Проблемы воспитания личности в современном образовательном процессе
статья по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_vospitaniya_lichnosti_v_sovremennom_obrazovatelnom_protsesse.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы воспитания личности в современном образовательном процессе
Юлия Викторовна Кузнецова, воспитатель, гимназия №1
В отечественной традиции детские годы считаются очень важными в человеческой жизни. В русском сознании реально существует заповедная территория детства, в которой, по мнению ученых и практиков, не должно быть места злу и насилию, а пространство, окружающее ребенка, должно быть содержательным и наполненным ценностными смыслами.
Сегодняшние школьники – это поколение, родившееся в конце 90-х годах. Их рост и развитие пришлись как раз на те годы, когда экономика была провальной, социальная политика была в запустении, большинство семей не просто трудно жили, а выживали. Конечно, это не могло не наложить отпечаток на личность этих детей.
Именно это поколение, в большей степени подвержено неврозам, агрессии, апатии, что выдвигает на первый план задачу не только сохранения психической устойчивости этих детей, но, прежде всего, воспитания их жизнеспособности. А это во многом зависит от того, насколько развито самосознание личности, ее способности к самоактуализации и самоопределению.
Психологи отмечают, что сегодняшние школьники и выпускники школ трех последних лет в качестве жизненных приоритетов на первый план выдвигают материальные ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, к сожалению, теряют в их сознании свою привлекательность. Ориентация на себя, озабоченность своими проблемами, связанными со вступлением во взрослую жизнь, объясняет зачастую социальную, в том числе, гражданскую индифферентность молодых людей. На эти особенности нового поколения накладывается проблема агрессии взрослых – родителей, учителей, воспитателей.
Жестокость родителей по отношению к своим детям зачастую связана с их необоснованными завышенными амбициями.
Отсутствие поддержки со стороны родителей и педагогов приводит к поиску подростками и молодежью той среды, где их понимают и принимают со всеми недостатками и проблемами. И находят в компаниях сомнительного поведения, неформальных объединениях. Благо есть из чего выбирать: растаманы, эмо, готы, толкиенисты, джагеры, хулсы. Все больше и больше в наш активный словарь входят эти странные слова, обозначающие молодежные субкультуры. И это еще не самые опасные, в смысле не агрессивные. Список можно продолжать, добавив сюда социально опасные объединения – скинхедов, агрессивных фанатов. По официальным данным 7,4% подростков участвуют в неформальных объединениях, а по неофициальным причисляет себя к ним каждый пятый.
Зачастую вполне благополучный ученик оказывается членом агрессивной неформальной группировки. Причина одна – потребность в социализации в среде себе равных, в активных действиях, которые направлены не в то русло.
Отсюда еще один острый вопрос, касающийся воспитания социальной активности наших детей, - деятельность детских общественных организаций. Современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональной, бытовой и семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему.
Школа уже пережила бум, связанный с введением учебного предмета «Этика и психология семейной жизни». Идея-то сама была прекрасная – подготовить детей к самостоятельной семейной жизни. Но вот решение ее оказалось не подготовленным. И, как результат, - множество обращений встревоженных родителей.
С другой стороны, не ориентироваться полностью в этих проблемах тоже было бы не совсем правильно. Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том, что называется социальной компетентностью.
Да, к сожалению, приходится констатировать, что наши дети сегодня плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Причин этому достаточно. В частности, одной из них является чрезмерная опека родителей. При этом она зачастую переносится из жизни семейной в жизнь школьную. Желание полностью контролировать жизнь ребенка выливается в контроль над учебным процессом, в постоянную критику действий директора, учителя или классного руководителя. Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно.
Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей, делают формирующуюся личность ребенка зависимой от внешних условий существования. Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки опоры. И здесь остается уповать только на школу.
В решении проблемы развития родительской культуры, повышения ответственности родителей за воспитание их ребенка велика роль каждого педагога, работающего с детьми, и, конечно, классного руководителя.
Еще один острый вопрос воспитательного плана – во что играют наши дети, какого содержания и качества используются в воспитании и образовании детей игры и игрушки.
Сегодня рынок игровой продукции чрезвычайно разнообразен. И хочется от души порадоваться за наших детей, которые не знают недостатка в игрушках. Прилавки детских магазинов просто ломятся от количества предлагаемых игровой индустрией товаров. Однако, эти товары далеко не всегда желаемого качества.
Важнейшей воспитательной задачей во все времена, а сегодня особенно, является формирование гражданско-патриотического сознания.
Дмитрий Сергеевич Лихачев уделял особое внимание вопросам воспитания личности ребенка, формирования основ культуры, основанной, в первую очередь, на патриотизме, «Любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Еще одно направление, без которого невозможно движение к новому качеству образования, – расширение границ культурного пространства ребенка за счет знакомства с традициями иных народов и этносов России и мира. В условиях многонационального и поликультурного образовательного пространства необходимым условием его нормального развития является формирование толерантных этнокультурных и этноконфессиональных установок, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важнейших черт социального поведения.
Опасной тенденцией последних лет стала так называемая шоуизация школьного воспитания, его ориентация на популярные развлекательные телепрограммы. Культивируя шоу как наиболее эффективную форму воспитания, воспитатели и педагоги школ тем самым обедняют детское творчество, сводя его к примитивному копированию телевизионных игр! То же самое можно отнести и к новогодним праздникам! В школах вместо организации предпраздничной подготовки с родителей собирают деньги на праздник. И даже если внешне все выглядит благополучно – яркое представление, красивая елка, подарки, нет самого главного – детской радости от вложенного в подготовку к празднику собственного труда или активного участия в представлении. Дети превращаются в безмолвных зрителей, гостей на празднике.
Обозначенные в статье проблемы, вероятно, далеко не все из реально существующих, требуют комплексного подхода, основанного на методологии ценностного отношения к ребенку, миру детства в целом!
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М.: Ось 89, 1999.
2. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2000
4. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие для руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.
5. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков //Педагогика – 2008 - №9. С.15
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2010 г.
7. Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Школьный вестник. - 2001.-№2/6.
8. Тарасов СВ. Образовательная среда и развитие школьника - СПб.: ЛОИРО, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе....
Проблема воспитания личности в современном мире
В статье затронуты проблемы воспитания личности ребёнка в современном мире....
Воспитание личности гражданина России в процессе изучения предмета "Окружающий мир"
В статье обобщен опыт патриотического и духовно - нравственного развития учеников на уроках окружающего мира...
Программа "Изучение личности ученика в образовательном процессе" И.С. Якиманская, Е.П. Рябоштан
Программа по изучению личности ученика...
Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе
Изучение личности ученика в образовательном процессе...
Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе
Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе...
Программа "Изучение личности ученика в образовательном процессе"
Материал содержит методические рекомендации по изучению личности обучающихся 1-4 классов...