План составления психолого-педагогической характеристики на учащихся.
консультация по теме
Программа проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам. Четкая,целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания. Литература: С.Д. Забрамная
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа для проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам.
Содержание изучения | Методы изучения |
I Общие сведения об обучающихся: Фамилия, имя дата рождения. В каких детских учреждениях находился (ясли, детский сад, школа и др.)? | Изучение документации |
II История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни? | Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации. |
III Семья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка.
| Посещение семьи, беседа с родителями. |
IV Физическое состояние учащегося: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. | Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. Обследование ребенка врачом. |
V Особенности познавательной деятельности ребенка: 1. Состояние анализаторов. 2. Познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида на другой? Объем внимания. Степень развития произвольного внимания. 4. Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей. 5. Особенности памяти. Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: Цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти. 6. Особенности речи. Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т. д.). Запас слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи? 7. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов самостоятельная работа с книгой, самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении учебным материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей. 8. Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.
| Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент. Наблюдения на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент. Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент. Наблюдение за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент. Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей. Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке. |
VI Эмоционально-волевая сфера Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. | Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент. |
VII Особенности личности. Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружбы с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Поведение в учебной игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка. | Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент. Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики класса.
Методические рекомендации помогут классному руководителю составить характеристику класса (кратко и точно)....
Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений
Во многих регионах Российской Федерации специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы с ОВЗ
В данной статье отражены особенности развития высших психических функций учащихся начальных классов, имеющих нарушения зрительного восприятия. Отражены формы работы по эстетическому воспитанию и разви...
Психолого-педагогические характеристики на учащихся младших классов
Шаблоны в помощь учителям...
Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"
На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...
Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК
У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...
План работы психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения
План работы психолого-педагогического консилиума отражает комплексное взаимодействие специалистов, направленное на выявление детей сОВЗ, разработку и реализацию комплексного сопровождения ребенка с ОВ...