План составления психолого-педагогической характеристики на учащихся.
консультация по теме

Виценец Валентина Ивановна

Программа проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам. Четкая,целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания. Литература: С.Д. Забрамная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа для проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам.

                                               

Содержание изучения

Методы изучения

I Общие сведения об обучающихся:

  Фамилия, имя дата рождения. В каких  детских  учреждениях находился (ясли, детский сад,  школа  и др.)?

Изучение документации

II История развития:

  Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы

перенес в первые годы жизни?

Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации.

III  Семья ребенка:

   Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка.

   

Посещение семьи, беседа с родителями.

IV Физическое состояние учащегося:

   Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).

Утомляемость.  

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. Обследование ребенка врачом.

V Особенности познавательной деятельности ребенка:

1. Состояние анализаторов.

2. Познавательные интересы, любознательность.

   

3. Особенности внимания.  

    Легко ли привлекается  Устойчивость внимания.   Легко ли переключается с    одного вида на другой? Объем внимания.  Степень развития произвольного внимания.

4. Особенности восприятия и мышления.

    Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы.

Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними.

Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей.

5. Особенности памяти.

  Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает:

Цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти.

6. Особенности речи.

   Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т. д.). Запас

слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи?

7. Умение учиться.

   Организованность, выполнение требований педагогов самостоятельная работа с книгой,

самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении учебным материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей.

8. Отношение к отдельным  учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

 

 Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.

Наблюдения на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.

Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент.

Наблюдение за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент.

Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей.

Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке.

VI Эмоционально-волевая сфера

  Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма.

Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.

VII Особенности личности.

  Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружбы с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

Поведение в учебной игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка.

Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.

Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент.

                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики класса.

Методические рекомендации помогут классному руководителю составить характеристику класса (кратко и точно)....

Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений

Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы с ОВЗ

В данной статье отражены особенности развития высших психических функций учащихся начальных классов, имеющих нарушения зрительного восприятия. Отражены формы работы по эстетическому воспитанию и разви...

Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"

На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...

Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК

У  каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...

План работы психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения

План работы психолого-педагогического консилиума отражает комплексное взаимодействие специалистов, направленное на выявление детей сОВЗ, разработку и реализацию комплексного сопровождения ребенка с ОВ...