третий раз мы являемся организаторами семинара областного уровня. В 2009-2010 учебном году, являясь участниками эксперимента «Формирование УУД» мы представляли опыт, наработанный по данному вопросу. В 2010-2011 учебном году в преддверии введения Федерального стандарта мы представляли систему работы по внеурочной деятельности в начальной школе в рамках эксперимента «Социализация младших школьников средствами внеурочной деятельности». А сегодня, кроме открытых уроков и внеурочных занятий, мы покажем организацию методического занятия, в котором вы будете не посторонними слушателями, а - непосредственными участниками. Такая форма работы практикуется в нашей школе не первый год. Методические вопросы, требующие неординарного решения, рассматриваются не просто на педагогических советах и совещаниях при директоре. Для результативной работы выбрана форма проведения «Единого методического дня». В ходе которого педагоги школы самостоятельно, после изучения теории, на практических занятиях находят ответы на вопросы. Осваивают новые технологии, отрабатывая их в группах. Одной теории часто бывает недостаточно. И подкрепление на практике в ходе методического занятия дает определенный результат. Педагоги выступают в роли методистов, обучая коллег тому, что хорошо уже усвоили и внедрили в практику.
На таких занятиях мы рассматривали темы: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочное время», «Проблемы и перспективы внедрение Федерального государственного стандарта начального общего образования», «Формирование плана внутреннего действия», так необходимого для освоения учебного материала современными школьниками. В своей практике мы стараемся использовать действенные методы, которые помогут в дальнейшем получить значительный результат.
«В школе — все будущее России» — в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Николаевича Трубецкого, сказанных еще в начале прошлого века, действительно сформулирована программа на все времена, на все исторические и политические эпохи. Я с уверенностью могу констатировать, что коллектив нашей школы успешно работает по обновленной программе, применяя обновленные методы работы.
Только стремящийся к совершенствованию педагогической практики учитель способен воспитать деятельного ученика.
Именно такие учителя работают в нашей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"
Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...
"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"
Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...
Развитие информационной культуры личности младшего школьника
Мой выбро методического комплекта УМК "Песпективная начальная школа"...
Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Статья.
Статья посвящена роли учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника....
Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В статье описывется роль учителя в формиро...
«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"
Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность"...